В недрах земли рождается величественная архитектура кристаллов, которая существует по вечным законам геометрии. Они проходят суровые испытания, прежде чем появятся в благородном облике, который поражает чудесным изяществом форм, игрой света и волшебной силой, притягивающей взгляд и желание обладать ими. Ведь никто не сомневается в том, что владелец драгоценного камня обладает и его силой.
В чем же сила алмаза? Одно из наиболее характерных свойств алмаза – его твердость. Неслучайно его название происходит от греческого adamas – «несокрушимый». А по другой версии алмаз происходит от персидского слова elma – «твердейший». Как бы то ни было, а в том, что алмаз обладает свойством высокой твердости, признается всеми народами с древнейших времен.
В I в.н.э. его считали самым драгоценным из земных благ, но несмотря на это, среди драгоценных камней алмаз не всегда считался главным.
«Adamas» – «неукротимый или несокрушимый», так называли люди алмаз. Он и получил свое название благодаря необычайной прочности. Однако алмаз редко использовался в украшениях. В Древнем Риме его вставляли в оправу без огранки, иначе говоря, не было в то время такой возможности, чтобы выполнить огранку такому прочному камню.
Именно твердость камня явилась причиной того, что богатая история этого прекрасного создания природы началась достаточно поздно – не ранее XIV века. А, как известно, огранка направлена на максимальное выявление красоты камня. Совершенство огранки способно значительно повлиять на цену камня.
Все что могли сделать ювелиры, жившие много веков назад, это шлифовка естественных граней кристалла, для этого один алмаз терли о другой. Был и еще один более технологичный прием – камень шлифовали с помощью вращающегося металлического диска, на поверхность которого был нанесен алмазный порошок. Теперь подобные украшения можно только увидеть в музеях.
Виды огранки алмазов в бриллианты
Кроме неумения победить прочность алмаза, в некоторых странах, например, в Индии, существовало табу на изменение октаэдрической формы кристалла. Только в 1375 году ювелиры Нюрнберга начали делать камни «с площадкой», спиливая вершину кристалла. Своим внешним видом такие камни напоминали усеченную пирамидку. Это был первый шаг к огранке «непобедимого».
Следующим шагом стало подпиливание сначала нижней площадки кристалла, а затем и боковых граней. Кажется, что все это так малозначимо для огранки кристалла. Но именно эти шаги помогли ювелирам, да и всему миру узнать – что значит красота алмаза. Его кристаллическая структура такова, что свет, попадая на площадку, вызывает характерную игру лучей. Оказалось, что ограненные алмазы способны отражать свет гораздо выше, чем природные естественные кристаллы. И тогда «непобедимый» и «неукротимый» алмаз получил еще одно название – «сверкающий» (франц. brilliant).
И наконец, на поверхности кристалла появились новые дополнительные грани – фасеты. Мастером, который осмелился донести красоту алмаза в более широком масштабе, оказался придворный ювелир бургундского герцога фламандец Лодевиг ван Беркем. В 1465 году он придал алмазу форму удлиненной капли. К слову сказать, знаменитый бледно-желтый бриллиант Санси также имеет форму капли, или груши.
В XVI веке итальянские мастера-ювелиры Джиакомо Тагликарне и Джованни Карниоле стали гранить алмазы в форме розы. Эта старинная огранка и по сей день служит алмазам, превращая их в бриллианты. В ней нет площадки наверху и нет спиленной нижней части, огранка имеет симметрично расположенные грани. «Розы» есть в различных исполнениях, и в зависимости от числа и формы фасет различали «голландскую», «антверпенскую» и т.д. разновидности.
Так из века в век улучшались алмазы, показывая свою красоту всему миру, очаровывая причудливыми формами и восхитительным сверканием. К дальнейшей истории огранки оказался причастен итальянец – кардинал Мазарини – тот самый, которого прославил на страницах своих романов Александр Дюма.
В отличие от бравых мушкетеров он был фигурой исторической и значимой. Он оказал влияние не только в огранке алмазов, но и в политике, проявил свои способности во многих областях. При его поддержке была основана Королевская академия живописи и скульптуры, ему принадлежали роскошные бриллианты, в том числе и знаменитый Санси. Ограненные «по способу Мазарини» алмазы сверкали своими 34 плоскостями-фасетами, многие из которых после кончины кардинала по завещанию попали в руки «Короля Солнце».
В конце XVII века итальянский ювелир Виченцо Перуцци разработал еще более сложную огранку, в 57 граней – 33 на верхней стороне и 24 на нижней. Ограненный кристалл приобрел округлую форму. Такую огранку впоследствии стали называть бриллиантовой. Именно такая огранка открывала необычайные сверкающие свойства камня.
Входящие через площадку лучи света дважды отражаются от внутренних граней на противоположных сторонах бриллианта и выходят наверх. Этот поток создает эффект вспышек света, чем и славится бриллиант. В основе игры цвета на гранях бриллианта лежит дисперсия света, или разложение света. Бриллиант, как прозрачная призма, разлагает поток белого света на цветные лучи. Вот это свойство бриллианта и радует, и притягивает взгляды, очаровывает и волнует, вызывает бурю эмоций.
В ХХ веке появились еще более сложные огранки алмаза, например, «королевская», которая содержит 86 граней, огранка магна – 102 фасеты, огранка принцессы – 146 фасет. И это еще не все. Далее пошли огранки уже вообще «потерявшие» счет фасетам. Это удивляет, восхищает, но дает ли большее количество граней и максимальную игру света? Об этом задумался и один молодой человек – математик Марсель Толковский. Родившийся в семье ювелиров, он с детских лет наблюдал бриллиантовые всполохи. К двадцати годам Марсель основательно изучил оптику и проанализировал ход лучей бриллианта.
Таким образом, был сделан вывод, что для полного отражения луча от второй грани, угол ее наклона должен быть не более 43°43? к горизонтальной плоскости. В этом случае происходит максимальное отражение света. Теперь камни, у которых пропорции и углы рассчитаны так, называют бриллиантами Толковского.
Кристаллы алмазов встречаются разной формы и величины, и не всегда возможно создавать огранку бриллианта по Толковскому. Ювелиры учитывают естественную форму камня, отсюда и происходят различные виды огранки. Но какая бы огранка ни была у алмаза, никто не сомневается в их волшебной силе.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.