Безусловно, одним из самых экстравагантных и насыщенных событиями в истории моды был стиль рококо XVIII века. Этот последний стиль французской аристократии стал предшественником Великой французской революции, радикально изменившей политическую систему Франции и моду во всей Европе.
К середине XIX века во Франции произошла реставрация монархии, и вновь в моду вернулся стиль рококо – так называемое «второе рококо» или выставочный стиль, характерный для моды 1840-х–1860-х годов. Формирование стиля, напоминающего второе рококо, в моде XIX века во многом обусловлено влиянием французской императрицы Евгении. Императрица Евгения восхищалась французской королевой Марией-Антуанеттой, ее эпохой и ее нарядами. Но не только о Марии-Антуанетте вспомнили француженки в середине XIX века. На моду в стиле второе рококо также повлияли и наряды маркизы де Помпадур, пожалуй, одной из самых известных женщин в истории XVIII века. Платья в стиле второго рококо создавал и первый кутюрье, Чарльз Ворт. Именно он считается основателем первого Дома моды в истории. Ему же принадлежит идея демонстрировать свои наряды не на манекенах, а на девушках-моделях. Они представляли модные образы клиенткам Ворта и общались с ними, рассказывая о деталях костюма.
В эпоху второго рококо женская мода и костюмы демонстрировали определенные тенденции
Чтобы появиться на людях, женщины в середине XIX века должны были надеть нижнее белье, состоящее из длинной белой рубахи, панталонов и чулок. Затем затягивали корсет. Как и в эпоху рококо XVIII века, актуальной была тонкая талия. Для изготовления корсетов по-прежнему использовали китовый ус. После этого надевался каркас. В середине XIX века конструкция каркаса претерпела изменения. Она включала в себя эластичные стальные обручи. Данное решение получило широкое распространение с 1859 года. Ранее женщины надевали несколько нижних юбок, обычно от четырех до шести. Первая юбка достигала колен и изготавливалась с использованием конского волоса. Именно поэтому каркас для юбок получил название кринолин. В заключение этого непростого процесса женщина могла надеть платье. К XIX веку произошло разделение платьев на утренние, повседневные и нарядные для посещения балов. Утренние и повседневные платья не отличались наличием декольте, в то время как бальные платья всегда имели его. Кроме того, в бальных платьях могли отсутствовать рукава или присутствовать короткие рукава, тогда как повседневные платья обычно имели длинные рукава. Утренние платья отличались светлыми тонами и декором из кружевных оборок и лент. Шелк чаще всего использовался для пошива этих платьев. Для повседневных и вечерних нарядов применялись ткани, такие как парча, бархат, атлас и шерсть. В 1850-е годы в моду вошла новая ткань – «газ кристалл». Отличительной чертой этой ткани являлось сочетание нитей двух разных цветов, одновременно использованных при ее изготовлении. В период расцвета стиля рококо во второй половине XIX века предпочтение отдавалось насыщенным и ярким оттенкам, таким как анилиново-розовый, красный и лиловый. В женской моде середины XIX века появилась еще одна популярная вещь – казакин. Казакин представлял собой приталенный жилет, который дамы могли использовать для визитов или прогулок.
Мужской костюм середины XIX века
Второрококо в костюме завоевал популярность не только в Европе, но и проник в Америку. Образ Скарлетт О’Хара из романа «Унесенные ветром» служит наглядной иллюстрацией женской моды этого стиля. В то же время, мужской костюм указанного периода не содержал каких-либо элементов, характерных для рококо XVIII века. В середине XIX века мужчины не возобновили ношение чулок, широких брюк-кюлотов и бант, а также не вернулись к парикам. Мужская одежда этого периода продолжала эволюционировать, отражая тенденции, возникшие после французской революции, а именно – приоритет удобства и простоты. Внешний вид костюма в полной мере соответствовал образу жизни мужчин XIX века. К этому времени значимую роль в обществе стали играть не аристократы, имевшие возможность вести беззаботный уклад жизни, а представители буржуазии – торговцы и владельцы фабрик. Для таких людей была необходима свобода движений, поскольку их жизнь была наполнена деловыми встречами и поездками. Мужской костюм середины XIX века включал брюки, рубашку, жилет и сюртук. Более состоятельные мужчины предпочитали белые рубашки с отложным или стоячим воротничком, в то время как среди представителей рабочего класса были популярны цветные рубашки. Начиная с 1860-х годов, мужчины стали носить манишки – элемент одежды, который крепили к груди как мужской сорочки, так и женского платья. В 1850-х годах мужские брюки имели штрипки – тесьму, пришитую к нижнему краю штанин и продеваемую под стопу. Эта тесьма создавала натяжение брючины, предотвращая образование складок по ширине, что соответствовало моде XIX века. К 1860-м годам брюки без штрипок стали более распространенным вариантом. Они отличались большей длиной и носились с опущенной на обувь штаниной. К середине XIX века сюртуки, представлявшие собой длинные двубортные пиджаки, часто приталенного кроя, стали уступать место пиджакам, которые и сегодня остаются распространенным видом мужской одежды. Из шерстяных тканей тёмных оттенков изготавливали брюки, жилеты, сюртуки, а затем и пиджаки. В мужской моде XIX века появилось еще одно новшество – костюм-визитка. Как следует из названия, он предназначался для визитов, то есть для посещений и небольших торжественных мероприятий. В отличие от сюртука, визитка имела прямой силуэт, закругленные полы, отрезную талию и однобортную застежку (когда изделие застегивается одним вертикальным рядом пуговиц, в то время как двубортная застежка предполагает два ряда пуговиц). Таким образом, стиль второго рококо, относящегося к середине наиболее ярко проявился в женском костюме, в то время как мужской костюм можно отнести к классическому стилю в одежде.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.