Ароматы воздействуют на нас, побуждают к действию, волнуют, вызывают восхищение, влияют на эмоциональное состояние, и подобрать точные слова для их характеристики бывает непросто.
С более чем 5000 лет назад люди освоили способ извлечения эфирных масел из растительного сырья и стали применять их для лечения. Китайская медицина, известная во всем мире, является ярким примером использования растительных средств. В ней древние китайские лекари разработали собственную систему фитотерапии. Подобно европейским алхимикам, они были увлечены идеей обретения бессмертия и проводили эксперименты с ароматами растений.
По мнению этих людей, эфирные масла содержат сущность растений, а также заключают в себе магические свойства. В связи с этим, китайские целители применяли благовония для взаимодействия с божествами в различных обстоятельствах. Так, для облегчения родов у женщины сжигали артемизию (полынь), полагая, что сущность растения сможет расположить к себе богов.
Китайские ароматы и травы использовались медиками в сочетании с акупунктурой и массажем. Справочник по травам под названием «Великий травник», включающий более 350 наименований лекарственных растений, был создан в период с 1000 по 700 год до нашей эры. Император Шен Нунг стал автором этого травника.
О том, как высоко китайцы ценили ароматы, свидетельствуют сохранившиеся письменные источники. Так, китайский философ Ван Вей, живший в эпоху династии Тан (618–907 годы), обращался к своему ученику со словами: «Ароматы оказывают на вас очищающее и восстанавливающее воздействие, повышая жизненный тонус и даря умиротворение и ясность мыслей».
Выдающийся писатель XVII века Дун Юэ утверждал: «Аромат моих благовоний, не содержащих дыма, пробуждает духовную энергию. В них сплелись запахи растений и трав, существующих во всем мире…». Китайцы ассоциировали благовония с философией, считая, что благовония должны не перебивать естественные запахи, а, наоборот, гармонировать с ними.
Использование ароматических веществ имеет долгую историю в Китае. Считается, что слова «Курения изгоняют дурной запах, а свечи озаряют сердца людей» принадлежат Конфуцию (Конг-Фу-Цзе). Если эти высказывания действительно были сделаны так давно, то это свидетельствует о широком распространении как ароматов, так и свечей в жизни Древнего Китая.
Потребление ароматических курений приобрело такую широкую распространенность, что создавалось впечатление, будто ароматическими палочками занимается весь Китай. Это объясняется традицией зажигать утром и вечером по три таких палочки в каждом доме. Их помещали в декоративные сосуды, которые отличались изящной формой и располагались у подножия различных идолов.
Ароматы благовоний также распространялись в императорском дворце. Использование благовоний считалось формой уважения к императору.
В погребальных обрядах также применяются благовония. Тело усопшего омывают, помазывают ароматными благовониями, одевают в нарядную одежду, портрет устанавливают в центре комнаты, а рядом с ним размещают сосуд с курительными палочками. Во время движения похоронной процессии на протяжении всего пути сжигают благовония.
В китайской парфюмерии наблюдается ограниченный ассортимент. Помимо благовоний, применяются некоторые ароматические масла и экстракты. Мускус – один из самых популярных ароматов в Китае, который высоко ценится не только за его приятный запах, но и благодаря убеждению, что он способен излечивать различные заболевания.
В древности в Китае женщины не уделяли должного внимания частоте водных процедур, однако придавали большое значение декоративной косметике, щедро используя её для макияжа.
Несмотря на существенные изменения в образе жизни, в Китае до сих пор чтут множество обычаев и традиций, касающихся парфюмерии. Развитие парфюмерного искусства в Китае тесно связано с ароматами, характерными для национальной кухни. В семейных торжествах и церемониях часто используются запахи магнолии, жасмина, лотоса, камфары, чайного дерева и аниса.
В китайской парфюмерии мускус играет важную роль. Это обусловлено тем, что в прошлом на территории Китая обитали животные, относящиеся к виду кабарги, обладающие мускусными железами. Считается, что именно из Китая Марко Поло (около 1254 – 1324) привез парфюмерную композицию, содержащую мускус. Однако существует и другая точка зрения, которой придерживаются многие историки: европейцы познакомились с мускусом, используемым в качестве фиксатора, благодаря индийских парфюмеров.
В китайской медицине традиционно применяются лекарственные растения в комплексе с акупунктурой и массажем. Для защиты от заболеваний и стимуляции мозговой деятельности детям часто надевали на шею мешочки с камфарой. В тибетских монастырях в стены встраивали связки трав, создававшие особую духовную обстановку. Для увеличения продолжительности жизни даосские практики использовали смолу и семена сосны и кипариса.
В Китае тоже испытывали любовь к розам. Этот изящный цветок, судя по всему, вдохновлял даже великого Конфуция, который воспевал ее как царицу цветов. В его стихах можно найти множество строк, посвященных ее красоте и аромату. Розы обильно росли в императорских садах. Из них извлекали розовую эссенцию, которая приносила значительный доход государству. Многие книги, хранящиеся в императорской библиотеке, были посвящены розе.
В Китае, наряду с розами, популярны жасмин, сандаловое дерево, пачули… С давних времен китайцы проявляют особенное уважение к плодам кедра, применяя их для ароматизации воздуха, затем они развешивали их в комнатах. Китайские парфюмеры обладают широким выбором ароматических композиций.
В период с 557 по 479 год до нашей эры Конфуций отмечал важность приятного аромата, говоря: «Твоя добродетель подобна духам, которые дарят красоту и удовлетворение не только твоему сердцу, но и окружающим тебя людям».
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.