Люси Дафф-Гордон была одной из выдающихся британских модельеров, работавших в период с конца XIX до начала XX века. В то время её имя было известно широкой публике, особенно под псевдонимом Люсиль, однако сегодня её помнят немногие. Люси Дафф Гордон прославилась благодаря созданию нижнего белья и вечерних платьев. Именно ей приписывают начало проведения модных показов, а также идею выпуска одежды, нижнего белья, парфюмерии и аксессуаров под единым брендом. Она начала называть свои наряды и коллекции, и именно ей принадлежит разработка предмета, ставшего прототипом современного бюстгальтера.
Люси разрабатывала кружевное нижнее белье, невесомые пеньюары и вечерние платья, которые не требовали корсета. Помимо этого, она обладала способностью не просто сшивать наряд для каждой женщины, но и создавать целостный образ, гармонично сочетая его с аксессуарами: шляпой, сумочкой, обувью, декоративными элементами и даже прической, которая играла важную роль в композиции. Сегодня такой подход известен как работа стилиста. И все эти задачи Люси выполняла самостоятельно. В 1910-х годах показ мод начал приобретать черты настоящего представления. Ранее дизайнеры предпочитали держать свои новые коллекции в секрете, не демонстрируя их публике и не допуская фотографов. Модные показы возникли благодаря Полю Пуаре и Люси Дафф Гордон. Они считали, что необходимо не только разрабатывать стильные изделия, но и обеспечивать их широкую известность, для чего требуется привлечение внимания к модным показам. Ранее демонстрируемые модели представлялись с указанием номеров, чтобы облегчить запоминание понравившихся нарядов. Однако Люси решила поступить иначе: вместо обычных номеров она стала давать моделям поэтичные названия, например, вечернее платье «Любовь в тумане», а также «Счастливое»…. В своих представлениях она включала музыкальное сопровождение, что позволяло моделям свободно двигаться и даже танцевать. Благодаря этому зрители могли оценить, как будет выглядеть наряд в реальных условиях. Многие были увлечены фотографией, и Люси также использовала ее в своей работе, привлекая внимание клиенток с помощью фотооткрыток. На этих открытках ее манекенщицы – красивые, молодые девушки – демонстрировали не только изысканные платья, но и белье из тончайшего шелка и кружев. Да, у нее появились первые фотомодели. Дафф Гордон всегда подходила к работе с творческим энтузиазмом, что позволяло ей рассматривать ее как увлекательное занятие. Она стремилась представлять свои наряды не как просто товары, а как предметы, способные пробудить чувства и фантазию. «Я никогда не создавала платье, не принимая во внимание характер женщины. Я убеждена, что оно должно приносить удовольствие своей обладательнице и становиться частью ее индивидуальности». Люси Дафф Гордон создала свой парфюм раньше, чем Поль Пуаре. Это произошло в 1907 году, в отличие от первого аромата Parfums de Rosine, который знаменитый кутюрье представил в 1911 году.
Люси Дафф-Гордон: жизнь и развитие бренда
Люси Кристина Сазерленд появилась на свет 13 июня 1863 года в Лондоне, дочь инженера-строителя Дугласа Сазерленда. Когда ей исполнилось чуть больше года, отец скончался, и мать с дочерьми (младшей Элинор, которой было 2 месяца) вернулись в родительский дом в Гуэлф (Канада). Вскоре мать вновь вышла замуж, и вся семья перебралась на о. Джерси (Нормандские острова). Детство Люси прошло в обстановке тишины и умиротворения. В возрасте двадцати одного года Люси стала женой Джеймса Стюарта Уоллеса. Этот брак оказался несчастливым. Она не смогла долго мириться с грубым поведением мужа и его пристрастием к алкоголю, и последовал бракоразводный процесс. Хотя подобные проблемы в семьях и встречались, расторжение брака было явным исключением. Многие женщины принимали свою участь, а к тем, кто отказывался терпеть оскорбления и унижения со стороны мужа, общество не проявляло сочувствия. В результате, процедура развода была сложной и причиняла глубокие душевные переживания. Тем не менее, брак был расторгнут, Люси вновь обрела свободу, но теперь у нее была маленькая дочь и ограниченные финансовые ресурсы. Чтобы обеспечить себе существование, Люси начала шить. Первой клиенткой младшей сестры, а после и ее подруг. В детстве Люси увлекалась созданием нарядов для кукол, и этот опыт оказался полезным. Популярность ее услуг росла, вместе с ней росла и клиентская база. Изначально Люси арендовала небольшое помещение для мастерской, а впоследствии открыла собственный магазинчик – Maison Lucile, модный дом «Люсиль», возле которого светские дамы выстраивались в очередь. Актрисы стали одними из её клиенток, для которых она создавала не только личные наряды, но и костюмы для выступлений. Благодаря театру и кино Люси обрела мировую известность. Среди её клиенток были известные актрисы, танцовщицы и певицы, вызывавшие восхищение публики. Их наряды приносили известность не только им, но и самой Люси, поскольку многие стремились повторить их, что, в свою очередь, стимулировало обращения к ней. Ее наряды отражали смелость и деликатность, характерные для того времени. В них чувствовалось легкое кокетство, изысканная сексуальность, нежность и женственность. Пастельные оттенки, полупрозрачные пышные юбки, многослойность из шифона, драпировки, атласные ленты и цветы из ручной работы из шелка – все это резко контрастировало с яркой восточной роскошью, свойственной Полю Пуаре, или девичьей скромностью платьев Жанны Ланвен. Люси создавала не только роскошные платья, но и элегантно сшитые наряды на каждый день. И сама Люси, с ее белокожей кожей и рыжими волосами, неизменно привлекала внимание своими нарядами, о которых писали в ежедневных газетах. К 1897 году Люси владела значительным магазином, расположенным на Ганновер-сквер. Ее предприятие успешно росло, предоставляя услуги состоятельным клиенткам, включая представителей аристократии. В 1900 году Люси связала себя узами брака со шотландским помещиком сэром Космо Дафф Гордоном, а в 1903 году все предприятия были консолидированы под названием «Люсиль Ltd». Среди клиенток Люси была английская светская львица Хизер Фирбэнк, ныне известная благодаря впечатляющей коллекции, пожертвованной в 1957 году в лондонский музей «Виктории и Альберта. Люси первой начала обучать девушек, работающих моделями, правильной походке по подиуму. Ее модные показы напоминали театральные постановки, билеты на которые были доступны только по приглашению. Зрителей ждало чаепитие, им вручались программки и сувениры, а модели появлялись из-за кулис под аккомпанемент оркестра. С 1911 по 1915 год были открыты салоны в Париже, Нью-Йорке и Чикаго. Дом моды «Люсиль» занял лидирующие позиции в мире от кутюр. Клиентура расширялась, и среди нее были известные личности – актеры кино и театра, танцоры, певицы, которые демонстрировали творения модельера на сцене, в кино и в прессе. Среди них были:
- Ирэн Кастл, знаменитая танцовщица эпохи 20-х годов, выступала на сцене вместе со своим мужем, Верноном Кастлом. Эта пара не только танцевала, но и снималась в немых фильмах, активно поддерживая развитие джаза, афроамериканской танцевальной музыки и танцев.
- Лили Элси – лили Элси – английская актриса и певица, получившая признание благодаря исполнению главной роли в лондонской постановке оперетты Франца Легара «Веселая вдова». Широкую известность ей принесли ее фотографии, которые активно публиковались в прессе и пользовались спросом как среди мужчин, так и среди женщин, очарованных ее неповторимым шармом.
- Герти Миллар, английская актриса и певица, жившая в эпоху Эдварда, получила известность благодаря ролям в музыкальных комедиях. Она также известна как графиня Дадли и прославилась не только благодаря своим сценическим успехам, но и благодаря своим фотопортретам.
- Билли Бёрк – американская актриса, получившая номинацию на премию «Оскар» в 1938 году и прославившаяся благодаря роли Доброй Волшебницы Севера в музыкальном фильме «Волшебник страны Оз» (1939).
- Мэри Пикфорд, известная актриса театра и кино и обладательница премии «Оскар», пользовалась такой огромной популярностью, что кинопоказы с ее участием вызывали аншлаги, и газеты рекомендовали зрителям заранее занимать места, чтобы избежать столпотворения…».
- Лидия Кякшт была балериной, педагогом и хореографом. С 1902 по 1908 год она работала в Мариинском театре, затем, с 1908 по 1912 год, стала солисткой лондонского театра «Эмпайр» и принимала участие в «Русских сезонах» Дягилева.
- Среди известных на тот период актрис немого кино и театра также были Лилиан Гиш, Габи Делис и Китти Гордон.
Помимо Люси Дафф Гордон, существовало множество дизайнеров, работавших на известных женщин, однако именно она создавала наряды для тех, кем хотели подражать будущие иконы стиля. Безусловно, она стала одним из первых… Люси Дафф Гордон оказала влияние даже на голливудский стиль. Она создавала костюмы для театральных постановок и фильмов немого кино. Практически все киностудии и театры того времени заключали с ней контракты. Она работала над созданием костюмов для более чем 70 театральных постановками и 25 фильмами. В связи с увеличением количества заказов, Люси начала привлекать к работе помощников-художников. Ранее главные дизайнеры также использовали услуги профессиональных художников для создания как оригинальных моделей, так и эскизов, разработанных ими. Люси проверяла готовые рисунки, вносила необходимые корректировки, добавляла свою подпись или подпись художника, после чего работа продолжалась. С ней начинали свою карьеру будущие известные модельеры, среди которых Говард Грир, работавший в нью-йоркских и чикагских филиалах Lucille, а затем ставший голливудским дизайнером и художником по костюмам; Трэвис Бантон – американский дизайнер костюмов, работавший с актрисой Марлен Дитрих и режиссером Йозефом фон Штернбергом. Его считают одним из выдающихся голливудских дизайнеров костюмов эпохи немого кино; Эдвард Молине, ветеран военной службы, добился значительных успехов в мире моды, не уступая своим достижениям на боевом поприще. Он стал выдающейся фигурой в 1920-1930-х годах и основал собственный бренд. Люси Дафф Гордон в своих мемуарах с признательностью упоминала всех своих помощников. Дизайнер регулярно публиковалась в популярных изданиях о моде, включая «Harper’s Bazaar», «Vogue», «Femina», «Les Modes», «L’art et la Mode».
Люси Дафф-Гордон и «Титаник»
Невозможно представить рассказ о Люси Дафф Гордон без упоминания события, которое осталось в памяти людей по всему миру, а именно трагедии, произошедшей 14 апреля 1912 года в 23:40. Речь идет о «ТИТАНИКЕ». Супруги Дафф Гордон приобрели билеты первого класса на этот океанский лайнер. Люси направлялась в Америку для решения вопросов, касающихся ее нью-йоркского представительства «Люсиль Ltd». Океан был неподвижен, как пруд, его темная гладь не выдавала надвигающейся беды. В 23:40 «Титаник» столкнулся с айсбергом, и шесть из его 16 водонепроницаемых отсеков получили повреждения. После осмотра судна главный конструктор констатировал неизбежность трагедии. Капитан отдал приказ о спуске спасательных шлюпок, началась эвакуация пассажиров, причем в первую очередь на шлюпки сажали женщин и детей. Многие мужчины до самого последнего момента помогали женщинам и детям, усаживая их в шлюпки, пока корабль не ушел под воду. В числе тех, кто оказался на спасательных шлюпках, были супруги Дафф Гордоны и их секретарь. Большинство лодок были рассчитаны на 40 человек, однако покидали место гибели «Титаника» полупустыми и в спешке, чтобы избежать затягивания в воронку, образовавшуюся тонущим лайнером. Подобным образом впоследствии объясняли некоторые пассажиры и члены экипажа. Приблизительно в 02:15 нос «Титаника» внезапно погрузился, корабль пошел вперед, и по палубе прошла внушительная волна, смывшая за борт множество пассажиров. В 02:20 «Титаник» затонул. Подавляющее большинство мужчин (как члены команды, так и пассажиры) погибли. На месте кораблекрушения, в открытом океане, держались на воде спасательные шлюпки с выжившими, однако еще больше людей находились просто в воде – кто-то был экипирован спасательными жилетами, а кому-то не повезло. Кто-то отчаянно звал на помощь, а кто-то был парализован холодом и страхом. Многие потеряли своих родных и близких.
Титаник под водой в наши дни
После нескольких часов к месту трагедии прибыл пассажирский лайнер «Карпатия» и принял на борт выживших. После того, как всех пассажиров подняли на борт, началась паника и раздавались душераздирающие крики: женщины искали своих детей и мужей, и были случаи, когда люди теряли рассудок. Ведутся расследования, направленные на выявление причин трагедии. Мужчин, переживших эту ужасную ночь, обвиняли в привилегированном спасении, учитывая гибель более ста женщин и чуть больше пятидесяти детей. Другим вменялось воспрепятствование членам экипажа в процессе спасения людей, чтобы избежать перегрузки спасательных шлюпок. Среди обвиняемых числился и Космо Дафф Гордон. СМИ активно публиковали скандальные сообщения и распространяли слухи о том, что сэр Дафф Гордон якобы подкупал членов команды, чтобы они не принимали людей в шлюпку, опасаясь ее перегрузки. Супругам пришлось обратиться в суд для защиты своей репутации. Им удалось убедительно доказать свою непричастность к выдвинутым обвинениям. Фактически, супруги оказали финансовую поддержку пострадавшим от катастрофы, помогая тем членам команды, которые находились рядом с ними. Всё пережитое глубоко запечатлелось в памяти каждого… С 1918 года модный дом Люси начал постепенно терять свои позиции. В 1923 году Дафф Гордон заявила о своей неплатежеспособности, однако продолжила свою деятельность, принимая частные заказы от постоянных клиентов, работая модным обозревателем и критиком в популярных изданиях, и сохраняя за собой магазин готовой одежды. В 1932 году дизайнер выпустила автобиографию под названием «Свобода и неосторожность». Люси Дафф Гордон скончалась 20 апреля 1935 года в возрасте 71 год. Ее муж также ушел из жизни 20 апреля, за четыре года до ее смерти. Люси Дафф Гордон внесла значительный вклад в моду, подарив миру элементы, которые до сих пор используются дизайнерами и нами. Она основала предприятие, которое производило готовую одежду по более доступным ценам. Эта концепция, новаторская для начала XX века, оказалась недолговечной и просуществовала лишь год. Однако сейчас она лежит в основе бизнес-стратегий многих известных кутюрье. Женщина, занимающаяся созданием моды?! В те времена это казалось невероятным! Люси Дафф Гордон достигла успеха, что было непросто для женщины того времени.
Татьяна Дмитриева
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.