Елизавета I: секреты королевского стиля и модных решений

Елизавета I – не только значимая историческая фигура, но и настоящая икона стиля. Чтобы понять, что подразумевается под этим термином, давайте разберемся в его значении. Икона стиля – это известная личность, обладающая запоминающимся индивидуальным стилем, служащая примером для подражания и вдохновением для дизайнеров. Таким образом, это человек, который формирует новые тенденции и кардинально меняет мировоззрение, выражая свою уникальность. Предлагаю начать с рассмотрения исторических предпосылок, предшествовавших периоду правления Елизаветы, чтобы глубже понять особенности её личности.

Королева Елизавета I – биография

Елизавета I (1533 — 1603), известная как Добрая королева Бесс и Королева-дева, правила Англией и Ирландией с 17 ноября 1558 года и являлась последней представительницей династии Тюдоров. Она была дочерью короля Англии Генриха VIII Тюдора и Анны Болейн. Период правления Елизаветы I часто называют «золотым веком Англии» из-за расцвета культуры и усиления влияния страны на мировой арене. К «елизаветинцам» относят Шекспира, Марлоу и Бэкона. Елизавета оказала значительное влияние на историю и более пятидесяти лет руководила страной. Ей пришлось управлять страной, раздираемой религиозными разногласиями, и она смогла преобразовать ее в сильное государство. Что касается стиля и одежды, то королева полностью отказалась от «испанского костюма», который был популярен в ту эпоху. Елизавета появилась на свет 7 сентября 1533 года в королевском дворце в Гринвиче. Генрих VIII, король, женился на её матери, Анне Болейн, движимый страстной любовью, и возлагал надежды на рождение сыновей. Рождение Елизаветы не вызвало всеобщей радости, поскольку в королевской семье уже воспитывалась дочь, принцесса Мария. В возрасте двух лет и восьми месяцев Анна Болейн, мать Елизаветы, была казнена по обвинению в государственной измене. Анне так и не удалось родить Генриху сына, а суд постановил, что она неоднократно изменяла мужу. Однако доказательства этих предполагаемых измен были очевидно сфальсифицированы. Елизавета и Мария были признаны незаконнорождёнными, но это не помешало им жить в роскоши. Впоследствии король Генрих VIII несколько раз вступал в повторные браки, в частности, его жена Джейн Сеймур родила Генриху сына Эдуарда. После смерти Джейн Сеймур Генрих женился ещё трижды. Он расторг брак с Анной Клевской, а Кэтрин Говард была казнена по обвинению в супружеской неверности. Смерть юной мачехи глубоко потрясла девятилетнюю Елизавету, возможно, даже сильнее, чем кончина её собственной матери. Всего король Генрих VIII заключил шесть браков. По мнению некоторых экспертов, именно в девять лет у будущей королевы Елизаветы возникло устойчивое неприятие брака, которое связывают с возможным физиологическим или психологическим отклонением. Ее жизнь полна тайн. Известно, что она до конца дней сохранила девственность и передала трон сыну Марии Стюарт, своей главной соперницы. Подробности этой истории мы сейчас расскажем.

Елизавета обладала прекрасным образованием, владела несколькими языками, а ее воспитанием руководили ведущие преподаватели Кембриджа. Она изучала науки наравне с мужчинами и проявляла большое упорство, подобное отцовское.

Последним актом монаршей воли Генрих VIII стало «признание» его дочерей, предоставившее им надежду, пусть и не на английскую корону, но на благополучие. После смерти короля власть перешла к его сыну Эдуарду (брату Елизаветы), однако ему было всего 10 лет, и управление было передано его дяде, который впоследствии был казнен. Больного Эдуарда убедили уступить трон леди Джейн Грей, прославившейся как королева девяти дней. В возрасте шестнадцати лет Эдуард VI умер, и благодаря интригам лорда-протектора Дадли на престол вступила Джейн Грей. Мария, сестра Елизаветы, вскоре подавила это восстание и в 37 лет взошла на трон. Мария проводила политику, направленную на возвращение Англии в состав Католической Церкви. Несмотря на то, что большинство жителей Англии придерживались католических убеждений, небольшая группа дворян оставалась приверженцами протестантизма. Правление Марии оказалось кратким и отличалось жестокостью. В начале ноября 1558 года королева осознала, что её дни подошли к концу. Советники призывали её официально провозгласить наследницей сестру, но Мария противилась этому: она понимала, что Елизавета восстановит в Англии протестантизм, который Мария презирала. Мария, поддавшись давлению, удовлетворила требования своих советников, поскольку осознавала риск гражданской войны в случае отказа. Королева умерла 17 ноября 1558 года и вошла в историю под прозвищем Мария Кровавая (или Кровавая Мэри). Получив известие о кончине сестры, Елизавета произнесла: «Господь так решил. Чу́дны дела Его в наших глазах». Елизавете было двадцать пять лет, когда она взошла на престол. В XVI веке, когда продолжительность жизни часто не превышала пятидесяти лет, это был уже значительный возраст. Давайте проанализируем стиль правления и годы, проведённые Елизаветой на троне, поскольку они были тесно связаны между собой.

Как формировался стиль королевы Елизаветы I

Правление Елизаветы I совпало с периодом Позднего Возрождения. Коронация королевы была проведена с большим размахом, поскольку она осознавала, что унаследовала страну, находящуюся в непростой ситуации, и столкнулась с многочисленными претензиями на ее право на трон. 25-летняя Елизавета выбрала для коронации красное бархатное платье, обильно украшенное драгоценными камнями. Ее внешность выдавала молодость, и она выглядела как совсем юная девушка. Сначала ей надели корону Тюдоров, ранее принадлежавшую ее отцу, Генриху VIII. Она постоянно пыталась ее снять. Затем корону заменили на ту, что была изготовлена специально для нее. Елизавета произнесла слова, которые в то время не вызвали широкого доверия: «Во имя славы Божьей и во благо государства я дала обет безбрачия. Обратите внимание на мой государственный перстень — я уже связала себя с супругом, которому останусь верна до самой смерти (…). Мой супруг — Англия, мои дети — мои подданные (…). Я желаю, чтобы на моей гробнице было высечено: «Жила и умерла королевой и девственницей»». Елизавета действовала крайне осмотрительно и окружила себя верными сторонниками, однако страна с нетерпением ожидала, кто же станет ее супругом. От этого выбора зависело будущее государства и его политический курс. Брак с европейским принцем мог вовлечь Англию в европейские конфликты, а союз с англичанином поставил бы ее перед необходимостью выбора между различными политическими группировками. Англия была охвачена столкновениями между протестантами и католиками, и любое неверное решение могло привести к войне. Отказ Елизаветы от брака оказался не капризом, а взвешенным политическим шагом. Королева приняла решение, руководствуясь собственным видением ситуации. Она не вступила в брак и не имела потомства. В исторических документах Елизавету официально называют «Королевой-девственницей».

Платья и другие наряды королевы

Костюм Елизаветы был создан под влиянием испанского стиля, однако в нем сохранились лишь внешние черты, характерные для испанской моды: воротник-раф, жесткий лиф-корсет. Остальные элементы, такие как форма юбки, конструкция каркаса-фартингейла и общие пропорции, были определены произвольно»). «Фарзингейлы представляли собой плоские и широкие каркасы без передней части, благодаря чему мыс лифа можно было опустить значительно ниже. Излишки ткани юбки формировали поперечные складки, которые фиксировались мысом лифа и удерживались специальными прокладками, пришитыми к чехлу. Фарзингейл деформировал естественные пропорции фигуры, формируя неестественный и непропорциональный силуэт. Цвета и оттенки костюмов отличались особой яркостью и насыщенностью. В период Позднего Возрождения женщины стремились к бледности кожи, используя любые доступные средства. Популярные, хотя и опасные, ядовитые свинцовые белила повреждали кожу, но оставались востребованными. В то время в Европе стали использовать и более дорогостоящий вариант – рисовую пудру, которая осветляла кожу, не нанося ей вреда. Завершающим штрихом в создании образа служили легкий румянец и небольшое количество красной помады. Елизавету до сих пор помнят не только благодаря обилию ее нарядов – в ее гардеробе насчитывалось более трех тысяч платьев – но и потому, что каждое из них являлось эталоном ювелирного, текстильного и портновского мастерства. Она стремилась к разнообразию в отделке своих платьев и не повторяла использование одного и того же наряда, каким бы ценным оно ни было. По моему мнению, платья представляли собой нечто вроде конструкторов, состоящих из взаимозаменяемых элементов. Эти наряды, украшенные драгоценными камнями, дорогими кружевами, золотыми и шелковыми нитями, служили демонстрацией королевской власти и силы как для местных жителей, так и для иностранцев. Изображения на костюмных ансамблях, как правило, отражали тематику конкретных событий, будь то завоевание территорий или мирные переговоры. Королева особенно ценила розы в качестве декоративного элемента, возможно, выражая таким образом неприятие института брака и мужчин в целом. «Жизнь двора была посвящена прославлению земной богини и восхвалению ее красоты. Пышные и экстравагантные платья Елизаветы, с их необычными пропорциями, акцентировали это, резко контрастируя с нарядами испанской королевской семьи (Источник: книга Энциклопедия «Мода и стиль»). Сам правительница определяла главные тенденции в моде. Например, на одном из официальных мероприятий в Оксфорде она продемонстрировала перчатки, доходящие до локтя, которые мгновенно стали популярными во всей Англии. В период ее правления женщины стали открывать шею, а длина платьев существенно уменьшилась. Также женщинам было позволено носить распущенные волосы, а высокий лоб и светлая кожа стали признаками женской привлекательности. По мнению историков, именно Елизавета стала законодательницей моды на высокие воротники, которые носили на плечах, чтобы скрыть некоторые особенности фигуры. На всех портретах она запечатлена в одежде с закрытым вырезом и богатым ожерельем. Ходили слухи, что королева отличалась сдержанностью. В своем завещании она выразила просьбу не проводить вскрытие после ее ухода из жизни. В эпоху правления Елизаветы I широкую известность получили британский философ и историк Фрэнсис Бэкон и драматург Уильям Шекспир, автор выдающихся пьес. Развитие театра также началось в период её правления. Портреты королевы демонстрируют богатство и мощь её государства, отраженные в одеяниях правительницы. По сравнению с ней, любая современная европейская королева казалась скромной и непритязательной, а даже и выдающийся человек, утопающий в роскоши, ощутил бы себя незащищенным. Ее достижения в качестве главы государства неоспоримы и значительны, однако, поскольку данная статья посвящена ей как иконе стиля, я не буду на них подробно останавливаться. Тем не менее, стоит отметить, что эксперты сообщают, что к концу жизни Елизавета потеряла зубы и почти полностью облысела. Состояние ее кожи оставляло желать лучшего. Неожиданно для всех, в ее комнаты вошел молодой поклонник, своего рода toyboy Средневековья. Увидев Елизавету без парика и обилия макияжа, он был потрясен и поспешил уйти. Ожидаемо, парня казнили.

Стиль королевы и современная мода

В настоящее время стиль, приписываемый Елизавете I, находит широкое применение и служит источником вдохновения для деятелей искусства. Известные модные бренды, такие как Alexander McQueen, Dolce & Gabbana, Balenciaga и Vivienne Westwood, обращаются к эстетике и заимствуют стиль эпохи правления Елизаветы.

Королева Елизавета I в кино

Киноиндустрия не раз воссоздавала фильмы:Фильм «Две королевы». Особенно удалось передать образы Елизаветы I, сыгранной Марго Робби. Чтобы создать наряды для фильма, Александр Бирн изучала портреты английской королевы. В двух сценах показан характерный для того времени элемент костюма — воротник-раф. Он предназначался для того, чтобы выделить бледность кожи. Позднее, с началом использования цветного крахмала, раф стали подбирать в цвет костюма. Александра Бирн также применяла воротник открытого типа, который стал популярным благодаря Елизавете I. Данный крой демонстрировал шею и грудь. Королева была поклонницей рафов и даже издала указ, устанавливающий ограничение на высоту воротника. Александра Бирн уже имела опыт создания костюмов для Елизаветы I в фильмах «Золотой век» и «Елизавета». Фильм «Елизавета» 1998 года, в котором главную роль исполнила Кейт Бланшетт, был удостоен семи номинаций на премию «Оскар», включая номинацию за «Лучший дизайн костюмов». На этот раз Бирн отошла от принципа исторической достоверности, однако влияние английской моды второй половины XVI века все же заметно. Попробуем выяснить, какие образы наиболее точно соответствуют историческим реалиям, а в каких случаях Александра Бирн представила оригинальную интерпретацию. Существует немало фильмов, посвященных образу королевы Елизаветы. Вот небольшой список:

  • Бетт Дэвис, Королева-девственница, 1955
  • Пленда Джексон, Елизавета: Королева Англии, 1971
  • Джуди Денч, Влюбленный Шекспир, 1998
  • Хелен Миррен, Елизавета I, 2005
  • Энн-Мари Дафф, Королева-девственница, 2005
  • Роли Елизаветы в молодости и старости исполнили Джоэли Ричардсон и Ванесса Редгрейв, Аноним, 2011
  • Рэйчел Скарстен, Царство, 2013-2017

Многие женские персонажи в кино черпают вдохновение в образе королевы Елизаветы, часто преувеличивая ее стиль. Так, в фильме «Алиса в стране чудес» Хелена Бонем Картер воплотила образ «Красной королевы». Джулия Робертс сыграла злую королеву Клементианну в «Белоснежка: Месть гномов», а также есть и другие подобные примеры. Многих знаменитостей, певиц и моделей вдохновляет создание образов, вдохновленных королевой Елизаветой: Леди Гага, Мадонна. Журнал Vogue часто оформляет фотосессии, вдохновляясь образом королевы. Безусловно, Елизавета I, как историческая личность, остается иконой стиля и источником вдохновения для дизайнеров и стилистов на протяжении всей истории моды.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.