Мода и костюм конца XIX века

В 1870-х — 1880-х годах популярным был стиль позитивизма. Позитивизм в европейском искусстве второй половины XIX века применялся преимущественно в декоративно-прикладном искусстве.

Пьер-Огюст Ренуар «Прогулка» 1870 год

Позитивизм, в отличие от классицизма или же бароккоНе являлся «великим» или же «большим стилем». В отличие от «великих стилей», например классицизма, не распространялся на все виды искусства, а был применим лишь к определённым видам. Так, стиль позитивизм в 1870-1880-е годы был свойственен европейскому костюму, в то время как в живописи господствовал реализм и зарождался импрессионизм.

Пьер-Огюст Ренуар «В саду» 1888 год

Подобно всем стилям XIX века, позитивизм нашел яркое выражение в женской моде. Мужская одежда же почти не претерпела изменений. Во второй половине XIX века мужской моде прижился костюм, состоящий из брюк, жилета и пиджака. После 1875 года сюртуки и фраки стали редкостью в повседневной одежде. Распространенные раньше разноцветные фраки исчезли. Фрак теперь носили только вечером и он всегда был чёрного цвета.

Иван Крамской«Портрет художника Ф.А.Васильева» 1871 год

Что касается костюма-тройки, жилет, брюки и пиджак теперь сшиваются из одинаковых материалов и преимущественно одноцветные.

Илья Репин «Портрет художника Г.Г.Мясоедова» 1884 год

Шляпы-цилиндры уходят в прошлое, теперь их носят лишь на опера. В обычной одежде модным стал более простой головной убор – котелок.

Илья Репин «Портрет Третьякова» 1883 годПортрет Третьякова — промышленника и благотворителя. основателя Третьяковской галереи

В женских костюмах позитивизм полностью утвердился с 1870-х годов XIX века и заменил предыдущий стиль. второе рококо.

Пьер-Огюст Ренуар «Танец в городе» 1883 год

Истоки этого связаны с кринолинами – жесткими конструкциями под юбки в стиле «второе рококо». Из-за огромных размеров женщины не могли свободно передвигаться, так как из-за пышности юбок теряли обзор. В результате юбки стали постепенно сужаться спереди, а сама конструкция каркаса смещалась назад.

Пьер-Огюст Ренуар «Танец в Буживале» 1883 год

К концу XIX века юбки дамских платьев искривлялись, становясь прямыми спереди и выпуклыми сзади, подобно латинской букве S. Такой силуэт платья стал характерной чертой стиля позитивизм в женской одежде.

Пьер-Огюст Ренуар«Танец в деревне» 1883 год

Существует версия о том, что к появлению платьев с турнюрами (каркас под юбку платьев в стиле позитивизм) приложил руку известный модельер второй половины XIX века Чарльз Ворт. По легенде, он увидел служанку, которая, переступая лужу, приподняла юбку платья по бокам, что и легло в основу платьев с турнюрами.

Пьер-Огюст Ренуар«Женщина с попугаем» 1871 год

Платья, называемые «тюник» с турнюром, имели дополнительный элемент — турнюр.

Комплект нижнего белья 1880 год

Платье-тюник имело гладкую облегающую форму и прямые рукава. В повседневном варианте у платья был воротник-стойка. Платья в стиле позитивизм для балов могли иметь горизонтальное декольте и небольшой шлейф. Юбка платья была прямой с треном, который чаще всего драпировался на турнюре и выглядел в виде драпированных или заложенных бантовыми складками полотнищ на спинке платья. Ниже трена ткань юбки закладывалась складками и могла скрепляться тесьмой с изнанки.

Изображение из журналов моды конца 1800-х годов.

Женщины наряду с платьем «тюник» могли носить костюм-таллер, появившийся в европейской моде из Англии. Такой костюм носили наездницы и женщины, борющиеся за равноправие. В конце XIX века появились первые эмансипированные женщины, а само понятие феминизма также оформилось в это время. Французская писательница Жорж Санд служила примером для многих женщин XIX века, которые боролись за равноправие с мужчинами, в том числе и в одежде.

Несмотря на популярность необычных платьев, тренд «тюник» остался актуальным. художники-карикатуристы XIX векаОдна карикатура о стиле позитивизма. Журнал «Ульк» Берлин 1883 год

Костюм-таллер напоминая мужу костюм-тройку состоял из юбки, блузки и жакета. С таким костюмом женщины могли носить накрахмаленные воротнички и манжеты, заимствованные из мужской моды. Смелые дамы в качестве аксессуара использовали мужские галстуки.

Фотография Жорж СандНастоящее имя известной писательницы XIX века – Амандина Аврора Люсиль Дюпен. Из-за предубеждений издателей, которые считали её книги легкомысленными при женском имени, она выбрала мужской псевдоним.

Платье из тафты с оборками на рукавах и декольте, отделанное бахромой по низу юбки, считалось интересным примером стиля позитивизм. При ходьбе оборки издавали шелест, который тогда признавался модным и назывался «фру-фру». Иногда платье именовали «вокализ», то есть звучное.

Ганс Макарт — австрийский мастер живописи, задающий тренды моды. В 1870-х годах мастерская стала центром моды в Австрии. «Женский портрет»

Домашняя одежда представлена разными видами: халатами с рукавами, напоминающими японские кимоно, пеньюарами и капотами – широкими верхней одеждой.

Ганс Макарт Изображение женщины с красной шляпой, украшенной перьями.

В эпоху позитивизма в сочетании с платьями носили разные головные уборы. Чаще всего выбирали небольшие шляпки. По мере того как прически того времени становились все выше, к XX веку женские шляпы приобретали вид высоких и украшенных цветами, перьями и даже миниатюрными чучелами птиц наколок. Женщины из высшего общества использовали кружевные зонты для защиты от солнца, тонкие перчатки, маленькие сумки на длинной тесёме и длинные нити бус как украшения.

Иван Крамской«Портрет Софьи Крамской» 1882 год

Платья стиля позитивизм преимущественно изготовляли из бархата и шерсти. Сначала платья имели темные тона, но потом вошли в моду светлые оттенки.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.