В 1870-х — 1880-х годах популярным стал стиль позитивизма. Позитивизм в европейском искусстве второй половины XIX века был распространен преимущественно в декоративно-прикладном искусстве.
Пьер-Огюст Ренуар «Прогулка» 1870 год
Позитивизм, в отличие от классицизма или же бароккоНе считался «великим» или же «большим стилем». В отличие от «великих стилей», например, классицизма, не охватывал все виды искусства, а был присущ лишь некоторым видам. Например, в 1870-1880-е годы позитивизм характеризовал европейскую одежду, тогда как в живописи преобладал реализм и зарождался импрессионизм.
Пьер-Огюст Ренуар «В саду» 1888 год
Подобно всем стилям XIX века, позитивизм чаще всего отразился в женской моде. Мужская же одежда почти не претерпела изменений. Костюм-тройка — брюки, жилет и пиджак — к концу XIX века стал нормой для мужской моды. После 1875 года сюртуки и фраки считались одеждой исключительно для особых случаев. Разноцветные фраки больше не встречаются. Фрак теперь – черное вечернее платье.
Иван Крамской«Портрет художника Ф.А.Васильева» 1871 год
Что касается костюма-тройки, жилет, брюки и пиджак сейчас шьют из одинаковых материалов, обычно одноцветных.
Илья Репин «Портрет художника Г.Г.Мясоедова» 1884 год
Шляпы-цилиндры отошли в прошлое, теперь их носят лишь на сцене оперы. В повсеместном образе популярен более простой головной убор — котелок.
Илья Репин «Портрет Третьякова» 1883 годИзображение промышленника и мецената Третьякова. основателя Третьяковской галереи
В женских костюмах с 1870-х годов XIX века стиль позитивизма полностью утвердился и заменил предыдущий. второе рококо.
Пьер-Огюст Ренуар «Танец в городе» 1883 год
Источником стали кринолины – каркасы для юбок платьев стиля второе рококо. Каркасы были настолько широкими, что женщины не могли нормально ходить из-за невозможности видеть, куда ступают. Юбки начали постепенно сужаться спереди, а вся конструкция каркаса смещалась назад.
Пьер-Огюст Ренуар «Танец в Буживале» 1883 год
К 1870 годам юбки женских платьев приобрели необычный вид: прямые спереди и выпуклые сзади. Благодаря этому силуэт платья напоминал букву «S». Платья такого фасона стали главной чертой стиля позитивизм в женском костюме.
Пьер-Огюст Ренуар«Танец в деревне» 1883 год
Существует версия о том, что к появлению платьев с турнюрами руку приложил модельер Чарльз Ворт. По легенде, он увидел служанку, которая, переступая лужу, приподняла юбку своего платья по бокам, что и стало основой для платьев с турнюрами.
Пьер-Огюст Ренуар«Женщина с попугаем» 1871 год
Платья «тюник» дополнялись турнюром — конструкцией из проволоки, плетеной основы или мягкой подушечки, закреплявшейся под платьем у талии для создания объема силуэта.
Комплект нижнего белья 1880 год
Платье «тюник» имело гладкое облегающее лиф и прямые рукава. В повседневном варианте у платья был воротник-стойка. Платья в стиле позитивизм для бала могли иметь горизонтальное декольте и небольшой шлейф. Юбка платья была прямой с треном, который чаще всего драпировался на турнюре и выглядел в виде драпированных или заложенных бантовыми складками полотнищ на спинке. Ниже трена ткань юбки закладывалась складками и могла быть укреплена тесьмой с изнанки.
Изображение из модного издания конца 1800-х годов.
В дополнение к платью «тюник» женщины могли носить костюм-тальер, появившийся в европейской моде из Англии. Этот костюм носили наездницы и женщины, борющиеся за равноправие. В конце XIX века появились первые эмансипированные женщины, а само понятие феминизма также оформилось в это время. Французская писательница Жорж Санд служила примером для многих женщин XIX века, которые боролись за равноправие с мужчинами, в том числе и в одежде.
Даже не обращая внимания на моду на необычные платья, тюники всё же не обошли стороной. художники-карикатуристы XIX векаОдна карикатура посвящена стилю позитивизма. Журнал «Ульк» Берлин 1883 год
Костюм-талие был похож на мужской костюм-тройку: состоял из юбки, блузки и жакета. Женщины могли дополнить его накрахмаленными воротничками и манжетами, позаимствованными у мужчин, а самые смелые — мужскими галстуками.
Фотография Жорж СандНастоящее имя знаменитой писательницы XIX века – Амандина Аврора Люсиль Дюпен. Из-за того, что издатели считали её книги заведомо легкомысленными при женском имени, она выбрала мужской псевдоним.
Интересным платьем стиля позитивизм было платье из тафты с оборками на рукавах и декольте. Низ юбки отделан бахромой. Оборки при ходьбе производили шелест, который считался модным и назывался «фру-фру». Платье иногда именовали «вокализ», то есть звучное.
Ганс Макарт, австрийский художник, устанавливал моду. В 1870-х годах мастерская служила центром моды в Австрии. «Женский портрет»
Различные виды домашней одежды были популярны – халаты с рукавами в стиле кимоно, пеньюары, капоты, которые представляли собой верхнюю одежду свободного кроя.
Ганс Макарт Дамский портрет с красной шляпой и перьями.
Вместе с платьями в стиле позитивизм носили разную шляпу – преимущественно маленьких размеров. В связи с тем что прически того времени всё более возвышались, к ХХ веку женские шляпы начинали напоминать наколки, которые украшали цветами, перьями и даже весьма малыми по размеру чучелами птиц. Дамы из привилегированных семей пользовались для украшения кружевными зонтами, защищавшими от солнца, тонкими перчатками, небольшими сумочками на тонком ремешке и длинными нитями бусин.
Иван Крамской«Портрет Софьи Крамской» 1882 год
Платья в стиле позитивизм преимущественно изготавливали из бархата и шерсти. Вначале преобладали платья темных оттенков, но позднее вошли в моду наряды светлых тонов.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.