Стиль бидермейер не получил широкого распространения во всех европейских странах, но наиболее заметно он проявился в Австрии, Германии и России. Особенно ярко он отразился в декоративно-прикладном искусстве, таком как мебель и костюмы). Этот стиль начал возрождаться где-то в период окончания наполеоновских войн (в 1815 году) и достаточно долго развивался, почти до 1848 года – года революции во Франции. Интересно также то, что свое название он получил уже после завершения своего существования, то есть в период 1848 – 1850 года.
Слово «Бидермейер» первоначально являлось вымышленным именем, или, точнее, именем персонажа, созданного для литературных сатирических произведений. Термин «bieder» с немецкого переводится как «честный», «порядочный», «простодушный». Объединив эти две части, было создано имя для нового сатирического героя. Немецкие писатели изображали жизнь местных горожан, их досуг и представление о размеренной, комфортной жизни, выбирая в качестве главного героя Бидермейера. Один из немецких поэтов даже взял это имя себе в качестве псевдонима. Вскоре слово «Бидермейер» стало общеупотребительным, обозначая художественное направление той эпохи. Все больше слоев населения имеют возможность следовать моде. Однако, тенденции в этой сфере по-прежнему формируются во Франции и Англии. Эпоха бидермейера в России совпала с периодом правления Александра I и Николая I. Это время характеризовалось обилием роскошных балов и развлечений. Количество балов было огромным, и некоторые представители высшего общества не могли посетить все мероприятия. Балы служили местом сбора для представителей высшего общества и способствовали оживлению торговли в городах. Швейные мастерские и модные магазины получали выгоду от этих мероприятий, поскольку дамы, получившие приглашение, старались приобрести эффектные наряды накануне торжества, чтобы произвести впечатление на гостей. Иногда бальные платья изготавливались крепостными швеями, однако чаще их заказывали у модисток и портных. Многие элементы одежды покупались в торговых точках. Ведущие московские магазины одежды, обуви и аксессуаров расположены на Кузнецком Мосту, на Тверской улице, на Петровке и на близлежащих улицах и переулках. До 1815 года было распространено платье без талии, что, безусловно, было неудобным как для фигуры, так и для здоровья. Многие светские красавицы уходили из жизни в раннем возрасте, поскольку легкая ткань, используемая для этих платьев, не могла обеспечить достаточный уровень тепла. В холодное время года простуды и туберкулез, или чахотка, были распространенными заболеваниями. Примерно в период с 1815 по 1820 год талия вновь стала появляться – располагаясь над бедрами. Кроме того, ее старались подчеркнуть шнуровкой, что привело к возвращению корсета, хотя и в более мягкой форме. Чтобы визуально подчеркнуть талию, акцентировали внимание на ширине плеч. Рукава расширялись, особенно в верхней части, и сужались к запястью. Юбка имела расклешенный силуэт, формируя крупные складки. Юбка была укорочена настолько, что под ней были видны не только туфельки дамы, но и ее щиколотки, что вызывало восхищенные взгляды мужчин, наблюдающих за проходящей мимо юной красавицей. К 1835 году объем рукава достиг максимальных значений. Вскоре он начнет сокращаться, вновь обретая более лаконичные формы. Корсаж будет еще сильнее стягивать талию, а юбка удлиняется, становясь шире и пышнее за счет обилия оборок. В этот период дамы очень ценили роскошные кашмирские шали, которые использовали как накидки, прикрывая плечи и зону декольте. Эти шали уже давно импортировались из Индии английскими купцами. В моде были мантии и пелерины, выполнявшие функцию плаща, подобного тому, что носили средневековые красавицы. Пальто в женском гардеробе отсутствовало. Зимой дамы надевали платья, напоминающие пальто, выполненные из плотной шерсти. В сильные морозы поверх такого платья-пальто добавляли шаль, широкую пелерину, меховую накидку или палантин. Меховые боа также были популярны.
Мода служит отражением жизни общества, демонстрируя важные события и явления: революции, победы, военные конфликты, политические манипуляции, судебные разбирательства, достижения в области театра и литературы, светские беседы и громкие скандалы, научные прорывы и многое другое. Названия тканей, предметов одежды и фасонов часто вдохновлены именами известных актрис, певиц и танцовщиц. Так, крепрашель, золотисто-бежевая ткань, популярная в 30-е годы XIX века, получила свое имя в честь французской трагической актрисы Рашель. Еще одним примером является шляпка Тальони – небесная, эфирная шляпка, названная в честь танцовщицы, которая во время выступления казалась парящей, словно зефир, и одевалась как весеннее облако. В Петербурге в честь знаменитой итальянки Тальони, гастролирующей в городе, назывались шляпки, тюрбаны, духи и даже карамель. Во Франции в XIX веке «тальма» обозначала короткий мужской плащ, закрывающий плечи и грудь, а в России — это женская длинная накидка без рукавов, названная в честь французского актера Ф. Тальма. В те годы особой популярностью пользовались клетчатые и полосатые ткани, а также ткани с неброским рисунком. С цветочным принтом они появятся чуть позже. Прическу в стиле бидермейер часто можно было назвать настоящим шедевром парикмахерского искусства. Парикмахеры приходили к даме в назначенное время и долго создавали на ее голове замысловатые локоны. Одновременно они рассказывали своим клиенткам последние городские слухи и секреты, которыми владели влиятельные столичные дамы. Волосы на женской голове обычно укладывали крупными локонами или формировали из них «котлеты» из кос на висках. Со временем игривые локоны становились плотными пучками или коронами из кос, расположенными на висках или на макушке. Длинные волосы поднимали вверх и укладывали на темени в виде локонов или разнообразных шиньонов. Для украшения причесок использовали цветы, перья, ленты, кружева, банты, бантики и драгоценности. Открытая шея и глубокое декольте акцентировали внимание на голове, поэтому сложная прическа играла важную роль.
Головные уборы и обувь
Разнообразие головных уборов было велико: чепцы, широкополые шляпы, тюрбаны, капор. Края чепцов богато декорировали рюшами, кружевом или лентами. Шляпы с широкими полями украшали цветами и перьями. Конструкция всех головных уборов предусматривала защиту локонов дамы. Шляпки и прически обильно украшали цветами, перьями, лентами и воланами. В дамском гардеробе преобладали модели без каблука. Чаще всего это были плоские туфли с лентами, но появлялись и шнурованные варианты на небольшом каблуке с тупым носиком. Для изготовления туфель использовали не только кожу, но и шелковые ткани. Чулки на ногах дамы были белыми, иногда пастельных оттенков, а белье – белоснежным, украшенным вышивкой белой гладью. В фаворе находились броши, ожерелья, браслеты, диадемы, гребни, булавки, длинные серьги, а также украшения из жемчуга и драгоценных камней. Особой популярностью в этот период пользовалась фероньерка – декоративный элемент для лба). Женщина с изящной фигурой, облаченная в платье с короткой пышной юбкой, объемными рукавами и тщательно уложенными локонами у висков, являет собой типичный пример стиля «бидермейер». До 1823 года в бальной моде преобладал стиль ампир, однако впоследствии его популярность снизилась и ему на смену пришел новый стиль. Бидермейер стал доминирующим и в этой сфере. Декор платьев отличался сложностью и изысканной фантазией, иногда на одном платье присутствовало до десяти различных бантиков и бантов… Бальные наряды отличались глубоким декольте, их изготавливали с использованием кринолина, и дополняли их драгоценностями. Блуза стала новым элементом женского гардероба. В течение дня дамы несколько раз меняли наряды, причем выбор зависел от времени суток, места и рода деятельности. Так, для утра дома подходило одно платье, для прогулок – другое, для визитов – третье, и так далее: существовали платья для верховой езды, для прогулок в экипаже, для визитов, вечерние наряды, бальные платья и другие. Завершали образ шляпка, перчатки, веер и зонтик. В макияже особое внимание уделялось фарфоровой бледности кожи и нежному румяну. Макияж был неброский, в те времена ценились бледность и хрупкость. Женщину этой эпохи характеризовали изящество, романтичность и мечтательность.
Начиная с этого времени, женщины стали активно участвовать в общественной жизни. В домах самых прогрессивных и образованных дам, являвшихся заметными фигурами в светском обществе, стало принято организовывать литературно-музыкальные кружки. Они позволяли быть в курсе последних достижений литераторов, музыкантов и актеров, а также предоставляли возможность представить собственные, недавно созданные произведения. В этих салонах кипела культурная жизнь Москвы и Петербурга. Зачастую хозяйкой такого салона была яркая и образованная женщина. Так, Зинаида Волконская, в её доме собирались А.С. Пушкин, посвятивший ей стихотворение, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский, молодой поэт Д.В. Веневитинов и другие известные деятели культуры. Она отличалась талантами в музыке и на сцене, а также любовью к науке и искусству.
Однако вернемся к литературному герою Бидермайеру, его жизнерадостный характер завоевал любовь читателей по всей Европе. Он предстает перед нами как рассудительный и проницательный богач, сочетающий в себе деловую смекалку и практический подход к жизни. Именно поэтому стиль бидермейер отражает черты человека, который, несмотря на стремление подражать аристократии, в своей культуре ценит благосостояние и уют. Господин Бидермейер настолько искусен в управлении финансами, что ему удается экономить на всем. В результате, в моду стали проникать недорогие аналоги дорогих тканей, мебели и предметов интерьера.
Красавицы светского общества
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.