Изысканная кружевная мантилья для настоящей красавицы

Испанский национальный женский костюм характеризуется обилием аксессуаров, ключевыми из которых являются кружевная мантилья и пейнета, представляющая собой гребень, используемый для фиксации мантильи.

Мантилья (mantilla, от латинского mantellum – покрывало) – это элемент женского национального костюма Испании, получивший широкую известность в мире моды. Мантилья представляет собой шелковый или кружевной шарф, который традиционно носился на голове поверх высокой прически, известной как пейнета).

Мантилья, покрывающая голову и плечи дамы, окутывала ее фигуру, а иногда ниспадала почти до пола. Она наделяла женский образ загадочностью и неприступностью, осанке придавала величавость, а взгляду черных глаз красавицы – таинственность. Проходили годы и века, и кружевная вуаль претерпевала изменения…

Сегодня стоит вспомнить это украшение, передавшееся нам из глубины веков. Современных женщин пытаются привлечь к нему интерес многие модные дизайнеры, предлагая различные виды вуали. Мантилья по-прежнему является символом аристократичности и частью дипломатического этикета.

Как носили накидку столетие назад. Видеосъемка 1922 года

Когда в истории появилась мантилья?

Существуют различные версии происхождения этого предмета одежды. Согласно одной из них, женщины в Испании начали носить его в VIII веке, после арабского завоевания. Однако тогда он изготавливался из плотной ткани и больше напоминал чадру. Вероятно, мантилья выполняла ту же функцию, что и восточная чадра – закрывала лицо женщины от чужих глаз. Существует иная точка зрения: в XVII веке мантилью носили женщины, чья репутация вызывала вопросы, чтобы отличать их от почтенных сеньор. Вскоре этот изящный накидка стала популярна среди многих женщин эпохи. Она особенно ценилась на Пиренейском полуострове и в Латинской Америке. Начиная с XVI века, с усилением влияния Испании, многие стали подражать испанскому стилю в одежде. Во второй половине того же века европейцы по всей Европе переняли испанский костюм, внеся в него некоторые изменения. Мантилью использовали как декоративный элемент, так и в качестве покрывала. Изначально ее просто накидывали на голову и плечи, а затем стали фиксировать на голове с помощью гребня.

Кружевная мантилья

Аксессуар вновь приобрел известность в XVII веке с появлением кружевных мантилий. Эти мантильи можно заметить на женских портретах, написанных Веласкесом. В этот период они стали неотъемлемой частью наряда придворных дам и женщин из высшего общества. В XIX веке мантилья приобрела еще большую популярность. Королева Испании Изабелла II (1833—1868) была большой поклонницей этого головного убора и часто носила его. Модный аксессуар быстро завоевал признание среди придворных дам, и мантилья стала частью традиционного испанского женского костюма. Многие художники запечатлели на портретах женщин в мантильях, оставив нам свидетельства эпохи. На полотнах испанского художника Франсиско Гойи XVIII–XIX веков изображены женщины всех сословий в роскошных кружевных мантильях.

УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ПО КЛИКУ!

Франсиско де Гойя представил портрет донны Исабель де Порсель

Франсиско де Гойя создал портрет «Королева Мария Луиза Пармская»

Франсиско де Гойя написал портрет доньи Антонии Сараты В этот период накидки приобрели широкую популярность в европейских странах. В России тоже полюбили этот роскошный аксессуар, что подтверждается работами известных художников.

В. Тропинин. Портрет Е.Д. Щепкиной

Портрет Елены Павловны Бибиковой, княгини Кочубей, выполненный Ф.К. Винтерхальтером

Александр Брюллов. Екатерина Бакунина, 1834

Карл Брюллов написал портрет Джованины Пачини в 1831 году Среди выдающихся художников стоит выделить Джона Бэгнольда Берджесса (1829-1897), английского мастера, для которого Испания стала центральной темой в его творчестве. Впервые посетив Испанию в 1858 году, он регулярно возвращался туда, посещая ее ежегодно в течение 30 лет. Он посвятил свою жизнь изучению страны, ее обычаев и национального характера, изображая на своих полотнах испанские и цыганские сюжеты. На этих картинах часто встречаются женщины в высоких прическах, украшенных черной кружевной мантильей, которая подчеркивает белизну кожи.

Угасание популярности мантильи в Испании после свержения Изабеллы II было обусловлено не сменой политической власти, а трансформацией моды и стилистических предпочтений эпохи. В середине XIX века наблюдался новый подъем интереса к кружевам Шантильи, связанный с освоением их машинного производства.

«Трепещет лёгкая мантилья,Она божественно красива…»

Изящное кружево получили название Шантильи в честь французского городка, где оно производилось. Благодаря сниженной стоимости, мантель из этого кружева могли создавать практически любого размера. Хотя существует множество техник кружевоплетения, наиболее часто для создания вуалей и накидок применялись кружева Блонда и Шантильи. Они происходят из Франции. Название «кружево блонда» происходит от золотистого цвета шелковых нитей, применяемых при его изготовлении.

«…Вот взошла луна златая,Тише… чу… гитары звон…Вот испанка молодаяОперлася на балкон…»

Испанки с удовольствием носили мантильи, выполненные из этого кружева. Крупные узоры были размещены на тончайшей фигурной сетке. А сам узор был нанесен на сетку с помощью золоченых шелковых нитей. Блонды и кружево шантильи имеют схожие черты, однако последнее отличается большей тонкостью и изысканностью. Ключевое различие заключается в структуре узора: в шантильи он более прозрачный благодаря сетчатой основе, в то время как у блонда мотивы более плотные. Кроме того, разнообразие рисунков шантильи значительно выше – помимо флористических элементов, встречаются изображения птиц, ангелов и даже целые пейзажи. К концу девятнадцатого — началу двадцатого веков мантилья утратила свою прежнюю популярность. Голову женщины покрывали, отправляясь только в церковь, большинство из них предпочитали носить небольшие накидки. Длинные накидки стали применяться только для особых случаев, например, во время Страстной недели)… В Испании ношение мантильи до сих пор является традицией, соблюдаемой в дни национальных и религиозных торжеств, а также во время корриды или на свадьбу. Мантилью, как часть дипломатического костюма, надевают не только испанскую королеву и инфант на аудиенцию к Папе Римскому, но и жен президентов других государств. Автор Татьяна Дмитриева

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.