С наступлением весны все краски природы оживают, всё растёт и расцветает, утопая в волнах бесчисленных ароматов и зелени. Наверное, весной самый любимый цвет многих из нас – это зелёный. Этот цвет несёт в себе баланс теплоты и прохлады. Зелёный цвет поднимает настроение.
Несмотря на то, что в природе много зелёного цвета, мы часто его используем в одежде, интерьере и украшениях. Зелёные тона вызывают позитивный настрой, спокойствие. И, видимо, поэтому особенно весной зелёный цвет вызывает особые ощущения красоты. Для многих зелёный – это цвет вечной жизни. И именно этот цвет несёт в себе прекрасный камень «яркой сочной, жизнерадостной и вместе с тем шелковисто-нежной зелени» — камень малахит.
Малахит – один из красивейших минералов. Палитра его из зелёных тонов от светло-зелёного до тёмно-зелёного («плисового») цвета. Предполагают, что название камень получил от греческого слова «??????» – мальва, растение, окраска листьев которой яркого зелёного цвета. А окраска малахита объясняется на самом деле присутствием иона меди.
Текстура малахита разнообразная – струистая, ленточная, круговая концентрическая, лучисто-звёздчатая. В камне чередуются слои различного цвета.
По химическому составу малахит представляет собой углекислую соль меди – Cu2[CO3] [OH]2, где оксида меди содержится более всего – до 72%. Именно поэтому малахит изначально использовался как медная руда.
Малахит – хрупкий камень, в изломе имеет шелковистый отлив. Он издавна привлекал внимание людей. Им украшали здания и залы, изготовляли столешницы, колонны и амулеты. Древние египтяне любили из этого красивого камня украшения, особенно камеи.
Однако увлечение малахитом началось после открытия богатого месторождения на Урале в XVIII веке. Но найден он был в предгорьях Урала ещё в 1635 году. Из мелких камней изготавливали прекрасные украшения и великолепные краски, а из крупных – вазы, чаши, столешницы и колонны. Особенно изумляли мир совершенством работ и глубиной художественного восприятия малахита русские мастера. И малахитовое дело России обрело всемирное признание.
Русскими мастерами был разработан способ изготовления изделий из малахита, который так и назывался – «русская мозаика». Малахит распиливался на тонкие отдельные пластины, из которых затем подбирался рисунок, наклеиваемый на мрамор или металл. Полностью изделие – чаша или столешница выглядела так, будто сделана она из одного цельного куска камня.
В XVIII – XIX веке малахит становится модным камнем среди знати, им украшали минеральные кабинеты России и Европы. Богатыми коллекциями уральского малахита обладали Екатерина II в Зимнем дворце, ученые-естествоиспытатели П.С.Паллас, И.И.Лепехин, граф Н.П.Румянцев.
В музее Горного института в Санкт-Петербурге экспонируются малахиты-гиганты — один весом 1,5 тонны из Гумешевского рудника (владелец А.Ф. Турчанинов, который попал в сказку П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка»), другая глыба весом чуть более 0,5 тонны из Кыштымского рудника (владелец Л. И. Расторгуев).
Малахит стал символом богатства, и даже знаком социального отличия. Императорский двор и высшая знать стремились заполучить вещи из малахита. А Наполеон мечтал вывезти из России малахитовую коллекцию.
В Эрмитаже есть малахитовый зал, в котором можно полюбоваться изделиями из прекрасного камня. Здесь более ста разнообразных предметов – огромные вазы, столы, чаши, колонны. Великолепие этих изделий поражает воображение и вызывает восторг и восхищение работой русских умельцев. Уральский малахит по своей красоте превосходит малахит других месторождений, которые находятся в Заире, в Австралии, Чили, Намибии, США.
Малахитовые украшения – бусы, броши, перстни, кулоны пользуются большим спросом и ценятся наравне с полудрагоценными камнями. Известные малахитовые месторождения Урала – Гумишевское и Медноруднянское почти полностью выработаны, хотя, как предполагают учёные, на знаменитых сказочных горах Урала есть ещё несметные сокровища, которые надо найти.
А то, что Медная гора непременно сказочная, то это известно издавна, прочитайте сказки П.П. Бажова. Сама-то Хозяйка Медной горы – девица-краса зеленоглазая – словом, загляденье, и одежда на ней такая, «… что другой на свете не найдешь. Из шелкового малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить».
Может найдётся какой-нибудь мастер Степан или Данила, который встретить Хозяйку Медной Горы, и тогда малахитовые сокровища вновь предстанут во всей своей красе. А она-то «…Хозяйка эта — малахитница-то — любит над человеком мудровать». Да говорят «Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало…».
Вот был такой Степан – много он малахита добыл. А всё, как произошло? Встретил он Хозяйку-малахитницу. Три условия она ему указала выполнить. Первые два Степан выполнил – смелость и преданность свою показал, а третье, – позабыть красоту Хозяйки, так и не смог.
За смелость и преданность наградила его Хозяйка, — там, где работал Степан, так малахит и шёл – то в камешках, а то и в огромных глыбах. Но не долго он прожил на свете, всё ходил, как бы и не свой, всё думал о зеленоглазой красавице. А как Степана не стало, так «… в Гумешках после того все богатство ровно пропало… и малахит ушел… с той поры Гумешки на убыль и пошли…».
«…Вот она, значит, какая Медной горы Хозяйка!»
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.