Немного теорииМода — это важное явление. Модельеры, дизайнерские коллекции, Недели моды — одна сторона этого мира. Промышленные предприятия, фабрики, производящие одежду и ткани — другая. Еще можно рассмотреть моду с высоты птичьего полета: как систему, историческое явление, часть культуры, часть жизни общества. Моду как целостное явление, событие.
Кадр из фильма «Блондинка в законе»
Мода – французское слово (mode)Мода, происходящая от латинского слова «modus», означающего образ, мера, правило, представляет собой временное доминирование определенного стиля в какой-либо области жизни или культуры.
Эта тенденция формирует популярный стиль одежды, идей, поведения, этикета, образа жизни, искусств, литературы, кухни, архитектуры и развлечений в обществе на протяжении определенного времени. Таким образом, мода нестабильна и связана с временем. Время – одна из главных ее характеристик.
В этой статье разберём моду в одежде и изучим способы демонстрации модных веяний в разных онлайн-ресурсах. Будем рассматривать моду как локальное и одновременно глобальное явление.
В XIV-XV веках мода в одежде появилась при бургундском дворе во Франции. В это же время возникли все известные виды кроя одежды, что позволило изменять фасон с помощью небольших изменений, которые полностью меняли внешний вид.
Мода бургундии. Рисунок Дарьи Чалтыкьян.
Сегодня мода больше коммерческая, чем творческая. Есть известные бренды и Дома моды, а также четыре мировые Недели моды – в Париже, Милане, Лондоне и Нью-Йорке, которые устанавливают основные направления в моде. Затем эти тенденции берут за основу другие страны и города, распространяясь по всему миру, становясь все более доступными и в итоге исчезая.
В отношении моды сегодня выделяются пять периодов (циклов) распространения модных трендов. Эти периоды касаются и информации о моде: ведь мода распространяется как информация, ее рассказ – на страницах журналов, интернет-сайтов, блогах. Вот эти периоды:
Периоды в моде
Например, в моде широкие штаны черного цвета, но изначально из тонких и легких тканей — непригодные для ежедневной носки. звезды шоу-бизнесаПервый период характеризуется тем, что брюки-клеш шьют из дорогих тканей. Второй период – брюки-клеш черного цвета начинают шить из удобных для повседневной носки тканей. Цена таких брюк снижается. Третий период – всеобщий интерес к модной новинке (брюкам-клеш) распространяется по всему миру. Четвертый период – общедоступность брюк-клеш, они у всех, интерес к ним снижается. Пятый период – исчезновение интереса к брюкам-клеш и появление новой модной вещи, например, джинсы с низкой талией. Цикл повторяется.
Модные тенденции для одежды различаются: для недорогих повседневных вещей, таких как платья или шляпы, они меняются очень быстро, с сезона на сезон (весна/лето и осень/зима), а для более основательных видов одежды — за 10 лет.
Этот пять-периодный цикл моды относится к коротким циклам развития моды. Теоретики моды также выделяют долгосрочные циклы развития моды, длительностью примерно сто лет.
Европейская одежда XV — XVII веков1-3 — вторая половина XV века, 4-6 — XIV век (одежда крестьян), 7 — первая половина XVI века (Италия); 8 — первая половина XVI века, 9 — XVI век, 10 — середина XVI века, 11 — XVII век (Испания).
Американский антрополог Кребер ввёл понятия циклов развития моды. По его мнению, мода имеет поступательно-возвратный характер: достигает крайностей – чрезмерности или минимализма – и возвращается к «золотой середине». Кребер установил эти закономерности, изучая женское вечернее платье как одежду с ярко выраженным назначением. Анализ изменений длины и ширины юбки, талии, декольте в историческом контексте позволил ему сделать выводы о циклической природе развития моды.
Следует помнить, что в последние десятилетия всё чаще обсуждается сокращение сроков модных циклов, как краткосрочных, так и долгосрочных. Интернет оказывает значительную роль в этом процессе. Исследователь моды Бушуева С.С. в своей статье «Теории циклического развития моды» пишет: «Всемирная сеть Интернет позволяет широкой аудитории в короткие сроки узнать о последних моделях и трендах. В связи с этим промышленность также ориентируется на «быструю моду»».
Zara является показательным примером быстрого модного производства.
Информация о моде распространяется через пять циклов, являясь глобальной по своей природе. Появляются центры модных трендов, откуда нововведения быстро распространяются по всей сети, подобно капле воды, расходящейся по поверхности. Однако мода не всегда глобальна. Местные тенденции и особенности также существуют. Примечательно то, что локальные особенности тесно переплетаются с глобальным течением моды, точно так же, как происходит с информацией о ней.
Глобальное, локальное и как итог глокализацияПри этом все это происходит в сетевом обществе
Чтобы понять масштабность интернет-ресурсов, посвященных моде, сначала нужно разобраться с ключевыми понятиями: глобализация, локализация, сетевое общество.
Современное общество – это сетевое сообщество. Мода также является частью этого сетевого общества. Поскольку в нем преобладают медиа и информационные продукты, интернет-сайты, освещающие модные тенденции, можно считать средствами производства информационных продуктов на модную тематику.
Кадр из фильма «Матрица»
Ян ван Дейк, исследователь сетевого общества, отмечал, что оно существует с давних времён и прошло пять стадий развития. Наша нынешняя эпоха – последняя из них.
На первой стадии развития сетевого общества люди жили как охотники и собиратели, распространяя информацию через обмен идеями, культурными традициями (песни, танцы) и технологиями.
Вторая стадия – формирование городов. Это период возникновения первых цивилизаций: египетской, месопотамской, индийской и китайской. В это время народы этих империй объединялись, обмениваясь информацией с помощью караванов и кораблей. Возможно, именно тогда началось распространение информации о моде. Известно, что в Древнем Египте… глиняные куклыРаспространявшиеся по всему Египту, предметы показывали модные тенденции той эпохи.
Египетские куклы из терракоты. XXI — XVII век до н. э.
Третья фаза сопровождается возникновением письменности, распространением сведений и болезней.
Четвёртая – после открытия Америки Колумбом. К тысяче восемьсотму году люди переезжают в города массово, информация передаётся всё быстрее.
Пятая стадия – глобальная сеть. Скорость передачи информации растет, появляются новые технологии для ее передачи. Эта стадия делится на два периода: первый – массовое общество, второй – наше время – сетевое общество. В сфере моды сначала появились журналы – конец XIX века, а затем интернет-сайты – конец XX – начало XXI века.
Формирование сетевого общества тесно переплетается с глобализацией мира. Информация о моде, подобно другим данным, обретает общемировой масштаб.
И тут появляется глокализацияНесмотря на тенденцию к глобализации, мир не становится однородным. Мода сохраняет свои особенности в разных регионах. Р. Робертсон описывает процесс глокализации – объединение глобального и локального, общего и местного. Местные культуры взаимодействуют, а в глобальных процессах проступают элементы локальной специфики.
Глобальный бизнес требует учета местных особенностей, например, при строительстве сети розничных точек по всему миру. Неслучайно, что глобализацию прежде всего связывают с экономикой, а лишь потом — с другими областями жизни.
Робертсон в своём определении термина «глокализация» ссылается на Оксфордский словарь, где данное понятие тесно связано с Японией. В словаре говорится о японском слове «dochakuka» (вытекающем из «dochaku» – «живущий на своей собственной земле»). Поначалу оно обозначало сельскохозяйственный принцип адаптации агротехник к местным условиям, но в дальнейшем стало использоваться в японском языке бизнеса для обозначения глобальной локализации – глобальных перспектив, адаптированных к местным условиям.
Стиль «Готическая Лолита» — результат переосмысления европейских традиций готики и образа литературного персонажа Лолиты в контексте японской культуры.
Глокализация стремится к компромиссу между глобальным и локальным.
Азиатский регион, например Япония, ярко демонстрирует процессы глокализации, что может быть обусловлено традициями, историей и культурными различиями между странами Азии и Европы.
Блоги и сайты о моде ярко демонстрируют характер моды: одновременно глобального и местного масштаба. Моде свойственна способность адаптироваться к разным культурным средам.
Журналы моды, такие как Vogue, Vanity Fair, Tatler, Harper’s Bazaar, L’Officiel и Fashion Collection, выпускаемый в Беларуси и России, представляют собой глобальное явление.
Например, журнал Fashion Collection выпускается в России и Беларуси. В нём публикуются материалы о российской, мировой и белорусской моде. То же самое можно сказать о журнале L’Officiel – французском издании, выходящем также в Украине. Иногда наоборот, статьи о событиях в Украине (украинская модная индустрия развита, дизайнеры из Украины участвуют в показах, например, в Италии) могут попасть на страницы французского L’Officiel, но такие случаи редки.
Первая обложка журнала Cosmopolitan. Одна из первых обложек Vogue
Принципы наполнения сайтов одинаковы, независимо от страны: Vogue.ru, Vogue.co.uk или Vogue.co.jp – все ясно и понятно, даже если язык не известен, но содержание часто отражает локальный колорит.
С сайтами Недели Моды действует аналогичная ситуация. Визуальный стиль сайтов и разделов схож, но содержание отличается.
Фэшн-блоги представляют собой интересную тему для исследования.
В них сочетаются глобальные и локальные тенденции моды как нигде больше.
Можно выделить две основные категории: блоги модных критиков, разбирающихся в моде и критике, а также блоги девушек-блогеров, интересующихся модными новинками. Первые часто публикуют обзорные статьи и критические оценки, вторые — фотографии своих образов.
На страницах фэшн-блогов можно встретить фотографии уличной моды, где сочетаются глобальные и локальные элементы. Похожие разделы встречаются во всех блогах, но за схожей формой кроются особенности конкретного места.
Информация о моде в сети Интернет распространяется через тематические сайты, блоги о моде, сайты журналов мод и сайты Недели моды. Такая информация может быть глобальной или локальной, а также подчинена пяти циклам развития моды, которые по сути являются глобальными.
Уличная мода. Индия
ВыводыТенденции, формирующиеся в мире моды, одинаковы для всех регионов. Пройдя пять циклов развития, мода распространяется по всему миру, так же как и информация о ней. Информация об этом поступает через тексты и фотографии журналистов и фэшн-блогеров, коллекции дизайнеров (дизайнеры из отдаленных стран часто заимствуют идеи ведущих мировых показов) и уличную моду (образ с улиц Лондона спустя некоторое время появляется в Минске). В то же время, мода приобретает локальный колорит в каждом регионе.
Интересный обратный процесс происходит: дизайнеры мировых подиумов обращают внимание на элементы национальных культур и заимствуют их. Благодаря моду эти элементы возвращаются в контекст локальных тех культур, откуда были взяты. Например, 2014 год. На подиумах появляется мода на народные мотивы (Emilio Pucci – орнаменты с отголосками наследия инков, Valentino – коллекция в фольклорном стиле). В рамках этой тенденции на подиумах Белорусской недели моды демонстрируются коллекции белорусских дизайнеров с элементами белорусского орнамента – например, бренд HONAR.
Эмилио Пуччи. Фольклорные мотивы — наследство инков.
Valentino 2014
Бренд Honar из Беларуси сочетает белорусский национальный орнамент с восточными мотивами-пучками в создании причесок.
Модный бизнес достаточно глобален, как и люди, работающие в нём: дизайнеры, фотографы, модели. Последние часто путешествуют между Лондоном и Токио. Тем не менее, мода – это область, где прекрасно получается преобразовывать локальное в глобальное и возвращать его обратно в контекст локального. Именно этим она интересна? Ведь тогда получается, что именно мода, как ничто другое, способна объединить мир, сделать его понятным и общедоступным. Но при этом снова же мода, как ничто другое, способна рассказать всему миру о нашей уникальности.
Вероника Д. для журнала Милитта
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.