Иногда родители относятся к своему ребенку не как к отдельной личности или самодостаточной и ценной единице мироздания, а как к своей собственности, своему приложению, порой и средству для получения собственной выгоды. Причем выгоды могут быть самыми разными. Порой мы даже не подозреваем, что превращаем маленького человека в средство или в цель, используем для осуществления своих планов. Попробуем разобраться в этом подробнее.
Как мы используем своего ребенка?
•Представьте себе пару, которая вот-вот готова расстаться и признать, что их союз был неудачным. Что бы могло помочь им соединиться и улучшить отношения% Очень часто таким цементом для скрепления разваливающихся песочных замков становится ребенок. А тут уже, как говориться, дело случая. Кому-то из детей повезет, и родители, действительно, станут ближе друг к другу. А кому-то напротив, придётся расхлебывать всю оставшуюся жизнь последствия этого неудачного решения.
Помните, если вы хотите укрепления отношений, то ребенок – не самое лучшее средство для этого. Точнее, он просто не может быть средством, потому что он личность, а играть таким образом его жизнью опасно, опасно даже не для вас, а для самого малыша. Цена такого эксперимента – его последующая жизнь, в которую он неизменно будет экстраполировать (переносить, копировать и проецировать) свои детские впечатления.
•Ребенком или известием о беременности пользуются порой женщины, желающие удержать возле себя мужчину. Это тоже нечестно по отношению к малышу. Конечно, родив ребенка, женщина приобретает больше козырей. Расширяет свои возможности для манипулирования мужчиной. Получает больше прав. Но не стоит забывать, что главным инструментом этой манипуляции становится живой человек. Ваш собственный малыш.
•Очень часто детей используют в качестве посредника или фишки в семейных конфликтах. Когда одного из родителей лишают общения и возможности принимать участие в его воспитании. Не дают общаться с бабушкой и дедушкой. Заставляют быть арбитром в спорах и конфликтах. Прикрываются им, как последним аргументом в споре. Вывешивают в качестве штандарта или пускают вперед, прячась за его спиной. Все это нечестная игра. Но кому-то кажется, что таким образом можно наказать нерадивого отца или мать и выйти победителем в семейных войнах. Кстати, победителей в семейных войнах не существует, как и во всех других войнах, где случаются потери и несчастья. А наказывается в этих ситуациях больше всего ребенок, который не виноват во взрослых конфликтах.
•Бывает и так, что мама, решившая родить ребенка без мужа из лучших побуждений, но она тоже использует его для своих целей, то есть пытается с его помощью справиться со своим одиночеством. Она рожает ребенка не для него самого, а для себя. Это даже и формулируется именно так: «Родила для себя!» Вдумайтесь, как цинично по отношению к человеческой личности это звучит. Мама и не подозревает порой, что преследует свой собственный шкурный интерес: не быть одной, чтобы кто-то «подал воды», был рядом, чтоб не чувствовать себя ущербной и т.д. В конечном итоге, затыкает ребенком свои собственные дыры и проблемы. В итоге получается неполная семья, и мама, которая с помощью ребенка ничего не заткнула, а просто создала еще одну жертву своего внутреннего дискомфорта. Ведь наше счастье и ощущение себя одиноким зависит не от других, а от нас самих.
Последствия использования ребенка
Количество неполных семей возрастает в геометрической прогрессии.
К сожалению, дети, воспитанные в таких семьях, чувствуют эту неполноту, и свою ущербность. Пытаются компенсировать ее разными способами, порой асоциальными. Иногда замыкаются в себе, а порой превращаются в настоящее стихийное бедствие для родителей и общества.
Каждый ребенок должен получить от семьи урок жизненной стойкости и урок счастья и любви. Для этого нам и нужна семья. Это место, где человек может залечить свои раны и быть собой. Если же он чувствует, что в семье его использовали для создания престижа, для скрепления связи, сохранения отношений, для того чтобы скрасить одиночество или иметь послушного раба, которым можно командовать, конечно, ребенок это чувствует, и это не делает его счастливым.
Многие преступления, психические заболевания проистекают из неполных семей и из ситуаций, когда ребенка использовали в качестве средства и цели недобросовестные взрослые.
Если бы вы хорошо изучили свои отношений с ребенком, даже если у вас полная семья и все благополучно, то обратили бы внимание на моменты, когда вы используете своего ребенка. Иногда мы этого даже не замечаем, не отдаем себе отчета, когда он становится для вас целью и средством удовлетворения собственных амбиций.
Приведу простой пример
Мама – интеллигентная женщина, когда-то училась в балетной школе, но не смогла полностью реализовать свои способности и мечты. И вот у нее родилась дочь, которая может эти нереализованные мечты воплотить в жизнь. Бедная девочка. Мама вгрызается в нее мертвой хваткой. И ребенок, который физически совершенно далек от балета, не чувствует ни ритма, ни музыки, не любит танцевать, попадает в такие условия, когда вынужден осуществлять мечту мамы. Можно только посочувствовать.
Так происходит и с другими родителями, не думайте, что вам удалось этого избежать. Если вы гордитесь и хвалитесь всюду своим ребенком, разве не удовлетворяете ли вы свои потребности в признании вашей значимости? Многие родители сами выбирают для ребенка кружки, вузы, профессию. Они с детства просто пичкают их разными ненужными знаниями, отправляют в многообразные секции и заполняют их жизнь своими собственными предпочтениями. Забывая о том, что перед ними не копия, не клон, а самостоятельная, отдельная от них личность, у которой есть свой путь, интересы и свое предназначение на земле.
Хорошо если ребенок, достигая совершеннолетия, может определить, чего он на самом деле хочет, тогда он активно сопротивляется родительскому влиянию и самостоятельно строит свою жизнь. К сожалению, это случается довольно редко. И тогда за него решают родители, то есть, по большому счету, снова используют его в своих целях.
Какой должна быть основная задача родителей по самоопределению ребенка?
Помочь, показать пример, раскрыть достоинства и недостатки профессий, не отказывать в нелепых и странных детских увлечениях. Кто знает, может, привычка рисовать на стенах сделает из малыша художника, автора замечательных городских муралов.
Есть очень четкий барометр родительского влияния, который объясняет, что нужно делать родителям в том или ином периоде развития ребенка.
•До пяти лет – ребенок является господином. Выполняются его желания, даются возможности, показывается мир, расширяется кругозор. При этом ребенка уважают.
•С пяти до пятнадцати лет ребенок должен узнать законы и правила человеческой жизни. Он в какой-то степени становится законопослушным гражданином и должен слушаться родителей. Именно в этот период он наиболее активно сопротивляется влиянию предков. Но его нужно убедить следовать правилам и показать последствия их нарушения. Это очень важный период, когда в человеке закладываются основы социальной адаптации и безопасности. В этот период он требует особого внимания, любви, уважения и последовательности в воспитательных моментах. То есть, если вы сегодня запретили, а завтра то же самое разрешили, о родительской последовательности речи не идет.
•С пятнадцати лет ребенок самостоятелен. Нужно уважать его и его выбор. Он уже самостоятельная единица социума и не имеет смысла на него давить, заставлять, командовать им, а тем более применять физическую силу. Он и сдачи может дать. С ним положено считаться и давать возможность действовать на свое усмотрение. Он ведь уже знает, что бывает, когда совершаешь ошибки и готов (то есть должен уметь) за них отвечать.
Самое главное, о чем мы никогда не должны забывать: наш ребенок – это не совсем наш ребенок. То есть он не является нашей собственностью, нашей копией. Он не обязан делать только то, что мы сказали и думать так же, как мы. Он индивидуум, личность, уникальная, оригинальная, ни на кого не похожая. И наша задача помочь ему это понять и найти себя в этом мире. Сначала с нашей помощью, а потом полностью самостоятельно. А свои проблемы нам так или иначе придется решать самим!
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.