Что подразумевается под словом «охабень»? Как следует надевать ферязь? И в чем разница между телогрейкой и душегрейкой?
М. ВрубельЦаревна-лебедь
Историческая справкаПервым государством восточных славян было Киевское государство, известное как Киевская Русь. Киевская Русь существовала с IX по XIII век, после чего распалась на ряд княжеств, таких как Полоцкое, Новгородское и Черниговское. Этот период в истории получил название эпохи феодальной раздробленности. Подобно другим средневековым европейским государствам, Киевская Русь не обладала централизованной структурой власти. Средневековые государства возникали, объединяя обширные территории с уникальными особенностями и традициями, а затем исчезали на тех же землях. Лишь после эпохи феодальной раздробленности и войн начнут создаваться более централизованные государства с унифицированной системой управления.
В. Васнецов Три царевны подземного царства
Распад Киевской Руси пришёлся на время монголо-татарского нашествия. Однако не все территории оказались под властью монголо-татар. Например, Полоцкое княжество не признало монголо-татарский иго.
В.Васнецов Аленушка
После некоторого времени период феодальной раздробленности завершился. Молодое Московское княжество приступило к объединению русских земель, ранее входивших в состав Киевской Руси. Однако, оно не было единственным претендентом на эту роль – конкурентом Московского княжества в деле объединения русских земель стало Великое княжество литовское.
Костюм Московской Руси
Московская Русь унаследовала от Киевской Руси не только политические и религиозные традиции, а также достижения в искусстве, такие как белокаменные храмы с куполами и иконопись, но и в области костюма.
А. Рябушкин Михаил Фёдорович выступал на заседании Боярской думы
Костюм Московской Руси сформировался на основе костюма Киевской Руси, включавшего рубахи и штаны-порты. Однако в одежде Московской Руси уже более выражено различие между сословиями. Крестьянская одежда отличалась простотой и отсутствием декоративных элементов. Одежда бояр из дорогих тканей с множеством вышивок или же украшений в виде драгоценных камней. Также одежда бояр времен Московской Руси становится более разнообразной.
А. Рябушкин В XVII веке русские женщины посещали церковные службы
Размеры одежды, как в длину, так и в ширину, увеличивались. В целом, как мужская, так и женская одежда эпохи Московской Руси имела форму, расширяющуюся книзу, напоминающую трапецию. В некоторых случаях ширина одежды книзу могла достигать 2-6 метров. В женском костюме именно во времена Московской Руси появляется традиционный русский сарафан, также очень широкий книзу. В Киевской Руси сарафанов не носили.
Мужской костюм Московской Руси
Если вы мужчина, живший в Московской Руси в XV-XVII веках, то каждое утро вы начинали с того, что надевали: • Штаны порты — узкие штаны, фиксирующиеся на талии с помощью шнурков-гашников. Если вам посчастливилось родиться боярином, то у вас будет два штана. Верхние порты изготавливались из более дорогой ткани, например, шелка. Зимой порты могли носиться на меху. • Рубаху. В Московской Руси начинают пользоваться популярностью рубахи-косоворотки. Отличительной чертой таких рубашек являлся боковой разрез у ворота, а не центральный. Если вы были бы представителем знати, а в особенности боярином, ваша рубаха могла быть украшена воротником-ожерельем (накладным воротником) и накладками на запястья, выполненными из дорогой ткани и украшенными драгоценными камнями и жемчугом.
В. СуриковПогруженный в свои мысли подросток. Зарисовка к картине «Боярыня Морозова»
В. Суриков Утро стрелецкой казни. Фрагмент
• Зипун. Крестьяне носили зипун в качестве верхней одежды, а бояре – как нижнюю. Зипун изготавливался из легких материалов, застегивался по всей длины, имел длинные узкие рукава с пуговицами и воротник, напоминающий ожерелье. Подпоясывание талии было обязательным элементом образа. • И в заключение, если вы не были крестьянином, полагалось надеть кафтан. В Московской Руси кафтаны имели разнообразный вид и выполняли разные функции.
А. Рябушкин Пожалован шубой с царского плеча
• Не стоит забывать и о шубе. В условиях суровых русских зим шубы носили все слои населения Московской Руси. Однако мех для шуб был различным. Соболиные шубы ценились выше всего. Бояре иногда надевали шубу даже летом, чтобы подчеркнуть свое благосостояние.
Виды кафтанов Московской Руси
Кафтан мог быть выполнен в простом крое – длинным, прямым и с застежкой встык. Начиная с XVII века, к такому кафтану добавляли воротник-козырек: высокий, стоячий и богато украшенный.
Иллюстрация художника И.Билибина
Кафтан мог быть фасона «становой», то есть сшитый по индивидуальным меркам, повторяя контуры фигуры. Такие кафтаны имели короткие рукава, обычно до локтя. В Московской Руси носили также польский кафтан, который напоминал европейский костюм. Мода на него проникла в Московскую Русь через Польшу, что и отразилось в его названии. На территории Московской Руси многие новые западные тенденции того времени обозначались как польские или немецкие. Польский кафтан отличался приталенным лифом и юбкой, выполненной складками от талии до низа. Его рукава были широкими в области плеча, а ниже локтя – узкими.
Иллюстрация художника И.Билибина
Еще один кафтан – терлик. Этот вид одежды носили охранники московского князя. В целом, терлик повторял фасон польского кафтана. Однако существовало и отличие: на груди и плече, справа, располагался нагрудник, который застегивался. Ферязь – разновидность кафтана. Кафтаны, изготовленные из дорогих материалов, таких как бархат или шелк, зачастую имели меховую подкладку. Ферязь носили, надевая рукав только на правую руку, а левый рукав свободно свисал до пола. Это позволяло продемонстрировать, что бояре не занимаются физическим трудом. Именно от ферязи пошло выражение «работать спустя рукава». Ферязь отличалась значительной длиной и широким низом. Её ширина внизу могла достигать 3 метров.
Иллюстрация художника И.Билибина
Бояре и дворяне Московской Руси имели право носить охабень – верхнюю одежду с узкими рукавами и четырёхугольным воротником, достигавшим середины спины. Альтернативным вариантом был опашень – одежду, которую просто накидывали на плечи, позволяя длинным рукавам свободно свисать по бокам. Опашень не подпоясывали.
В. Шварц Иоанн Грозный
Женский костюм Московской Руси
Рубаха служила нижней одеждой для женщин, а сарафан – верхней.
В. Суриков Боярыня Морозова
Сарафан завязывался под грудью, крепился лямками и имел расклешенный силуэт. Декорировали сарафан как простая вертикальная полоса, так и декоративные пуговицы, обычно оловянные. Сарафаны изготавливали из различных тканей. Выбор материала зависел от того, кому предназначалось это изделие – крестьянке или боярыне. Например, в Московской Руси для пошива сарафанов использовали шелк, парчу или холст.
К. Маковский Под венец
Помимо сарафана женщины Московской Руси могли носить поневу или же запону – виды одежды, пришедшие из Киевской Руси. Понева представляет собой юбку, которая обычно имеет ромбовидный или клетчатый узор. Запона – это накладной предмет одежды, края которого не сшиты. Её надевали поверх рубахи и с использованием пояса.
К. Маковский Боярышня у окна с прялкой
В Московской Руси к верхней женской одежде относились летник, душегрея и телогрея. Летник представлял собой верхнюю накладную одежду с широкими, ниспадающими до пола рукавами. Рукава и воротник летника декорировались вошвами – треугольными элементами из дорогой ткани, такой как бархат или атлас, украшенными жемчугом и золотом.
М. Шибанов Празднество свадебного договораНа изображении девушка, находящаяся в центре композиции, одета в душегрей
Душегрея – одежда эта, хоть и называлась согревающей, грела, по сути, только тело. Это была верхняя одежда, короткая – до талии, с лямками, подобно сарафану. Душегрея изготавливалась из тканей с узорами и надевалась поверх сарафана.
А. РябушкинСемья купца в XVII векеНа изображении слева представлена обогреватель белого цвета)
Тепло обеспечивала телогрея. Это верхняя одежда, представляющая собой длинный предмет с застежкой спереди и рукавами. Застежка могла быть выполнена в виде пуговиц или завязок.
К. Маковский Сваха
На территории Московской Руси женщинам полагалось скрывать волосы под головным убором. Обычно использовался платок. Однако, наиболее декоративным головным убором эпохи Московской Руси был кокошник. Как и сарафаны, кокошники со временем стали неотъемлемой частью русского народного костюма.
В. ВаснецовБоярышня
К. МаковскийБоярышня
Кокошник представляет собой головной убор, отличающийся высокой передней частью. Заднюю часть кокошника иногда дополняли покрывалом, выполненным из дорогой ткани, а переднюю часть украшали обилием жемчуга.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.