Эволюция платка и шали: от древности до современности

И невозможное возможно,Дорога долгая легка,Когда мелькнёт в пыли дорожнойМгновенный взор из под платка. (А. Блок)

Платок – это универсальный головной убор, который продолжает радовать своей многогранностью. Простое полотно ткани даёт возможность создавать разнообразные образы благодаря оригинальным способам его завязывания.

Первое упоминание о платке в качестве головного убора относится к периоду времена египетских фараонов – в 2000 год, только до нашей эры.

В Египте и Ассирии платок служил показателем социального статуса своего владельца. Головной убор фараонов назывался нем?с. Это был платок, который являлся символом власти и подчеркивал божественность правителя. Платок закручивался сзади в узел, а по бокам ниспадали длинные складки до плеч. Обычно платок имел яркую сине-золотую полоску. Спереди на голове крепился урей – символ богини-кобры Уаджит, покровительницы Нижнего Египта.

Богиня-коршун являлась покровительницей Верхнего Египта. Эти два образа вместе символизировали целостность Египта. В древности знаки и символы играли важную роль, указывая не только на положение владельца, но и на его выдающиеся качества. Сфинкс в Гизе, имеющий тело льва и голову человека (с чертами лица фараона Хефрена), также украшен немесом.

В Европе, как и во многих других регионах мира, с давних времен существовала традиция покрывать голову платком. Для многих народов это считалось знаком приличия. Как правило, платок был обязателен для женщин, в то время как незамужним девушкам разрешалось не покрывать голову. Помимо этого, платок служил для обозначения статуса женщины и одновременно защищал её от неблагоприятных погодных условий. В Германии женщины также стали использовать длинные вуали, которые свободно ниспадали на плечи и фиксировались под подбородком брошью.

В IX веке император Карл Великий установил контакт с багдадским халифом, что привело к развитию крепких дипломатических связей и, как следствие, к торговле между государствами. Восточные товары, в частности, красочные шёлковые ткани и лёгкие, прозрачные вуали, стали поступать в Европу. Дамы начали использовать их для покрытия головы, подобно накидкам, что напоминает современную фату невесты.

В гардеробе женщины вуаль прочно обосновалась надолго. В XI веке в Европе головным убором стала гебенде – конструкция из двух тканевых полос: одна оборачивалась вокруг головы, а вторая обрамляла лицо. Первая полоска часто украшалась рюшами или вышивкой, а иногда к гебенде привязывали вуаль.

В XIII–XV веках к вуали присоединился весьма оригинальный головной убор – высокий конус (эннен), который мог дополняться вуалью или шлейфом. При этом, чем выше происхождение дамы, тем выше был конус, достигая у принцесс даже метра.

В XVI веке в качестве украшения головы, точнее волос, стала использоваться сетка, фиксирующая причёску под чепцом или беретом. Также были популярны шапки с меховой оторожкой.

В период с XVII по XVIII век платки утратили популярность, уступив место капюшонам, а впоследствии и шляпкам.

К XIX веку шали стали предметом моды. Считается, что эта тенденция началась после египетской кампании Наполеона, который привез своей супруге Жозефине кашмирские шали. Французские аристократки быстро переняли стиль первой леди Франции, и вслед за ними шали стали популярны среди дам по всей Европе.

Шали завоевали популярность не только благодаря своей декоративности, дополнявшей образы в стиле ампир, но и как средство защиты от холода. Они изготавливались в различных формах: широкие, узкие и длинные, а также квадратные. В то время особое значение придавалось искусству драпировки шалей. Их популярность была настолько велика, что возник даже танец «па де шаль». Производство шалей было налажено в Англии, Шотландии, Бельгии и Франции. Дамы высоко ценили знаменитые лионские шёлковые шали и яркие русские. История платка в России представляет собой отдельную тему, к которой мы ещё вернёмся.

В русской пословице гласит: «Чем глуше деревня, тем ярче платок». Закутанная в узорный платок русская женщина – это воплощение образа нашей Родины – России. Зимние праздники с катанием на санках русские красавицы встречали в цветастых шалях или в оренбургских платках, именно эти изделия, способные легко проходить сквозь обручальное кольцо и при этом согревать в сильные морозы, были созданы руками русских мастериц. О шалях в Европе заговорили, как уже было сказано, в начале XIX века.

С тех пор шаль прочно вошла в женский гардероб. Она оставалась популярным аксессуаром до 1920-х годов, после чего не прекратила свое существование, а лишь уступила место шляпкам. Во второй половине XX века шаль вновь обрела свою актуальность в аксессуарах женского гардероба. В конце 60-х годов в моду вошли платки в стиле индийского фольклора.

Шёлковые платки приобрели широкую популярность. Их носили все, включая знаменитостей, таких как Брижит Бардо, Грейс Келли, Одри Хепберн, Жаклин Кеннеди и многие другие. Благодаря звёздам некоторые платки стали узнаваемыми и ассоциируются с известными брендами. Так, платок «каре» Herm?s стал известен благодаря княгине Монако Грейс Келли.

После этого платки и шали на время утратили популярность, уступая место беретам, капюшонам, вязаным шапочкам, спортивным кепкам и стильным мужским шляпам.

Вновь в моде платки и шали, которые не только украшают прическу, но и служат основой для создания уникальных нарядов. Их используют в различных вариациях. Сегодня это актуальный и востребованный аксессуар. Широкую шаль можно набросить на плечи по диагонали и зафиксировать на талии ремнем, что придаст образу сходство с образом греческой богини. Шаль можно повязать вокруг талии или на бёдрах, главное – правильно подобрать ее цвет, предпочтительно в контрастном сочетании с одеждой.

знаменитый плакат, где клепальщица Рози, представляющая женщин-рабочих, демонстрировала всем свои мускулы, прекрасно смотрится в платочке, повязанном вокруг головы с бантиком на макушке. Этот вариант весьма подходит в тех случаях, если с причёской не всё в порядке или вам просто лень ею заняться.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.