Жизнь и творчество Льва Бакста

По мнению историков моды, Лев Самойлович Бакст в начале 20-х годов стал ведущим модным деятелем в Париже. В этот период художники, работавшие при Русском балете, использовали насыщенные цвета для оформления театральных декораций и костюмов, и, безусловно, их влияние распространилось от сцены к витринам парижских магазинов. Восточные шаровары, напоминающие одежду гаремных одалисок, красочные наряды, перья эгретов, тюрбаны, драпировки из дворцов и подушки гарема, сверкающие камни и нити из жемчуга – эта экзотика произвела сильное впечатление на зрителей. В результате, никто не остался безучастным к новым тенденциям. Яркие цветовые сочетания и насыщенность оттенков противоречили представлениям о прекрасном, характерным для стиля ар-нуво. Лев Бакст был декоратором многих спектаклей Русского балета, каждый из них добился значительных успехов. Восточные мотивы заполонили парижские магазины, покоряя своей яркостью и необычными цветовыми решениями, которые напоминали работы Льва Бакста, оказавшего большое влияние на моду в начале двадцатого века.

Лев Самойлович Бакст (1866–1924) – художник и сценограф, родился в 1866 году в Гродно. При рождении его фамилия и имя были Розенберг Лейб-Хаим Израилевич. Художественный талант проявился у него в раннем детстве. Он не только умел рисовать, но и верил в свой талант, был способен уловить дух эпохи. Поэтому, поступив вольнослушателем в Академию художеств, вскоре оставил учебу, не найдя академическая подготовка полезной. Бакст начал заниматься живописью самостоятельно, совмещая это с работой иллюстратора детских книг и журналов. Впервые художник продемонстрировал свои произведения на выставке в 1889 году, используя псевдоним Бакстер, образованный от сокращенной версии фамилии его бабушки по материнской линии. В начале 1890-х годов он регулярно представлял свои пейзажи на выставках «Общества акварелистов», а в середине 1890-х годов присоединился к группе художников, сплотившихся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа. В журнале «Мир искусства» он завоевал признание благодаря своим графическим работам, отличавшимся насыщенными красками, выразительными архитектурными перспективами и эффектной работой с драпировками. Он проявил себя как один из самых деятельных участников объединения «Мира искусства». С 1909 года Бакст сотрудничал со спектаклями Русского балета, а летом 1911 года в Лувре состоялась персональная выставка художника, в которой было представлено около 70 работ. Эта выставка была принята с большим успехом. Его известность росла не только в Париже, европейские музеи быстро приобретали его картины, однако он с сожалением отмечал, что признания ему было бы приятно добиться на родине. Тем не менее, именно в Париже, центре мировой моды, Бакст достиг значительного успеха. В 1909 году, согласно законодательству, проживание всемирно известного художника в Петербурге было невозможно из-за его еврейского происхождения, и он был вынужден покинуть город. Это и определило его постоянное место жительства в Европе. Лишь после того, как он был избран в академики, он получил разрешение на проживание в России. Художник стал членом Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств в 1914 году. В том же году он посетил Россию, однако, вернувшись в Европу, ему больше не представилась возможность увидеть свою родину – война, затем революция… В период с 1909 по 1914 год Лев Бакст создал оформление для более чем десяти спектаклей. Среди его работ – балеты «Тамар», «Дафнис и Хлоя», «Синий бог», «Клеопатра», «Нарцисс», «Шехеразада» и «Видение розы». Эти постановки стали ярким свидетельством его таланта и одновременно прославили русское декоративное искусство. При работе над оформлением спектаклей он чётко представлял, как будет выглядеть костюм в движении, в сочетании с декорациями, что помогало раскрыть пластику актёра. Для балета «Шехеразада» Бакст выбрал для танцовщиц костюмы, включавшие гаремные шаровары и тюрбаны, декорированные перьями эгретов, и отказался от корсетов. Популярность «Шехеразады» была настолько велика, что название стало общеупотребительным. В Париже открылось известное кабаре под этим названием, которое просуществовало более 25 лет и нашло отражение в романе Ремарка «Триумфальная арка». Критиков, придерживавшихся морализаторских взглядов, в то время упрекали Лва Бакста и Михаила Фокина, однако зрители стремились попасть на их представления. Благодаря скандальной известности многие балетные постановки обрели успех, в особенности это затронуло «Шехеразаду». Многие смелые и необычные сочетания, предложенные Бакстом, вызвали большой интерес. В домах моды стали использовать мотивы из «Шехеразады». Поль Пуаре, сестры Калло, Пакен и Люсиль испытали на себе влияние восточной стилизации. Поль Пуаре создал свои модели с юбками-туниками и шароварами из полупрозрачного муслина. В Доме Пакен, где Бакста пригласили к сотрудничеству, художник разработал множество эскизов для вечерних и дневных нарядов. Пуаре был среди тех, кто постоянно искал новые идеи для себя, применяя их не только в одежде, но и в оформлении домов и квартир. На протяжении многих лет абажуры с бахромой и диванные подушки, изначально появившиеся на сцене Русского Балета, оставались элементами декора даже в быту самых непритязательных людей. Лев Бакст оставался одним из самых востребованных художников в Париже до Первой мировой войны.Для труппы Павловой Бакст создал костюмы к балетам «Менуэт», «Умирающий лебедь» и «Музыкальный момент», а также работал одним из ведущих декораторов для Иды Рубинштейн. Его работы неизменно восхищали публику благодаря яркой фантазии и изысканности. В Париже имена «Клеопатра» или «Шехеразада» были знакомы всем – от любителей музыки до таксистов и консьержей. Перед Бакстом открылись двери в самые известные театры Европы. С ним начали искать возможности для совместной работы известные модельеры того времени.

Лев Бакст и мода

Спектакли, оформленные Бакстом, поражали зрителей насыщенными цветами костюмов и декораций, оказывая на них завораживающее воздействие. После завершения Русских сезонов производители тканей стали давать своим изделиям новые названия, такие как «Шехеразада», «Альмея» и «Одалиска». Бакст прославился не только как одаренный художник по постановкам, но и как автор эскизов для известных заказчиц, среди которых были княгини и примы Большого театра. Лев Бакст был не просто художником, работавшим в декоративной живописи и дизайне одежды; его интересы охватывали фотографию, дизайн ювелирных изделий, дамских сумочек и париков, а в заключительный период жизни он обратился к кинематографу. Многогранность его таланта нашла отражение в различных видах искусства. В живописи он работал как портретист и пейзажист. Ему принадлежат портреты Зинаиды Гиппиус, Василия Розанова, Александра Бенуа, а также портрет С. Дягилева – «Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней», считающийся выдающимся произведением в портретной живописи. Картина была создана в 1906 году, в период завершения петербургской деятельности, организованной Дягилевым. Художнику удалось передать суть своего персонажа, создать сложный и многогранный образ Сергея Павловича. Бакст обладал и литературным талантом, который ярко продемонстрировал в автобиографическом романе «Жестокая первая любовь». В этом произведении художник повествует о своих переживаниях, связанных с актрисой Марсель Жоссе, ради которой он отправился в Париж. Тем не менее, он вступил в брак с дочерью Павла Третьякова, Любовью Гриценко, и их совместная жизнь продолжалась всего лишь семь лет. В своих произведениях Бакст сумел передать дух эпохи. В последние годы жизни он создавал оформление для спектаклей театров «Гранд-опера» и «Мишель», работал с труппой Иды Рубинштейн, а также продолжал писать портреты. Поговорим о Русском балете, оформлением постановок которого занималось множество специалистов. Спектакли Русского балета явились впечатляющим театральным событием, в котором удалось объединить живопись, музыку, танец и литературу. В реализации этого замысла участвовали художники, балетмейстеры, композиторы и, безусловно, артисты. Художники впервые начали запечатлевать эскизы костюмов и актёров в них, в движении, что помогало балетмейстеру. Благодаря этому каждый участник постановки работал над спектаклем в целом. Позднее Бенуа вспоминал: «балет – самое выразительное из зрелищ… В нём можно достичь… такой гармонии, такой красоты, такого смысла, которые недоступны даже драме». Поэтому на протяжении многих лет известные деятели культуры и искусства Европы с восторгом оценивали постановки Русского балета. Яркие цвета и колористические решения, созданные Бакстом, поразили публику и оказали значительное воздействие на моду XX века: сочетания синего и лилового, красного и жёлтого, оранжевого и зелёного. Взрыв красок, представленный «Русским балетом», позволил взглянуть на мир по-новому. Князь Пётр Ливен в своей книге «Рождение русского балета» отмечал: «Влияние русского балета ощущалось далеко за пределами театра. Дизайнеры моды в Париже использовали его элементы в своих коллекциях…» К 1909 году имя Бакста обрело всемирную известность. Художник театра неожиданно стал влиятельной фигурой в мире моды Парижа. Лучшие театры Европы открыли перед ним свои двери, а известные дизайнеры одежды стремились к сотрудничеству. Изысканная чувственность и великолепие костюмов очаровали весь Париж. В чем заключался секрет воздействия Бакста на зрителей? В текстильных узорах и насыщенных, смелых цветах. Художник находил вдохновение в мире своих фантазий и обширных знаниях. Кроме того, Бакст обращался к мотивам и орнаментам, которые можно было наблюдать в музеях Акрополя в Афинах или на фресках Кносского дворца на Крите. Он лично видел все эти образцы во время своей поездки по Греции и на Крит в 1907 году. Влияние Бакста на моду, в частности на оформление ткани, началось в 1910 году. В этом году он подписал контракт с Полем Пуаре. С 1912 по 1915 годы художник сотрудничал с домом Жанны Пакен. При создании эскизов он акцентировал внимание на фактуре ткани используемой модели. По его рисункам было ясно, какие материалы и где необходимы – тканые, с вышивкой или аппликацией. Текстильная промышленность Франции оперативно отвечала на современные тенденции. Текстильный орнамент испытал значительное влияние со стороны Л.С. Бакста. Триумф постановок, над оформлением которых работал Бакст, спровоцировал широкую волну восторга по поводу восточной культуры, и на рынке появились ткани, созданные «в стиле Бакста». Витрины парижских магазинов оформляли, имитируя декорации спектаклей «Русского балета»: небрежно разбросанные подушки и оттоманки, смелые цветовые сочетания, такие как синий с зеленым и розовый с оранжевым, – все это стимулировало интерес и привело к созданию новых тканей. В годы Первой мировой войны наблюдается спад в театральном творчестве художника. Европейские театры закрываются. В это время Бакст работает для труппы Анны Павловой и С.П.Дягилева. В 1922 году Бакст совершил поездку в Америку, где встретился с американскими производителями. К тому времени Нью-Йорк и вся страна были знакомы с творчеством Бакста, поскольку в 1913 году Анна Павлова представила в Америке балет «Восточная фантазия», а в 1916 году – «Спящую красавицу». Кроме того, в 1916–1917 годах в Америке выступала труппа Дягилева, в состав которой вошли 14 балетов, восемь из которых были оформлены Бакстом. В начале 1924 года, во время своего второго визита в Америку, Бакст стремился наладить взаимодействие с американскими производителями тканей. В Америке ему удалось реализовать около 100 эскизов различным текстильным компаниям. Бакст разрабатывал абстрактные, растительные и тематические орнаменты, достигнув выдающегося мастерства в геометрической стилистике. Для создания орнаментов на ткани он применял разнообразные техники: вышивку, набивку, плетение и ткачество. По его эскизам вышивка для постановок Иды Рубинштейн выполнялась в модных домах Пакен и Ворта. В 1923 году Баксту было оказана честь представить свои эскизы орнаментов для текстиля и гобеленов в парижском Музее моды и костюма Гальера. Бакст планировал основать собственное ателье, специализирующееся на театральных костюмах, моде и дизайне интерьеров… Лев Самойлович Бакст скончался 27 декабря 1924 года в Париже, причиной смерти стал отек легких.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.