В год петуха, вступая в 2017 год, который, согласно китайскому календарю, ознаменуется годом Петуха, стоит обратить внимание на костюм в стиле барокко.
Иасент РигоПортрет Людовика XIV
Барокко – это наиболее выразительный, роскошный и декоративный стиль, проявившийся как в искусстве, так и в моде. Никогда до этого и никогда после этого мода не достигала такой сложности, оставаясь при этом невероятно изысканной. Ранее мужской костюм эпохи барокко не отличался таким же великолепием и элегантностью, как и женский.
Николя де ЛаржийерПортрет Людовика XIV с семьёй
Французский барокко, в который также была интегрирована испанская мода, особенно в первой половине XVII века, характеризуется атмосферой торжества и праздника. В одежде этого стиля присутствуют плиссировки, буфы, многослойные ленты, рюши, оборки и банты. Французский бант называется «galant», что и определило еще одно название эпохи – галантная эпоха. В стиле барокко золото было самым предпочитаемым металлом. Во Франции XVII века широко распространено мнение о безграничной ценности золота. Золотом позолотились рамы картин и зеркал, изготовлялись золотые люстры, выполнялась вышивка золотыми нитями. Золото наиболее выигрышно сочетается с алмазами. Алмазы украшали одежду и служили пуговицами в мужском костюме. Французский стиль барокко неразрывно связан с правлением короля Людовика XIV. Его прозвали «королем-солнце», а сам он утверждал, что Франция – это его воплощение. В эпоху Людовика XIV был возведен Версаль – роскошная загородная резиденция, выполненная в стиле барокко. Людовик большую часть времени проводил в Версале, и за ним следовал его двор. С середины XVII века и до начала XVIII века европейская мода определялась Версалем. Одежда, которую предпочитали носить при дворе Людовика XIV и сам король, быстро становилась популярной по всей Европе.
Шарль ЛебренКанцлер Сегье
Мужской костюм отличался особой элегантностью. В качестве нижней одежды мужчины предпочитали кружевные рубашки, которые дополнялись жилетом и жабо. Жилет традиционно был на 10-15 см короче, чем жабо. Первоначально жюстокор воспринимали как предмет военной формы, но начиная со второй половины XVII века его стали надевать придворные аристократы при дворе Людовика XIV, а затем и аристократы всей Европы.
Шарль ЛебренКонный портрет Людовика XIV
Жюстокор представляет собой одежду длиной до колен, отличающуюся прилегающим кроем и расширением книзу. Неотъемлемой частью является широкий пояс. Для декора использовались нарядные пуговицы, в некоторых случаях – бриллиантовые. Модель также включала два передних кармана и три разреза: два по бокам и один сзади. Разрезы вносились для облегчения верховой езды. Жюстокор дополнялась вышивкой. Кружевные манжеты нижней рубашки должны были быть заметны из-под рукавов жюстокора.
Портрет Шарля Лебрена, выполненный Николой Ларжильером
Вместе с жюстокором надевался белый шейный платок, который стал прообразом современного галстука. По мнению исследователей, французская знать переняла этот платок у хорватских наемников. Таким образом, Хорватию вполне обоснованно можно считать родиной галстука.
Портрет, написанный Пьером Миньяром, изображает Мольера «Мольер описывал моду французской знати XVII века, отмечая обилие декоративных элементов: «От башмаков до шляпы – банты, ленты, банты, ленты
Существовал также вариант жюстокора, доступный исключительно членам королевской семьи. Это ограничение было закреплено в указе, изданном Людовиком XIV в 1660-е годы. Такой жюстокор имел название «жюстокор по привилегии». Его отличительные черты заключались в синем цвете ткани, красной подкладке и обильной золотой и серебряной вышивкой.
Автопортрет художника Пьера Миньяра(в домашнем халате)
В эпоху барокко мужчины предпочитали узкие короткие штаны до колен, известные как кюлоты, которые надевали с длинными белыми шелковыми чулками и туфлями, нередко украшенными бантиком.
Изображение Кольбера, занимавшего пост министра финансов при французском короле
Парик являлся неотъемлемой частью мужского придворного костюма в XVII веке. Мужчины того времени предпочитали носить длинные парики, покрытые пудрой (для придания седины), с большими локонами. По преданию, либо Людовик XIV, либо его отец, Людовик XIII, преждевременно поседел, что и послужило началом моды на белые парики, напоминающие «седые» волосы. В то время среди обывателей бытовала шутка о том, что аристократы теперь используют муку не только в пищу, но и для укладки причесок.
Людовик XIV, сопровождаемый своим братом и Жан-Батистом Кольбером, посетил Мануфактуру Гобеленов
В эпоху XVII века макияж был популярен и среди мужчин. Беление лица и яркая роспись щек были распространены среди аристократов, независимо от их пола.
Портрет мадам де Монтеспан ателье художника Пьера Миньяра
Женский костюм эпохи французского барокко отличался сложностью и роскошью, подобно мужскому. Дамы надевали парадные платья с объемными юбками, выполненными на каркасе. Низ платьев второй половины XVII века формировался из трех юбок. Нижняя юбка именовалась «тайной». Средняя юбка, фрипон, получила такое название, что в переводе означало «шалунья». Для этой юбки обычно выбирались более легкие ткани, такие как тафта или муар. Нижняя часть средней юбки фрипон намеренно выглядывала из-под верхней юбки и поэтому декорировалась кружевом, бахромой, кисточками, оборками и воланами.
Портрет мадам де Монтеспанфаворитка короля Франции Людовика XIV
Верхняя юбка называлась модест, что в переводе означало «скромная». Для ее изготовления использовали плотные, однотонные ткани, такие как атлас, парча и бархат. Следует отметить, что при выборе цветов для женской и мужской одежды в стиле барокко предпочитали темные, насыщенные оттенки. В частности, большую популярность имели темно-красный и темно-синий цвета. Верхняя юбка имела разрез и поднималась по бокам, открывая нижнюю юбку из фрипона и внутреннюю подкладку. Она крепилась к лифу платья с использованием бус или декоративных шнурков.
Мадам де Монтеспан и ее дети
Лиф платья декорировали рядами кружев или бантами. Рукава достигали локтя и были украшены кружевной отделкой. Во Франции XVII века в моде были глубокие вырезы. Моду на столь глубокие и почти неприличные декольте закрепила одна из фрейлин короля Людовика XIV, мадам де Монтеспан.
Мадам де Монтеспан
Влияние фавориток короля определяло выбор моделей женских костюмов. С появлением набожной маркизы де Ментенон, ставшей фавориткой Людовика XIV в последние годы его жизни, мода на платья с глубоким декольте постепенно теряет популярность. Вместе с этим уходят в прошлое и роскошные украшения. В целом, платья придворных дам в последние годы правления Людовика XIV становятся более сдержанными и скромными.
Мария Терезия Австрийская была супругой Людовика XIV
Корсет был неотъемлемой частью женского костюма XVII века. Изготовленный из китового уса, он предназначался для создания максимально тонкой талии. Иногда корсеты затягивали настолько сильно, что в жарком помещении становилось трудно дышать, и женщины теряли сознание. Поэтому дамы XVII века всегда имели при себе нюхательную соль. Ношение корсета в женской одежде также оказывало негативное воздействие на здоровье, поскольку длительное его использование приводило к деформациям внутренних органов.
Слева изображена Гортензия Манчини, герцогиня де Мазарен Сестра Марии Манчини
Справа изображена Мария Манчини, репродукция портрета работы Якоба Фута Одна из пяти дочерей кардинала Мазарини и первая любовь короля Людовика XIV
Прически женщин XVII века чаще всего были высокими. К примеру, в моду входит прическа «фонтанж», названная в честь еще одной фаворитки Людовика XIV Анжелики де Фонтанж. Такая прическа состояла из ряда взбитых волос, лент и кружев, уложенных на высокий проволочный каркас.
Портрет Анжелики де Фонтанж, выполненный кистью Анри Пигайема
Катрин Шарлотта де Граммон, принцесса Монако, герцогиня Валантинуа
Слева — Мадемуазель де Роклор, портрет кисти художника Пьера Миньяра
Справа изображена Анна-Генриетта Гонзага Баварская, принцесса Конде
Женщины XVII века использовали не только отбеливание и румяна для лица, но и носили мушки – искусственные родинки, выполненные из черного шелка. Эти декоративные элементы могли располагаться над верхней губой, в уголке глаза, на лбу, шее и груди.
Портрет Маркиза де Ментенонпоследней фаворитки Людовика XIV
Франсуаза д’ОбиньеМаркиза де МентенонПосле кончины его супруги, Марии Терезии Австрийской, Людовик XIV втайне заключил брак с мадам де Монтеспон
Платья в стиле барокко отличались обязательным декорированием тканей орнаментами и рисунками, такими как плоды граната, декоративные цветы, завитки и виноградные гроздья. Особой востребованностью пользовался узор трельяж, представляющий собой ромбовидную сетку с розетками.
Портрет Маркиза де МентенонПрежде чем стать любимицей короля, а затем и его супругой, маркиза де Ментенон была нянькой детей Людовика XIV и его самой влиятельной фаворитки мадам де Монтеспан
Дамы XVII века носили не только нарядные платья. В это же время формируется мода на домашнюю одежду. Так, в эпоху барокко появляется дезабилье – простой домашний костюм из легкой ткани. В дезабилье или прозрачном пеньюаре, а также в тонких шелковых чулках дамы XVII века могли принимать гостей по утрам в собственном будуаре. Стиль барокко не забыт и современными дизайнерами. Так, в коллекциях бренда Dolce & Gabbana часто можно встретить множество мотивов, вдохновленных этим стилем. Не стала исключением и коллекция сезона . Разнообразные декоративные элементы, сочетание черного и белого цветов, насыщенные яркие оттенки – все это актуально в год Петуха.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.