В юности бабушка подарила мне большую коробку конфет. Но должна признаться, что очаровали меня вовсе не конфеты, хотя они и были замечательными, а изображение на коробке. На голубом фоне там была лодка, а в лодке сидела девушка, её рука была опущена в воду. Юноша стоял и держал в руках весло. Оба они были в белой одежде и белых шляпах.
«Мы на лодочке катались,
Золотистой, золотой.
Не гребли, а целовались —
Не качай, брат, головой».
(предположительно, автор песни — слов и музыки Великий князь Константин Константинович Романов).
Эмоционально эта лодка с влюблённой парой тронула меня гораздо глубже, чем алые паруса Ассоль и капитана Грея.
Почему?
Наверное, потому, что была не сказочной, а реальной и доступной любой девушке и парню.
Вёсельную лодку можно взять напрокат в парке или у знакомых и катайся себе на здоровье лунной ночью или днём с любимым человеком.
А в Китае 21 июня проходит праздник лодок-драконов в прибрежных провинциях. Множество людей нанимают лодки или отправляются к берегам ближайших рек и озёр, нарядившись в праздничную одежду.
Я выросла на Волге и для меня лодка была привычным зрелищем с детства. Мне всегда нравились деревянные вёсельные лодки. Но на мою юность пришёлся бум моторок и катеров. Река просто кишела ими. Многие сами делали свои катера, получив разрешение и материалы на заводе.
А вдоль берега Волги тянулись огромные вереницы стоянок для лодок и катеров. Стояли они себе спокойно под открытым небом, некоторые накрытые чехлами, но чаще всего безо всякой охраны. И никто на них в те времена не покушался.
После 90-х годов прошлого века содержание и хранение лодки стало дорогим удовольствием. Стоянки исчезли.
У отца была надувная лодка, с которой он отправлялся рыбачить чаще всего на какое-нибудь озеро, реже на Волгу. Надувные лодки особенно распространены были во второй половине ХХ века. Но местные рыбаки и теперь рыбачат на таких лодках.
История лодок уходит в глубокую древность. Никто не знает, кто придумал лодку. Но у учёных нет сомнения в том, что первой лодкой, вернее плавательным средством был плот.
Скорее всего, люди в древности, кочуя с одного места в другое, были вынуждены обходить встречающиеся на их пути водоёмы, порой затрачивая на это много времени и сил. К тому же шли они, надо думать не с пустыми руками, а со своим скарбом или ещё с чем-то тяжёлым. Чтобы облегчить свою жизнь, они просто не могли не искать какое-либо подсобное средство передвижения.
Наблюдательность помогла им заметить, что деревья, упавшие в воду не тонут, а плывут. Кто-то из древних додумался до того, чтобы связать вместе несколько стволов деревьев. Этот примитивный неуклюжий плот и был первым шагом к освоению не только озёрных, речных, но и морских просторов.
Сначала, наверное, передвигались только вдоль берега. Но потом поняли, что на таком плоту можно было не только переправиться вместе с соплеменниками на другой берег, перевезти имеющееся имущество, может быть добычу, но и ловить с плота рыбу.
Лучше всего плот двигался вниз по течению. При встречном движении воды, использовали шесты. А в глубоких местах, со временем, люди научились управлять плотом с помощью гребной доски.
Плоты постепенно совершенствовались при помощи примитивных орудий, становились более устойчивыми и маневренными. Однако скорость передвижения на плотах была малой.
Первые же лодки, по словам учёных, появились в Древнем Египте. Там сохранились самые древние упоминания о них.
Считается, что лодки древние египтяне строили из папирусных матов, придавая им форму, удобную для передвижения по воде.
Ещё одним видом древней лодки была долбленая лодка. Такие лодки выдалбливали из брёвен австралийские аборигены.
Если кому-то из них нужно было переправиться на другой берег, он отрубал каменным топором часть ствола лёгкого дерева, затем, удалив с него все ветви, заострял спереди. Человек ложился на бревно и плыл, используя в качестве вёсел собственные ноги.
Позднее люди научились стёсывать горбыль, делая одну сторону своей примитивной лодки плоской.
Ещё позднее в дереве стали выдалбливать или выжигать место для гребца.
Долбить лодку при помощи каменных орудий приходилось долго и требовалось немало физических сил. Поэтому древние люди додумались до создания лодки, сшитой из коры.
Кора отделялась от дерева, выскабливалась и конопатилась. После чего куски сшивались и связывались корнями, швы обрабатывались смолой. Внутри корпуса такой лодки устанавливали несколько распорок.
Такую лодку было построить намного легче и быстрее, чем долбленую. Её мог изготовить за один световой день один человек.
Скелет лодки в некоторых местах делали из прутьев, а потом обтягивали его шкурой животных, сшивая жилами.
Например, на севере, где не было больших деревьев, лодки шили из шкур, а в корпус в качестве остова вставляли китовый ус.
На смену шесту пришла гребная доска. Приняв лопатообразный вид, она стала веслом.
Учёные предполагают, что вёсельная лодка появилась, приблизительно 12 тысяч лет назад.
Парус появился значительно позже.
А гребной винт был применён на практике, как движитель, в 1836 году, хотя изобрели его раньше.
В XX веке толкать лодку вперёд при помощи выдавливаемой струи воды стал водомёт.
В наши дни существует огромное количество всевозможных лодок. Используются они не только для передвижения, перевозки грузов, но и для водных прогулок, ловли рыбы, спорта.
Классификация современных лодок не имеет чётких границ. Их скорее подразделяют по типу материала, из которого изготовлен корпус – деревянные, фанерные, пластиковые, металлические, надувные.
По типу корпуса лодки подразделяются так же на: моноблочные, катамараны, тримараны.
По типу днища на плоскодонные, килевые, комбинированные.
По типу движения по воде на гребные, моторные, парусные.
Лодки могут быть разборными и складными.
Выбирая лодку, нужно знать для чего именно она будет использоваться.
Большие мореходные лодки перевезут на дальние расстояния и пассажиров и груз.
Для романтических прогулок, рыбалки и перевозки небольшого личного груза подойдёт небольшая вёсельная лодка или моторка, которая не доставит проблем при транспортировке и хранении.
Сейчас во многих парках выдают для прогулок катамараны и вёсельные лодки. Так что для развлечения в воскресные дни вовсе не обязательно покупать собственную лодку. А для романтической водной прогулки под луной лодку можно арендовать в прибрежном селе.
Вот только влюблённой паре нужно выбирать спокойный водоём и на всякий случай быть хорошими пловцами.
Что ни говори, а очарование ничем не омрачённой романтики, в своей основе имеет продуманность и соразмерность с реальностью мира, в котором мы живём.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.