В глубине земли формируются великолепные кристаллические структуры, подчиняющиеся неизменным законам геометрии. Прежде чем предстать в своем благородном виде, они подвергаются строгим испытаниям. Их чудесное изящество форм, игра света и магическое притяжение завораживают и вызывают стремление обладать ими. Ведь общепризнано, что обладатель драгоценного камня получает часть его силы. В чем заключается сила алмаза? Одной из его ключевых особенностей является исключительная твердость. Недаром его название берет начало от греческого adamas, что означает «непобедимый». Существует и другая версия происхождения названия – от персидского слова elma, означающего «самый твердый». Впрочем, вне зависимости от версии, с древнейших времен все народы признают высокую твердость алмаза.
В первом веке нашей эры алмаз воспринимался как самое ценное из всего, что дарит земля, однако даже среди драгоценных камней он не всегда занимал первое место. «Adamas» – так, в переводе с древних языков, означающее «неукротимый» или «несокрушимый», называли алмаз. Эта драгоценность получила свое имя благодаря исключительной прочности. Однако алмазы нечасто применялись в украшениях. В Древнем Риме этот камень устанавливали в оправу без огранки, поскольку в то время не существовало технологий для обработки столь прочного материала. Именно благодаря высокой прочности камня его богатая история началась относительно позднее – не раньше XIV века. Ведь огранка предназначена для наиболее полного раскрытия красоты камня. Качество огранки оказывает существенное влияние на стоимость драгоценного камня.
Ювелиры, существовавшие много веков назад, могли лишь шлифовать природные грани кристалла, используя метод взаимной обработки алмазов. Существовал также более совершенный способ – шлифовка камня с помощью вращающегося металлического диска, поверхность которого покрывали алмазным порошком. В наши дни подобные изделия можно увидеть только в музейных коллекциях.
Виды огранки алмазов в бриллианты
Помимо того, что ничто не могло превзойти твердость алмаза, в ряде государств, в частности в Индии, действовал запрет на изменение октаэдрической формы кристаллов. Лишь в 1375 году ювелиры из Нюрнберга начали создавать камни с площадкой, убирая вершину кристалла. Внешне такие камни напоминали усеченную пирамиду. Это стало первым этапом в создании огранки «непобедимого». Затем последовало подпиливание нижней площадки кристалла, а после – боковых граней. Поверхностно, это может показаться незначительным этапом в процессе огранки. Однако именно эти действия позволили ювелирам, и всем остальным, понять – что значит красота алмаза. Благодаря своей кристаллической структуре, свет, падающий на поверхность, создает характерную игру лучей. Исследования показали, что ограненные алмазы отражают свет значительно лучше, чем природные кристаллы. В связи с этим, «непобедимый» и «неукротимый» алмаз получил дополнительное наименование – «сверкающий» (франц. brilliant). В конечном итоге на поверхности кристалла стали формироваться новые грани – фасеты. Ключевую роль в популяризации красоты алмазов сыграл придворный ювелир бургундского герцога, фламандец Лодевиг ван Беркем. В 1465 году он придал алмазу форму, напоминающую вытянутую каплю. Известный бриллиант Санси, отличающийся светло-желтым оттенком, также имеет форму капли, или груши. В XVI веке итальянские мастера-ювелиры Джиакомо Тагликарне и Джованни Карниоле стали гранить алмазы в форме розы. Эта старинная огранка и по сей день служит алмазам, превращая их в бриллианты. В ней нет площадки наверху и нет спиленной нижней части, огранка имеет симметрично расположенные грани. «Розы» есть в различных исполнениях, и в зависимости от числа и формы фасет различали «голландскую», «антверпенскую» и т.д. разновидности. На протяжении веков алмазы претерпевали изменения, демонстрируя свою красоту всему миру, пленяя необычными формами и ослепительным блеском. В истории развития огранки алмазов важную роль сыграл итальянец, кардинал Мазарини, того же, кого прославил своими романами Александр Дюма. В отличие от отважных мушкетеров, он был личностью, имевшей историческое значение. Его влияние распространилось не только на огранку алмазов, но и на политику, где он продемонстрировал свои разнообразные таланты. Благодаря его поддержке была учреждена Королевская академия живописи и скульптуры, он владел ценными бриллиантами, включая всемирно известный Санси. Алмазы, ограненные «по манере Мазарини», поражали своим блеском, состоящим из 34 плоскостями, и многие из них после смерти кардинала, согласно завещанию, перешли во владение «Короля-Солнце». В конце XVII века итальянский ювелир Виченцо Перуцци разработал еще более сложную огранку, в 57 граней – 33 на верхней стороне и 24 на нижней. Ограненный кристалл приобрел округлую форму. Такую огранку впоследствии стали называть бриллиантовой. Именно такая огранка открывала необычайные сверкающие свойства камня. Свет, проникающий через огранку, дважды преломляется о внутренние грани, расположенные на противоположных сторонах бриллианта, и выходит наружу. Этот процесс порождает эффект мерцания, которым так знаменит бриллиант. Дисперсия света, или его разложение на составляющие цвета, является причиной игры света на гранях бриллианта. Бриллиант, подобно прозрачной призме, разделяет поток белого света на цветные лучи. Именно это свойство и вызывает восхищение, притягивает взгляд, очаровывает, волнует и порождает целый спектр эмоций. В ХХ веке появились еще более сложные огранки алмаза, например, «королевская», которая содержит 86 граней, огранка магна – 102 фасеты, огранка принцессы – 146 фасет. И это еще не все. Далее пошли огранки уже вообще «потерявшие» счет фасетам. Это удивляет, восхищает, но дает ли большее количество граней и максимальную игру света? Об этом задумался и один молодой человек – математик Марсель Толковский. Родившийся в семье ювелиров, он с детских лет наблюдал бриллиантовые всполохи. К двадцати годам Марсель основательно изучил оптику и проанализировал ход лучей бриллианта. Согласно проведенному анализу, для достижения полного отражения светового луча от второй грани, угол ее наклона не должен превышать 43°43′ к горизонтальной плоскости. При соблюдении этого условия достигается максимальная интенсивность отраженного света. Камни, параметры и углы огранки которых соответствуют этим требованиям, получили название бриллиантов Толковского. Кристаллы алмазов встречаются разной формы и величины, и не всегда возможно создавать огранку бриллианта по Толковскому. Ювелиры учитывают естественную форму камня, отсюда и происходят различные виды огранки. Но какая бы огранка ни была у алмаза, никто не сомневается в их волшебной силе.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.