Елизавета I – исторический персонаж и одновременно икона стиля. Для начала я предлагаю разобраться, что такое икона стиля. Икона стиля по определению – известная личность с ярко выраженным индивидуальным стилем, пример для подражания и муза для дизайнеров. Следовательно, это человек, который задает тенденцию, переворачивает радикально мировоззрение путем выражения своего индивидуального стиля.
Думаю, следует начать с исторических аспектов, до вступления Елизаветы к правлению, дабы понять всю суть выражения личности королевы.
Королева Елизавета I – биография
Елизаве́та I (1533 —1603) Добрая королева Бесс, Королева-дева — королева Англии и Ирландии с 17 ноября 1558 года, последняя из династии Тюдоров. Дочь короля Англии Генриха VIII Тюдора от брака с Анной Болейн. Время правления Елизаветы называют «золотым веком Англии» в связи с расцветом культуры и возросшим значением Англии на мировой арене. «Елизаветинцы» – Шекспир, Марлоу, Бэкон.
Елизавета изменила ход истории и правила страной более полувека. Королеве досталась разобщившееся, разделенная религиозными спорами страна, а она смогла превратить ее в могучую державу. Если говорить о стиле, о костюме, то королева полностью разрушила «Испанский костюм», свойственный эпохе того времени.
Елизавета родилась 7 сентября 1533 года в королевском дворце в Гринвиче. На её матери Анне Болейн женился по страстной любви Генрих VIII, король надеялся, что Анна подарит ему долгожданных сыновей. Рождение Елизаветы мало кого обрадовало — в королевской семье уже была дочь, принцесса Мария. Когда Елизавете было два года и восемь месяцев, Анну Болейн (мать Елизаветы) казнили по обвинению в государственной измене.
Анна так и не родила Генриху сына и, по версии суда, неоднократно изменяла своему супругу, доказательства «многократных измен» были явно фальсифицированными. Елизавету и Марию признали незаконнорождёнными, но это не повлияло на их жизнь в роскоши. После, Король Генрих VIII неоднократно был женат, так его жена Джейн Сеймур родила Генриху сына Эдуарда. После смерти Джейн Сеймур Генрих женился ещё три раза.
С Анной Клевской он развёлся, а Кэтрин Говард была казнена по обвинению в супружеской измене. Казнь молодой мачехи потрясла девятилетнюю Елизавету едва ли не больше, чем смерть матери. Король Генрих VIII в итоге был женат шесть раз.
Именно в девятилетнем возрасте у будущей королевы Елизаветы сформировалось стойкое неприятие брака, как утверждают некоторые специалисты тайного физиологического или психического отклонения. Ее биография хранит множество секретов. Всем известно, что до конца своих дней она осталась невинной девой и передала трон сыну своей главной соперницы Марии Стюарт, но все по порядку.
Последним проявлением монаршей воли Генрих VIII «признал» своих дочерей и дал им надежду если не на корону Англии, то на беспроблемное будущее. После смерти короля, правление перешло сыну Эдуарду (брату Елизаветы) но ему было всего 10 лет, и власть перешла к его дяде, который вскоре был казнен. Юного Эдуарда, который был очень болезненный, уговорили отдать трон леди Джейн Грей, королеве девяти дней.
В 16 лет Эдуард VI скончался, после интриг лорда-протектора Дадли на трон взошла Джейн Грей. Мария, сестра Елизаветы, быстро свергла это восстание и в возрасте 37 лет стала королевой. Мария активно вела политику о возвращении Англии в лоно Католической Церкви. Большинство населения Англии оставались католиками, но узкая прослойка дворян – протестантами.
Правление Марии было очень скоротечным и жестоким. В начале ноября 1558 года королева Мария почувствовала, что дни её сочтены. Совет настаивал, чтобы она официально назначила наследницей сестру, но королева сопротивлялась: она знала, что Елизавета вернёт в Англию ненавистный Марии протестантизм.
Под давлением Мария уступила требованию своих советников, понимая, что в противном случае страна может погрузиться в хаос гражданской войны. Королева скончалась 17 ноября 1558 года, оставшись в истории как Мария Кровавая (или Кровавая Мэри). Елизавета, получив известие о смерти сестры, сказала: «Господь так решил. Чу́дны дела Его в наших глазах».
К моменту занятия престола Елизавете было двадцать пять лет. По меркам XVI века, когда многие не доживали до пятидесяти, это был достаточно солидный возраст. Рассмотрим же ее стиль и годы правления Елизаветы, так как и то, и другое было взаимосвязано.
Как формировался стиль королевы Елизаветы I
Правление Елизаветы I пришлось на эпоху Позднего Возрождения. Королева устроила пышную коронацию, так как понимала, что ей досталась страна не с самой лучшей обстановкой, а также было множество споров по поводу ее права на трон. 25-летняя Елизавета выбрала для коронации красное бархатное платье, богато расшитое драгоценными камнями.
Она выглядела намного моложе своих лет и казалась совсем молодой девушкой. Вначале ей на голову надели корону Тюдоров — ту, что принадлежала ее отцу Генриху VIII. Она то и дело норовила сползти. После этого корону заменили на ту, что изготовили специально для правительницы.
Елизавета произнесла фразу, которую тогда мало кто воспринял всерьез: «Для славы Божьей, для блага государства, я решила нерушимо хранить обет целомудрия. Взгляните на мой государственный перстень — им я уже обручилась с супругом, которому неизменно буду верна до могилы (…). Мой супруг — Англия, дети — мои подданные (…). Желаю, чтобы на моей гробнице написали: «Жила и умерла королевой и девственницей»».
Елизавета действовала очень осторожно, окружила себя своими преданными подданными, но страна ждала, кто же станет мужем Елизаветы. От этого зависело будущее страны и дальнейшая политика. Брак с европейцем погрузило бы Англию в распри Европы, а брак с англичанином поставил бы ее перед выбором фракции. Англия страдала от противостояния протестантов и католиков, и любой неверный шаг мог погрузить ее в пучину войны.
Решение Елизаветы отказаться от брака в итоге стало не прихотью, а мудрым политическим ходом. Королева решила сделать так, как считала нужным. Она не заключила брак и не оставила после себя наследников. Официально Елизавета вошла в историю как «Королева-девственница».
Платья и другие наряды королевы
Костюм Елизаветы был построен по испанскому образцу, но от испанского остались лишь формальные признаки: воротник-раф, жесткий лиф-корсет, но решение юбки, форма каркаса-фарзингейла, все пропорции самопроизвольны» (Источник: книга М. Н. Мерцалова «Костюм разных времен и народов»).
«Фарзингейлы — плоские и очень широкие каркасы без передней части, позволяющие опустить далеко вниз мыс лифа. Избыток ткани юбки закладывался в поперечные складки и закреплялся мысом лифа, их расположение фиксировалось специальными прокладками, подшитыми к чехлу. Фарзингейл искажал реальные пропорции человеческой фигуры, создавая неестественный и непропорциональный силуэт». Цвета и оттенки у костюмов всегда были очень яркими и насыщенными.
В эпоху Позднего Возрождения дамы достигали белого цвета лица любыми способами. Ядовитые свинцовые белила буквально разъедали кожу, но не теряли своей популярности. В Европе в тот период появился и более дорогой способ — рисовая пудра, которая выбеливала, но не вредила коже. Завершал образ легкий румянец и капля красной помады.
Елизавета по сей день известна не только огромным количеством своих нарядов, в ее гардеробе было свыше 3 тысяч платьев, но и тем, что все они были образцом ювелирного, текстильного и портновского искусства. Елизавета старалась всячески разнообразить отделку своих нарядов и никогда не надевала платья, каким бы дорогим оно ни было, более одного раза.
Мое личное мнение – платья были своего рода конструкторами, у которых имелись взаимозаменяемые детали. Расшитые большим количеством драгоценных камней, украшенные лучшими дорогими кружевами, вышитые золотыми и шелковыми нитями, эти наряды демонстрировали, как соотечественникам, так и иностранцам, королевскую власть и силу.
Изображения на костюмных ансамблях, практически всегда были связанные с тематикой того или иного события, завоевания территорий или наоборот мирных действий. Королева очень любила розы в рисунке, своего рода отвержение понятие брака да и вообще мужчин.
«Жизнь двора представляла собой почитание земной богини и поклонение ее красоте. Это и подчеркивали платья Елизаветы, своей пышностью и экстравагантными пропорциями, кардинально отличавшиеся от нарядов испанских королев» (Источник: книга Энциклопедия «Мода и стиль»).
Единственной законодательницей моды в стране считалась сама правительница. Так, на одном из официальных мероприятий в Оксфорде она появилась в удлиненных до локтя перчатках. Они сразу же стали популярны по всей Англии. Также при ее правлении женщины начали показывать шею, длина платья значительно укоротилась. Разрешалось носить распущенные волосы, а высокий лоб и белая кожа стали главными показателями женской красоты.
Считается, что именно Елизавета ввела моду на высокие воротники, лежавшие на плечах и скрывавшие недостатки. На всех портретах она изображена в закрытой одежде с большим количеством украшений на шее. Говорили, что монарх довольно стеснительна. В своем завещании она просила не осматривать ее тело после смерти.
При Елизавете прославился британский философ и историк Фрэнсис Бэкон, а также Уильям Шекспир, создавший свои великие произведения. Именно при Елизавете начал развиваться театр. Портреты королевы – это выставка богатства и могущества ее страны, выраженные в одеждах правительницы.
На ее фоне не только любая современная европейская королева выглядела убогой сироткой, но даже и какой-нибудь усыпанный драгоценностями великий мужчина чувствовал бы себя ущербным.
Ее успехи в правлении бесспорны и выдающиеся, рассказывать о них не вижу особого смысла, так как все-таки эта статья о ней как об иконе стиля, но дополню, что эксперты утверждают, к концу жизни Елизавета осталась совсем без зубов и почти облысела. Кожа была в жутком состоянии.
Однажды в ее покои без стука вошел молоденький ухажер, эдакий toyboy Средневековья, увидев Елизавету без парика и тонны грима, он ужаснулся и убежал. Парня ожидаемо казнили.
Стиль королевы и современная мода
В наше время стиль Елизаветы I очень часто используются и вдохновляет деятелей искусства.
Модные дома: Alexander McQueen (Александр МакКуин), Dolce & Gabbana, Balenciaga, Вивьен Вествуд черпают вдохновения и копируют стиль эпохи Елизаветы.
Королева Елизавета I в кино
Киноиндустрия не раз воссоздавала фильмы:
Кинокартина «Две королевы». Именно образы Елизаветы I в исполнении Марго Робби были наиболее точно воссозданы. Для торжественных костюмов Александра Бирн внимательно изучала портреты английской королевы. В двух образах мы можем увидеть знаменитый атрибут костюма того периода — воротник-раф. Этот воротник был призван подчеркнуть белизну лица.
Чуть позже, с появлением цветного крахмала, раф начали подкрашивать в тон костюма. Александра Бирн также использовала разомкнутый раф, который вошел в моду благодаря Елизавете I. Крой такого воротника открывал шею и грудь. Королева обожала рафы и даже ввела указ, регламентирующий максимальную высоту воротника.
Интересно, что Александра Бирн уже создавала костюмы Елизаветы I для фильмов «Золотой век» и «Елизавета». Фильм 1998 года «Елизавета» с Кейт Бланшетт в главной роли был номинирован на Оскар в 7 номинациях, одна из них «Лучшие костюмы». На этот раз Бирн решила не придерживаться исторической точности, но английская мода второй половины XVI века все же прослеживается. Давайте узнаем, какие образы наиболее точно отражают историю, и в каких случаях Александра Бирн продемонстрировала новый взгляд.
Множество фильмов экранизации именно личности королевы Елизаветы.
Вот небольшой список:
- Бетт Дэвис, Королева-девственница, 1955
- Пленда Джексон, Елизавета: Королева Английская, 1971
- Джуди Денч, Влюбленный Шекспир, 1998
- Хелен Миррен, Елизавета I, 2005
- Энн-Мари Дафф, Королева-девственница, 2005
- Джоэли Ричардсон и ее мама Ванесса Редгрейв сыграли Елизавету в молодости и старости, Аноним, 2011
- Рэйчел Скарстен, Царство, 2013-2017
Также многие героини в фильмах вдохновляются и утрируют стиль королевы Елизаветы. Пример «Алиса в стране чудес», Хелена Бонем Картер в роли «Красной королевы». «Белоснежка: Месть гномов», Джулия Робертс — злая королева Клементианна, мачеха Белоснежки и многие другие.
Свои образы в интерпретации королевы Елизаветы показывают многие знаменитости, певицы и модели: Леди Гага, Мадонна.
Журнал Vogue стилизует фотосессии в стиле королевы. Несомненно, Елизавета 1 как исторический персонаж — это супергерой стиля и вдохновения для дизайнеров и стилистов на все времена.
Автор: Стилист(имиджмейкер) Зонова Дарья
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.