Мариано Фортуни: от платьев к биографии

Мариано Фортуни-и-Мадрасо (11 мая 1871 – 3 мая 1949) – выдающийся изобретатель, декоратор, художник и фотограф.

Мариано Фортуни появился на свет 11 мая 1871 года в испанской провинции Гранада. Семья была связана искусством, и Мариано также мечтал стать художником. Его отец, Мариано Фортуни-и-Марсель, был известным живописцем, а мать – дочерью знаменитого испанского художника Раймундо де Мадрасо-и-Гаррета. Когда Мариано исполнился четыре года, скончался отец, и семья переехала во Францию, в Париж. С самого раннего детства было видно, что мальчик унаследовал талант своего отца. Вскоре он начал обучение живописи.

В восемнадцатилетнем возрасте юноша с семьёй переехал из Парижа. ВенецииМариано помимо живописи проявил себя в фотографии, скульптуре и архитектуре. Ещё Мариано увлёкся тканями и красками, искал новые способы нанесения рисунка на ткань, экспериментируя с бархатом, шёлком и другими материалами.

Любопытство к разным видам искусства побуждает его путешествовать. Искатель выдающихся творцов искусства приводит его в Париж, где он знакомится с Рихардом Вагнером — немецким композитором. Затем Мариано отправляется в Германию, город Байройт, где Вагнер построил театр для своих опер. В театре Байройте Мариано смотрит всё, как завороженный.

Ему захотелось приложить свои силы к жизни театра и начал с мудрого шага: для достижения значительных успехов и результатов необходимо изучить весь процесс – от возникновения идеи до ее воплощения. Вернувшись в Венецию, он решает нарисовать Вагнеру несколько сцен.

В спектаклях Вагнера все составляющие действовали в гармонии: декорации, пение, танцы, музыка, строение здания, стихи. Та атмосфера предоставляла возможность блеснуть талантам Мариано.

Фортуни стремился изучить все аспекты театральных постановок. Опыт его охватил каждую театрную должность: от работающих с освещением до архитекторов, художников-декораторов, изобретателей и даже директоров.

Фортуни провел эксперименты со светом, которые стали выдающимся изобретением для театра. Выяснилось, что свет меняет оттенок при отражении от разных поверхностей, а также интенсивность и другие свойства. С помощью света и своих разработок Фортуни создавал в постановках различные «неба» – от заката до рассвета.

Теоретические разработки режиссёра привели к появлению новых направлений в мировом театре, но широкую известность Фортуни принесли именно работы по сценографии.

Живопись научила Фортуни тонко чувствовать цвет. Это помогло ему в моделировании одежды и создании тканей. В этом его супруга Генриетта Негрин, имевшая большой опыт в портняжном деле, сыграла свою роль. Увлечение древнегреческим и венецианским стилями, а также унаследованная от отца любовь ко всему азиатскому подвигли Фортуни к большим открытиям в дизайнерском искусстве.

В начале XX века модернизм доминировал во всех сферах искусства. Семья жила в собственном палаццо во Венеции. Практически все помещения были заставлены картинами: здесь были работы отца Мариано и многие другие художники, чьи полотна коллекционировал его отец. Спустя время к ним добавились картины, собранные самим Мариано Фортуни.

Мариано не интересовалась мода. Платья-шедевры появились оттого, что он шил ради искусства. Предлагали основать Дом моды, но эта идея не для него – в моде Мариано тоже искал нововведения. Был он не только художником и фотографом, печатником и коллекционером, но и инженером-изобретателем, что заставляло искать и экспериментировать.

В 1906 году одним из первых экспериментов стали «Кносские шарфы», или «кносские шали» – покрывало типа сари, которым Мата Хари прикрывала своё тело во время танцев. Это прямоугольное полотно с геометрическим узором можно было обернуть вокруг тела, создавая разные комбинации, не стесняющие движений. Простой шарф превращался и в жакет, и в юбку, и в тунику. При создании своих вещей Фортуни, как настоящий художник, стремился подчеркнуть изгибы и формы женского тела, поэтому был противником излишних украшательств, отвлекающих от настоящей красоты.

В 1907 году дизайнер разработал платье Delphos – «Дельфос», тунику из плиссированного шелка, ставшую бессмертной. Его признали произведением искусства и настоящим событием для женщин, затянутых в корсеты. Подобно платью античной статуи, подол платья тяжёлыми складками ложится на пол, создавая колоннообразный силуэт. Простого покроя платье «…ничего не показывает, и ничего не скрывает…», свободно ниспадает с плеч, без вытачек и подкладок, мягко облегает фигуру и подчеркивает естественные линии женского тела.

Платье-туника вошло в моду у современных танцовщиц. Фортуни получил патент на это изобретение в 1909 году. Вдохновленный греческим платьем и эротизмом, Мариано Фортуни создал серию платьев Delphos. Платье соответствовало духу эпохи модерн, многими дизайнерами его использовали. В том числе его друг Поль Пуаре и японский модельер Иссей Мияке. Появились различные варианты платья-туники: с длинными, короткими рукавами, широкими рукавами или вовсе без них.

Платья «Дельфос» отличались рукавами, напоминающими крылья летучей мыши, широким вырезом горловины в форме «лодочки» и шнурком для регулировки плеч. Некоторые модели по подолу были украшены мелким венецианским стеклярусом, что служило не только прекрасным украшением, но и технической идеей: под тяжестью бусинок плиссированный шелк мягко струился вдоль тела и ниспадал, облегая фигуру, а не лежал беспорядочно.

В течение длительного времени женщинам приходилось сдерживать себя от ношения этого платья в качестве обыденной одежи. Платье считалось «чайным», то есть домашним, в нём принимали гостей, но только небольшую компанию. в 20-е годыКогда наряды открыли женское тело до предела, дамы осмелились носить их вне дома. Платье стало вечерним нарядом. Это был наряд необыкновенной красоты – плиссированный шелк мерцал и струился, а его серебристый цвет менял оттенок в зависимости от освещения. Ведь никому другому так не было известно о свойствах освещения, как это было известно Мариано Фортуни.

Фортуни изобрел способ складок шёлка, который оказался очень полезным. Платья, сшитые по этой технологии, тайны которой до сих пор не раскрыты, сохраняют свежесть надолго. Эти платья не требуют глажки, а в сложенном виде помещаются в маленькую коробку, что удобно во время путешествий.

Мариано Фортуни исследовал не только шелк, но и бархат. Его увлек набивка рисунка на бархате, из которого шили платья, жакеты, накидки. Мариано лично изготовлял краски по старинным рецептам, изобрел устройство для нанесения рисунков, за что получил патент.

С 1909 года, открыв демонстрационный зал в Венеции, он продает свою одежду и текстиль. С 1920 года магазины открываются в Париже и Милане. Для Мариано Фортуни мода была частью искусства, не подчиняющейся законам коммерческого рынка. В то время как многие современники Фортуни предлагали проекты моды, рассчитанные на определённый момент жизни и обречённые на постепенное угасание, изобретения Фортуни отличаются тем, что вне времени, они не стареют. Элегантная простота, совершенный крой и необычный цвет – все эти элементы делают его изделия не просто предметом одежды, но и предметом искусства, в том числе платье – Delphos.

Различные музеи мира и частные коллекционеры стремятся приобрести хотя бы одно платье и готовы предложить за него практически любую сумму денег. На аукционах цена может достигать 40 тысяч долларов. Все модели Фортуни можно считать музейными экспонатами из-за их ценности.

Сегодня в ВенецииВ доме выдающегося человека находится музей. Фортуни приобрел это жилище в начале XX века. Именно здесь человек провел большую часть своей жизни и совершил многие свои открытия. Он называет это место своим «мозговым центром». Сейчас в нем часто проводят разнообразные выставки.

С 1901 по 1933 год Мариано Фортуни был автором 18 патентов на изобретения в различных сферах.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.