Мы привыкли считать, что любой талант, гениальность – это дар свыше, как и настоящие чувства, любовь. И получив этот подарок судьбы нужно только радоваться и наслаждаться счастьем. Но, к сожалению, иногда любовь становится ненавистью, а гениальность – проклятьем. Так и было в жизни уникального скульптора Камиллы Клодель. О ней писали: «Бунт против природы: женщина-гений!», но это не сделало ее жизнь счастливее.
Хочу лепить
Камилла Розалия родилась 8 декабря 1864 года в семье уважаемого и состоятельного человека, на севере Франции, в местечке под названием Фер-ан-Тарденуа. Ее отец Луи Проспер занимался банковскими и торговыми операциями, мать смотрела за домом и детьми, Луиза Атанис Сесиль Серво происходила из семьи священнослужителей, была женщиной строгой и набожной.
В семье подрастало 3 детей: сама Камилла, ее сестра Луиза и брат Поль. Их воспитанием занималась только мать, отец предпочитал не вмешиваться. Если Луиза во всем слушалась мать, то со второй дочерью ей пришлось нелегко. Девочка не хотела заниматься домашним хозяйством, ее главным увлечением стала лепка.
Камилла просила членов своей семьи ей позировать и вдохновенно лепила свои первые фигуры из глины. Мать была недовольна, т.к. считала, что это грех – делать фигурки животных, тем более людей. Но отец поддержал талантливую девушку, а спорить с главой семьи женщина не решалась.
В 17 лет Камилла заявила, что хочет посвятить этому делу всю свою жизнь, и намерена учиться в Париже. Если сейчас такой выбор многие родители бы одобрили, то тогда подобное поведение считалось неприемлемым. Девушки из буржуазного сословия должны были выйти замуж, воспитывать детей и заниматься хозяйством, а работа, искусство – это прерогатива мужчин. Но опять помог отец. Луи-Проспер в 1876 году по работе отправился в Ножан-сюр-Сен, где жил скульптор Альфред Буше. Он обещал дочери устроить им встречу.
Загадочный Роден
Камилла очень ждала встречи с Буше. Но ему все понравилось, более того, он заметил, что все они сделаны в манере Родена. Тогда девушка впервые услышала имя, с которым будет связана вся ее жизнь. Буше охарактеризовал его как самого скандального современного скульптора.
Камилла поступила в академию Коларосси, снимала с другими девушками мастерскую на Норт-Дам де Шан, где ее часто навещал Буше, который решил опекать молодое дарование. Когда скульптор знакомил свою ученицу с директором школы изящных искусств, тот тоже поинтересовался, не училась ли она у господина Родена.
В 1883 году состоялось ее знакомство с Огюстом Роденом, о котором она так много слышала. Он согласился учить девушку и ее друзей. Эта встреча стала роковой не только для Камиллы, но и самого Родена. Девушка была сначала его натурщицей, потом помощницей. И, несмотря на то, что скульптор был старше ее на 24 года и более 20 лет прожил с Розой Бере, которую считал своей женой, между ними вспыхнул роман.
Любовь и ненависть
Роден был сразу же очарован прекрасной девушкой, которая тогда находилась в расцвете своей красоты. Он писал о ней:
«Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли, большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и… детской веселостью».
Известный скульптор начал появляться с остроумной и обаятельной Клодель в свете, т.к. не мог брать с собой простую, малообразованную жену. Но об их романе никто не догадывался, они успешно скрывали его 9 лет.
Влюбленные сняли мастерскую на бульваре Итали, она стала их любовным гнездышком. Все исследователи творчества Родена знают, что самые его значительные произведения появились в 80-ые годы, когда состоялось знакомство с Камиллой, после их расставания он не смог сотворить что-то действительно гениальное. Именно в 1880-1890-ых появились скульптуры, признанные вершиной его творчества: «Ева», «Вечная весна», «Мыслитель», «Поцелуй». Так, последняя получилась такой чувственной, что многие были уверены: ее нельзя демонстрировать широкой аудитории. Вот что о ней сказал Э.А. Бурдель:
«Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден».
Более 15 лет молодая женщина была не только музой, но и правой рукой Родена. И, несмотря на то, что она была необыкновенно талантлива, мало кто ценил ее творения, для всех она оставалась лишь ученицей Родена. Она работала больше всех, помогала ему создавать его великолепные скульптуры, например, руки и голова кающегося грешника – ее работа, как и ноги и торс одной из его нимф, скульптор подписывал все работы своим именем, получал деньги и славу, а она оставалась в тени.
Когда родные Камиллы и гражданская жена Родена узнали об их связи, был огромный скандал. Женщина потребовала, чтобы скульптор сделал выбор, с кем он намерен остаться, с ней или с женой. Но Роден не был готов порвать с Розой, однако и с молодой любовницей расставаться не спешил. Мать, узнав о ее связи с женатым пожилым мужчиной, отреклась от нее, у нее была другая, безупречная дочь, которая, как и положено, вышла замуж.
Последние годы их совместной жизни нельзя назвать счастливыми. Вскоре Клодель пережила еще один удар. Она ждала ребенка от любимого мужчины, но у нее был выкидыш. Ходили слухи, что это Роден заставил ее сделать аборт. Что бы там ни было, у женщины больше не могло быть детей. Вскоре Камилла понимает, что она больше не любит Родена. Она ушла от него и сняла маленькую квартирку. Огюст пытался с ней поговорить, но Камилла не хотела открывать ему дверь. Любовь постепенно превратилась в ненависть.
Болезнь и одинокая старость
Камилла заперлась в своей квартирке и начала ваять свои скульптуры. Но кому нужны творения одинокой женщины без поддержки и средств? Роден пытался ей помочь, но она отказывалась, вот что он написал в одном из своих писем:
«Я уверен: она будет несчастна, узнав жизнь, сожалея и плача, осознав, что стала жертвой собственной творческой гордыни…»
Она жила в своей мастерской, которая была для нее и спальней, и кухней, единственной мебелью были кровать и стул. Иногда она в течение нескольких дней не выходила на улицу, а кормили ее друзья, которые подсовывали еду под дверь. Ее работы плохо раскупались, часто в порыве ярости она разбивала их молотком. Камилле не на что было жить, но ее продолжал поддерживать отец, который постоянно посылал ей деньги, пусть и небольшие суммы.
Лишившись всего, что делает жизнь счастливой, Клодель начинает понемногу сходить с ума. Ей кажется, что все ее скульптуры хочет похитить Роден, и, чтобы предотвратить это, она их ломала. Именно бывший возлюбленный становится ее преследователем. Она писала своему брату Полю:
«Всякий раз, как я пускаю в обращение новую модель, на ней накручивают миллионы – литейщики, форматоры, художники и торговцы, а мне… нуль. В прошлом году мой сосед господин Пикар (приятель Родена) проник ко мне, подделав ключ, у стены стояла моя женщина в желтом. После чего он сделал несколько женщин в желтом в человеческий рост, в точности похожих на мою, и выставил их… с тех пор они все делают женщин в желтом, а когда я захочу выставить свою, они объединятся и добьются запрета… Другой раз служанка дала мне в кофе наркотик, от которого я проспала беспробудно двенадцать часов. Тем временем эта женщина пробралась в мою туалетную и взяла «Женщину с крестом». Результат – три «Женщины с крестом»…»
Камилла перестала с кем-либо общаться, не следила за собой и своим жильем, даже не расчесывала волосы, приютила у себя десяток кошек. Иногда она бродяжничала, не появляясь дома месяцами.
2 марта 1913 года умер отец Клодель, поддерживавший ее материально. И уже 10 марта этого года брат поместил ее в психиатрическую клинику. Но скульптор считала, что и в этом виноват Огюст Роден и, когда он пытался ее навестить, начала осыпать его проклятиями. Врачи порекомендовали ему не навещать больную. Скульптор анонимно перевел приюту, в котором она содержалась, значительную сумму, чтобы их тратили на Камиллу. Роден не мог забыть любимую женщину, пытался организовать выставку ее работ, ваял ее. В 1917 году он решил жениться на Розе Боре (она все же дождалась официального предложения), однако счастье было недолгим, жена умерла через 2 недели. Сам Огюст скончался в том же году, в 77 лет, перед смертью, в бреду, вспоминал Камиллу. После их расставания его талант угас.
Клодель провела в психиатрической больнице 30 лет. Говорили, что Поль специально избавился от сестры, т.к. устал быть в тени ее славы. Врачи говорили, что у Камиллы были психопатические вспышки, но большую часть времени она была в ясном сознании. Доктора пытались убедить членов ее семьи забрать Клодель из больницы, т.к. она может жить и дома, но каждый раз слышали отказ. Врач Брюне сам написал письмо ее матери в 1920 году, пытаясь вернуть ее в семью, но ответа не было.
В прессе не раз обвиняли семью Камиллы в том, что она уничтожила гений скульптора. За все эти 30 лет мать и сестра ни разу ее не навестили, раз в несколько лет у нее бывал только брат, а в 1929 году побывала подруга юности. Монахини, которые за ней присматривали, не считали ее агрессивной, они ее описывали молчаливой, апатичной и безучастной ко всему. Камилла Клодель скончалась в 1943 году, дожив до 79 лет.
После нее осталось около 90 скульптур. Часть из них находится в музее Родена, остальные разбросаны по частным коллекциям. В 1988 году жизнью гениального скульптора заинтересовалась Изабель Аджани, которая стала продюсером фильма «Камилла Клодель», она сыграла в нем главную роль. А в Родена перевоплотился Жерар Депардье. Картина завоевала 5 премий «Сезар», в том числе и как лучший фильм года, была номинирована на «Оскар».
До сих пор трагическая судьба этой женщины-скульптора трогает сердца людей. Если бы она родилась в другое время, могла бы полностью раскрыть свой талант и прожить более счастливую жизнь. Кстати, ее брат Поль добился успеха, стал крупнейшим религиозным писателем ХХ века, членом Французской академии, служил дипломатом в Европе, его книги были довольно известны и пользовались популярностью. Он не бедствовал, и мог бы позаботиться о сестре. Но он хотя бы вел с ней постоянную переписку и был единственной связью с внешним миром.
На стене дома, где женщина жила после разрыва с Роденом, висит памятная табличка, на которой написано:
«Памятное место. Камилла Клодель. 1864-1943. Скульптор. Жила и работала в этом здании на нижнем этаже, с 1899 по 1913. Этой датой закончилась ее короткая карьера художника и началась длинная ночь безумия».
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.