Кожа: сафьян или марокен – в чём разница?

Марокен – это высококачественная кожа. Тисненный сафьян, то есть тонкая окрашенная кожа, традиционно называется марокеном. Иногда под названием марокен ошибочно подразумевают ткань, однако это неверно. Ткань называется креп марокен, а кожа – марокен. Европейцы считают Марракеш (Марокко) местом, где впервые начали производить кожу, известную под этим названием. Ранее кожу с тиснением, доставленную из Африки, использовали для переплета драгоценных книг.

Марокен или сафьян, козья кожа, обработанная с особым мастерством, был известен за пределами Африки еще в XIII веке. Этот материал применялся как для изготовления верха обуви, так и для обивки дорогостоящей мебели. Кожевенное дело в Марракеше – одно из древнейших ремесел. На протяжении многих веков в Марракеше передавались секреты обработки кожи, разрабатывались различные методы.

Кожу, прошедшую предварительную обработку, подвергали длительному дублению с использованием растительных веществ, постепенно увеличивая концентрацию дубильного раствора. После этого проводили тщательное промывание, затем прессовали, разглаживали, сушили и обрабатывали. На заключительном этапе отделки кожу глянцевали с помощью специального состава, включавшего водный раствор основной краски, яичные белки и льняное масло. Использовали яркие цвета для окрашивания кожи, при этом предпочтение отдавалось красному. В истории переплетного дела даже выделяют период, который называют «эпохой красного марокена». Для придания красноватого оттенка марокеновой коже использовали порошок, получаемый из насекомых – кошенили. Краситель кармин, используемый для получения красного цвета, извлекали из самок этих насекомых. На обложках старинных книг можно найти настоящий марокен или сафьян. Сохранились уникальные, богато украшенные экземпляры с переплетом из марокена, выполненным золотым тиснением. Марокен, созданный опытными мастерами, не давал усадки и сохранял эластичность, благодаря чему позволял создавать рельеф с выпуклыми и углублёнными элементами на переплёте. Тонкая кожа отличалась высокой прочностью и прекрасно удерживала позолоту. В XVI–XVIII веках марокен, также известный как сафьян, доставлялся морским транспортом в Северную и Западную Европу. Но из-за высокой стоимости марокканского сафьяна, европейские мастера, руководствуясь экономическими соображениями, стали применять шкуры овец и телят. Сафьян производили и на Руси, однако даже там он считался самым дорогим видом кожи. Археологические находки в крупных городах включают в себя отдельные изделия из сафьяна, в основном это были мешочки для монет (калиты). О сафьяных сапожках или башмачках русская красавица могла помышлять лишь в случае завидного жениха. Сафьяновые сапоги украшали волоченым золотом или серебром. Сафьян изготавливался в разнообразной цветовой гамме: от белого до красного, желтого, зеленого и лазоревого. Царь Михаил Федорович отдавал предпочтение сафьяну червчатого цвета (ярко-малинового, багряного или красного оттенка), а его сын, Алексей Михайлович, выбирал сафьян желтого цвета. На Руси сапоги, изготовленные из сафьяна, являлись не просто символом благосостояния, но и знаком принадлежности к боярскому сословию. Высокий спрос на рынке имели жёлтые, зелёные и красные модели с загнутыми носками. До XVII века существовали преимущественно небольшие мастерские, однако с царствованием Алексея Михайловича на их место пришли кожевенные дворы, которые стали предтечей заводов. В этих дворах производство кожи было организовано в промышленных масштабах. Политика, проводимая царём Алексеем Михайловичем, оказала положительное влияние на развитие кожевенного производства. В этот период возникли крупные предприятия, специализирующиеся на выпуске определённых видов кожи. В частности, в Торжке сосредоточилась выработка сафьяновых кож. Русские мастера создавали из них высококачественные изделия, такие как богато украшенная обувь, сафьяновые сапоги, пояса и кошельки, которые пользовались широкой известностью. Крым был известен своими ремесленниками, в том числе сапожниками. Кожевенные мастера работали в различных городах полуострова. Здесь когда-то создавались уникальные изделия из кожи. В частности, в Бахчисарае выделка сафьяна являлась одним из древнейших ремесел. Первые упоминания об этом относятся к XIII веку. В то время это было выгодное ремесло, а сегодня оно, к сожалению, утрачено, и изделий из сафьяна крымских кожевенников практически не сохранилось. По всей видимости, технология изготовления тончайшей кожи безвозвратно утеряна. Существует множество видов кожи, однако многие мастера выбирают сафьян, в особенности для пошива сумок. В наши дни сафьян изготавливается из овечьей и телячьей кожи, но даже при высоком качестве, это лишь менее ценные сорта по сравнению с кожей, используемой древними мастерами. Изначально для производства сумок Mario Prada выбрал сафьяновую кожу. Этот материал характеризуется высокой устойчивостью к механическим воздействиям и влаге, что делает его удобным и практичным в использовании. Благодаря своей износостойкости сафьяновая кожа завоевала широкую популярность и используется многими известными брендами, включая Ferragamo, Prada, Gucci, DKNY и Michael Kors. Для производства некоторых изделий используется сафьян – штампованная тонкая кожа, нанесенная на тканевую или иную основу. На Руси сафьяновую обувь считали очень ценной, и сегодня можно отыскать настоящий марокен, или сафьян, произведенный по старинным технологиям. Это известно тем, кто посетил Марокко. Наверное, сафьяновые бабуши, яркие и богато украшенные, вы там приобрели?

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.