Эпоха Возрождения, также известная как Ренессанс, ознаменовала собой период расцвета европейской живописи, архитектуры и моды. В XV-XVI веках жили и создавали свои знаменитые работы такие мастера, как Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль.
Леонардо да ВинчиДжоконда
Италия стала центром культуры Возрождения. В XV веке художники, скульпторы и архитекторы всей страны устремлялись во Флоренцию. Это объясняется тем, что во Флоренции находилось могущественное и влиятельное семейство Медичи. Помимо огромного богатства, семья Медичи оказывала активную поддержку искусству.
Леонардо да ВинчиПортрет Дамы с горностаем
Благодаря семье Медичи, во многом Флоренция стала в XV веке центром развития искусства. В этом городе трудились Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело и знаменитый архитектор Филиппо Брунеллески. Однако, XV век – это не только город художников Флоренция, флоренция не только была важным экономическим центром, но и столицей моды. Флорентийские ткани пользовались широкой известностью далеко за пределами Италии, а также способствовали известности города и флорентийское кружево.
Сандро БоттичеллиПортрет Джулиано Медичи
Мода флорентийского периода XV века отличалась яркостью и непринужденностью. Она стала преемницей периоду Средневековья – эпохе строгих правил в одежде и обязательного ношения головных уборов, когда церковь определяла, как должны одеваться её последователи. В эпоху Возрождения наблюдается снижение влияния церкви на общественную жизнь. Подверглась ослабление власти католической церкви благодаря Великим географическим открытиям (в XV веке была открыта Америка), новым изобретениям, таким как книгопечатание в XV веке, и движению за реформацию католической церкви. В Германии священник Мартин Лютер выступил с критикой церкви, что нашло поддержку среди населения и привело к образованию лютеранской церкви, не зависящей от Папы Римского. В Англии также возникает англиканская церковь, которая теперь находится в подчинении у короля Англии, а не у Папы Римского. Тенденции, формирующиеся в различных областях жизни общества XV века, проявляются и в моде. Одежда обретает свободный крой, рукава становятся широкими, а на ней появляются многочисленные разрезы – вдоль линии талии и на рукавах. Эти разрезы служат не только для демонстрации дорогой (иногда шелковой) ткани нижних рубашек, но и обеспечивают удобство движений. Рукава-буфы входят в моду. В женских платьях всё чаще можно встретить вырезы декольте. При этом, подобные элементы дизайна располагаются не только спереди, но и на спинке, обычно в форме треугольника, акцентируя внимание на изяществе шеи.
РафаэльПортрет женщины (Донна Гравида)
В эпоху Возрождения в Италии идеалами женской красоты были длинная шея и высокий лоб. Как и в Средние века, для акцентирования внимания на лбе женщины сбривали волосы у линии роста волос на расстояние, равное толщине двух пальцев. Брови и ресницы не подчеркивались, однако активно использовались ароматические духи. Щёки румянились, а губы окрашивались. Во флорентийских мужчинах нижняя рубашка достигала длины до середины бедра и имела кружевное украшение манжетов и воротника. Чтобы продемонстрировать дорогостоящее кружево, воротник и манжеты нижней рубашки всегда оставались видны из-под верхней одежды. Рукава нижней сорочки были объемными и продевались через разрезы в рукавах верхней одежды.
Сандро БоттичеллиПортрет молодого человека
Чулки и короткие панталоны, достигавшие середины бедра, надевали на ноги. Панталоны, также известные как рейтузы, обычно изготавливали из бархата. Начиная с XVI века, эти штаны стали немного длиннее и оснастили пуговицей под коленом. Название «панталоны» этот предмет мужской одежды получил в честь итальянца Панталони, который первым начал носить подобную одежду.
РафаэльПортрет Альоло Дони
Колетом называли короткую верхнюю распашную одежду, застегивающуюся на пуговицы или шнуровку. Эта верхняя одежда могла иметь как высокий воротник, так и вырезы различной формы. Другим видом верхней одежды была симарра – распашная одежда различной длины с широкими, длинными рукавами. Симарра присутствовала как в мужском, так и в женском гардеробе, при этом женщины надевали ее поверх платья. Мужчины во Флоренции также использовали разнообразные плащи. Например, табар – это накидка, напоминающая короткий нарамник (плащ, не сшитый по бокам), с ниспадающей спинкой и подпоясанной передней частью. Береты были популярным головным убором среди жителей Флоренции.
Сандро БоттичеллиПортрет Симонетты Веспуччи
Платья с декольте, разрезами на рукавах, рукавами-буфами и шнуровкой спереди носили женщины. Эти платья назывались гамурра.
Симонетта Веспуччи
В качестве альтернативы женскому платью существовало платье киртл. Киртл представляло собой платье с затянутым шнуровкой узким лифом и длинной юбкой, с короткими рукавами или без них (в этом случае рукава крепились отдельно). Использовались дорогие и насыщенные цвета ткани для пошива платьев. Аналогично мужским костюмам, через прорези в рукавах верхнего платья была видна белая ткань нижней рубашки.
Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. Портрет дамы
Флорентийские прически также привлекали внимание. Прическа под названием «флорентийская коса» была особенно востребована: волосы у ушей формировали полукруги, волосы разделялись прямым пробором, а сзади ниспадала длинная коса, украшенная лентами и жемчугом. Существовали и более замысловатые исполнения этой прически.
Антонио Поллайоло Портрет дамыНа рукаве платья изображен цветок граната – распространенный мотив на флорентийских тканях
Завивка волос также была популярна. Ею пользовались и мужчины, и женщины. Подобно тому, как художники эпохи Возрождения обращались к традициям древнегреческого и древнеримского искусства, модники Ренессанса находили вдохновение в образах античных богов. Помимо завивки, в моде были и светлые волосы, поскольку древнегреческих богов и богинь часто изображали «златокудрыми».
РафаэльПортрет Иоанны Арагонской
В Венеции ожидается повышенный интерес к светлым волосам. Чтобы добиться более светлого оттенка, венецианки даже прибегали к ношению соломенных шляп без донышка, выкладывая пряди волос на поля для воздействия солнечных лучей. Венеция являлась второй столицей итальянской моды эпохи Возрождения после Флоренции. Весь XVI век моду в Италии диктовала Венеция. Станет Венеция в XVI веке и центром искусства. Именно в Венеции создавали свои шедевры такие художники Позднего Возрождения, как Тициан и Джорджоне.
ТицианПортрет Томазо Винченцо Мости
В XVI веке на венецианскую моду оказывалось значительное влияние испанского стиля. Женские наряды становились более сдержанными. Рукава уменьшались в объеме, а объемные воротники-буфы сохранялись лишь в верхней части плеч. Испанские тенденции повлияли и на цветовую палитру одежды, сделав ее более темной. Мужчины стали предпочитать небольшие бороды, в отличие от флорентийцев, которые предпочитали гладко выбритые лица. Наиболее часто используемой тканью для мужских костюмов является бархат. Часто на одежде присутствовали меховые вставки и вышивка.
ТицианПортрет мужчины в красной шапке
В качестве верхней одежды использовали пурпуэн, который оставался частью мужского костюма еще со времен Средневековья и отличался глубоким вырезом на груди. На ногах надевали чулки и штаны о-де-шосс – короткие брюки, имеющие шарообразную форму. В Венеции женщины отдавали предпочтение роскошному бархату темных оттенков. Их платья отличались рукавами-буфами и юбками со складками. Вырез декольте нередко скрывался под верхней рубашкой, что позволяло демонстрировать складчатые нижние рубашки с оборками и богатой отделкой.
ТицианКрасавица
Женщин могли укрывать черными бархатными плащами, а также мантиями и пелеринками, которые застегивались брошками или пряжками.
ТицианПортрет Изабеллы
В Венеции XVI века возникла тенденция к ношению масок или полумасок из черной ткани. Знатные дамы часто использовали их, чтобы скрыть лица при выходе из дома и посещении тайных любовников. В Венеции начинает формироваться тенденция к ношению вееров и перчаток. При этом перчатки становятся неотъемлемой частью гардероба как женщин, так и мужчин. К середине XVI века влияние Италии на европейскую моду постепенно снижалось. Первоначально ведущей державой в области моды стала Испания, а начиная с XVII века – Франция.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.