Мода на причёски в Испании (XVI–XVII века)

В конце XVI – начале XVII веков Испания стала не только политически сильным государством, но и одним из культурных центров Европы. Период называют «золотым веком» в истории Испании. В конце XVI – начале XVII веков Испания диктовала моду, как в одежде, так и в прическах.

Веласкес. «Менины» (1656, Прадо, Мадрид)

Испания была страной католиков. Католическая церковь являлась оплотом в Европе, потому что к XVII веку протестантство стало религией большей части Европы, которая отказалась подчиняться Папе Римскому. Испанцы, будучи достаточно религиозными, скрывали всё тело одеждой и предпочитали темные тона. Так, испанские женщины должны были прикрывать щиколотки ног, кисти рук и, конечно же, избегать глубоких вырезов на груди.

Платья того времени были темными, преимущественно черными, и по своей форме напоминали футляр – плотное одеяние, закрывающее всё тело.
К женским платьям и мужскому костюму, который также был темным, принадлежали воротники под названием фреза. Фреза – широкий, рифленый, крахмальный белый воротник, плотно прилегающий к шее. Такие воротники в виде кольца обрамляли шею до плеч.
Держались они исключительно на специальном металлическом каркасе.

Филипп II, король Испании, первый герцог Милана из дома Габсбургов, Антонис Мор, Эскориал.

Воротник фреза

Мужчины носили короткие стрижки из-за воротника: с ним фреза не позволяла комфортно носить длинные волосы. Воротник повлиял и на женские прически – они стали носить высокие укладки.

Портрет испанского короля Филиппа IV в доспехах, 1628 года, Музей Прадо, Мадрид.

Кроме коротких стрижек мужчины носили. бородыНосили мужественные бакенбарды или усы. Бороды имели небольшие острый овал.

Принцесса Анна из испанской королевской семьи и принц Филипп, будущий король Испании.

В конце XVI – начале XVII века в Испании женщины носили высокие и строгие прически.
Делались прически с пучками на макушке и валиками над лбом. Волосы завивались. Были также прически с каркасами из медной проволоки, имеющими форму сердца, яблока или груши.

Мари-Анна, королева венгерская, 1629 года рождения, Museo del Prado, Мадрид.

Например, носили причёску «куафиа де папос»: косы закручивали в жгуты на щеках, делая прямой пробор. Вместо кос допускались бандо — пушистые полушария из волос.

Волосы заплетали высоко на макушке и выпускали вниз по спине и плечам волной.

Веласкес. Инфанта Маргарита Австрийская, 1660Прическа второй половины XVII века, а также платье, более свободное и яркое по цветам.

Волосы иногда заплетались в косы и собирались в пучки на затылке, а затем покрывались золотыми или серебряными сетками.

В то время как в Франции популярными стали парики, в Испании такого тренда не наблюдалось.

Головные уборы Испании

Мужчины предпочитали шляпы с широкими полями, декорированные страусиными перьями, бархатные и велюровые баретки с вышивкой, а также шляпы-ток.

Филипп II (король Испании) в шляпе ток

Женщины носили чепчики с рюшами и кружевом, а также большие широкополые шляпы с перьями. Шляпы ток напоминали мужские шляпки – маленькие головные уборы практически без полей с высокой тульей.

Женщины также носили капюшоны и вуали. В Севилье популярным был головной убор под названием транзадо: небольшая повязка с футляром, переплетенная крест-накрест узкой лентой, в который укладывалась коса.

Веласкес. «Дама с веером». 1646 год.

Среди испанских женщин популярным был головной убор, называемый «ток по-московски». Такой ток украшался перьями и драгоценностями посередине и был столь же изящным и дорогим. Убранство головы у московских бояр .

Также носили мантильи – длинные шали из шелка или кружева, составлявшие часть испанского женского традиционного наряда.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.