Эволюция макияжа: от белил до современных BB-кремов

На протяжении всей истории Европы, начиная с Античности, преобладало убеждение, что безупречная кожа лица невозможна без использования косметики и макияжа. Для соответствия общепринятым стандартам красоты необходимо было применять определенные средства и делать макияж.

История макияжа и косметики

На самом деле, истоки тонального крема, каким мы его знаем сегодня, уходят корнями в Древнюю Грецию. В Древнем Египте и на Востоке, к примеру, в Персии, ранее у этих народов не существовало способов изменить цвет кожи, и красивым считался естественный смуглый тон. И древние египтяне не стремились избегать загара. Однако во времена Античности, в Древней Греции и Древнем Риме, ситуация была противоположной.

В Древней Греции идеалом красоты была светлая кожа, подобная коже богинь, ведь богиня Гера описывалась как «белорукая»

И в Древней Греции, в Древнем Риме идеальной считалась белоснежная кожа, лишенная загара. И гречанки, и римлянки старались избегать воздействия прямых солнечных лучей и использовали косметические средства для осветления кожи. Увлечение безупречной белизной кожи берет свое начало в Древней Греции и связано с ее представлениями о древнегреческих богинь. В древнегреческой мифологии боги и богини описывались как обладающие золотыми кудрями и светлой кожей. Чтобы соответствовать этим идеалам, жители Древней Греции стремились осветлять волосы с помощью муки и добивались более бледного цвета кожи.

Свинцовые белила в истории макияжа

История косметического средства для осветления кожи, известного как церусса или свинцовые белила, берет свое начало в древнегреческом городе Афины. Свинцовые белила, обладающие ядовитыми свойствами, использовались для отбеливания кожи лица в Европе до XIX века. Это средство считалось весьма эффективным. Свинцовые белила придавали коже приятный, чистый белый оттенок. Однако, если вы начали использовать церуссу, вам потребуется все больше и больше этого средства, поскольку оно оказывает негативное воздействие на кожу. Чтобы скрыть недостатки, вызванные использованием свинцовых белил, дамы часто использовали их в еще большем количестве. До XIX века в Европе не было известно о вреде свинца для здоровья.

Церусса – это белила на основе свинца, впервые использованные в древних Афинах

Технология производства церуссы почти не претерпела изменений с времен Древней Греции. В Древней Греции свинцовые белила изготавливались следующим образом: 1. Для получения нужного состава свинец помещали в керамический сосуд, добавляя небольшое количество уксуса 2. Через десять дней планировалось открытие сосуда и удаление скопившегося за это время слоя ржавчины 3. Повторение процедуры продолжалось до полного растворения всего свинца 4. Счищенную ржавчину перетирали в порошок и разводили водой 5. После завершения варки на дне сосуда образовывался белый осадок, который и являлся свинцовыми белилами Считается, что идея использования свинца для изготовления белил появилась в Древней Греции благодаря добыче серебра. В античные времена под Афинами располагались серебряные рудники, где в процессе производства оставались значительные запасы белого свинцового пигмента. В Древней Греции и Древнем Риме женщины также осветляли кожу, однако старались не злоупотреблять этим. Благородные римлянки и гречанки наносили минимальное количество белил, в то время как более яркий макияж был разрешен лишь женщинам, не имеющим репутации.

Пиявки, приложенные к уху, считались в Средневековье эффективным косметическим средством, бледность лица — гарантирована

В Средние века своеобразным идеалом красоты становится Дева Мария. Зарождаются идеи о неземной бледности ее кожи – «девственная бледность» кожи. Появляются идеи о том, что у молодых девушек, у которых еще нет детей, кожа более светлая, чем у женщин в возрасте. Формировались и другие представления: кожа аристократок, в отличие от кожи крестьянок, должна быть бледной и не иметь загара. Это объяснялось тем, что аристократки, в отличие от крестьянок, ведущих активную работу под воздействием солнца, не выполняют тяжелую физическую работу. Церковь не одобряла использование косметики, включая свинцовые белила. В эпоху Средневековья для достижения бледности кожи применялись методы, такие как ограничение пребывания на солнце, а также использование пиявок, которые прикладывали к ушам.

Венецианские белила», самое востребованное косметическое средство шестнадцатого века, считались наиболее качественными из-за высокого содержания свинца

В эпоху Возрождения, изначально, подобно эпохам Древней Греции и Древнего Рима, считалось, что макияж должен выглядеть максимально естественно. Однако уже в XVI веке, когда Венеция стала влиятельным центром моды, среди аристократок широкое распространение получили свинцовые белила. Особенно ценились «венецианские белила», которые также называли «Дух Сатурна». Их отличительной особенностью было высокое содержание свинца по сравнению с продукцией других производителей. «Венецианские белила» очень плотно покрывали кожу и придавали ей атласную гладкость. Однако со временем кожа под действием свинца становилась серо-желтой и сморщенной. Но аристократки того времени не замечали связи между использованием косметики и ухудшением кожи. Вновь образовавшиеся недостатки снова маскировались свинцовыми белилами. Получался замкнутый круг, весьма выгодный для торговцев белилами. Для устранения веснушек и пигментных пятен в эпоху Возрождения применяли не только белила, но и состав, включающий ртуть, мышьяк и мускус. Так, французская королева итальянского происхождения Екатерина Медичи использовала подобную токсичную смесь для осветления пигментных пятен на коже.

В эпоху XVII-XVIII веков макияж создавал эффект маски, напоминая кукольный облик.

Эпоха XVII-XVIII веков в европейской истории характеризуется преобладанием белил и румян. В это время не приветствовалась сдержанность; в моде были роскошь и, по сути, театральный макияж. Лица придворных дам и кавалеров напоминали лица фарфоровых кукол. Белилами лицо покрывали множеством слоев. Для акцентирования бледности кожи использовались алые румяна и помада, а также прорисовывали голубые вены и добавляли черные искусственные родинки – мушки. Даже обычные горожанки стремились копировать аристократок. Но поскольку они не могли позволить себе дорогие свинцовые белила для отбеливания кожи, они использовали более доступные средства – мази, содержащие горох, нут, миндаль, перловку, семена хрена и молоко. Все ингредиенты были натуральными и безопасными. Результат был незначительным, но в XVII-XVIII веках кожа у горожанок выглядела заметно лучше и здоровее, чем у аристократок. В девятнадцатом веке женщины из привилегированных слоев общества практически отказались от использования декоративной косметики, однако актрисы и певицы продолжали использовать белила. Даже в начале двадцатого века в Европе продолжали продаваться пудры, содержащие свинец, представляющий опасность для здоровья.

Белые лица высоко ценились не только в европейских, но и в азиатских культурах

В Азии, включая Китай, Корею и Японию, светлая кожа также считалась признаком красоты. Женщины с желтоватым тоном кожи стремились добиться максимально светлого цвета лица. Свинцовые белила были распространены как в Китае, так и в Японии. Однако в азиатских странах чаще применялась безопасная рисовая пудра. По мнению специалистов, рисовую пудру впервые создали в Древнем Китае. Для ее производства использовалось рисовое зерно, которое перемалывали в муку. Свинцовые белила впервые были созданы в Китае, вероятно, во времена династии Шан (1600-1027 гг. до н.э.). Затем они распространились в Японию, где изначально использовались только придворными дамами, а с XVI века – всеми остальными женщинами.

Китай – родина жемчужной пудры

В Древнем Китае начали использовать и жемчужную пудру, приблизительно в 320 году нашей эры. Её изготавливали из измельченного жемчуга и изначально применяли в медицинских целях. Согласно традиционной китайской медицине, жемчужная пудра способна уменьшить негативное влияние солнечного излучения и предотвратить появление пигментных пятен на коже. Современные ученые также признают целебные свойства жемчужной пудры, подтверждая мнение древних мудрецов Китая. В древней Корее для достижения светлого, как белая яшма, тона кожи, о котором так восторженно писали поэты, использовали весьма необычный ингредиент – соловьиный помет. Его смешивали с мукой, создавая осветляющую пудру. Японцы также применяли подобное отбеливающее средство.

В XX веке история макияжа претерпела значительные изменения, что отразилось и на составе косметических средств

В XX веке уходит в прошлое мода на светлую кожу. Революционные изменения в представлениях о красоте произошли в 1920-е годы, когда Коко Шанель стала законодательницей моды на загар. С этого времени смуглая, загорелая кожа стала пользоваться популярностью, в отличие от бледности, которая доминировала на протяжении многих веков в европейской культуре.

ХХ век – мода на загар

В первой половине XX века пудра становится востребованным косметическим продуктом, заменившим белила. Пудра представляет собой порошкообразное средство, используемое для придания коже лица желаемого тона. К 1930-м годам в Европе и США выпускалось около трех тысяч различных видов пудры, отличавшихся широкой палитрой оттенков – от бежевого и розового до популярного цвета загара. А первые компактные пудры с пуховками для нанесения стали появляться уже в 1920-е годы.

Небольшое воздействие радиации может придать коже сияние

В начале XX века, наряду с традиционной пудрой, предлагались и пудры с эффектом свечения. Приобрести их было возможно в Лондоне и Париже. В 1917 году в Лондоне была учреждена компания Radior, которая предлагала косметические продукты, включающие пудру, ночной крем и румяна. В их состав входил радий – радиоактивный элемент, открытый Марией и Пьером Кюри в 1898 году. Однако, о потенциальной опасности радия, как и ранее о вреде свинца, не было известно. Косметику с радием можно было приобрести в знаменитом лондонском универмаге Harrods. В 1933 году в Париже действовала компания Tho-Radia, предлагавшая потребителям пудру, румяна, зубную пасту и ночной крем, придающий коже сияние. Реклама косметики Tho-Radia делала акцент на «научном подходе к красоте». Однако, одним из основателей фирмы значился Альфред Кюри, чья связь с Мари и Пьером Кюри оказалась фиктивной. Возможно, этот персонаж был вымышленным и использовался исключительно в качестве эффективного маркетингового хода. Современные косметические продукты не содержат радий и торий, а также свинец, использование которого сегодня запрещено в Европе. Однако, судя по рекламе, научный подход при создании таких средств все же применяется. Современные пудры включают в себя такие компоненты, как окись цинка, двуокись титана, каолин (белая глина), тальк (минерал, представляющий собой белый порошок), пигменты как натурального, так и синтетического происхождения, а также ароматизаторы для придания приятного аромата.

«Макс Фактор считается основополоником тональной основы

Первая тональная основа была разработана в начале XX века, в 1914 году, Максом Фактором. Он создал ее для актеров, чтобы заменить ранее используемый в театральном гриме карандаш на жировой основе, который был менее удобен. Тональная основа, созданная Максом Фактором, имела кремовую текстуру. Благодаря этому она выглядела естественно на лицах актеров на экране, в отличие от ранее использованного карандаша с краской, который создавал эффект маски. В 1937 году компания Макс Фактор представила тональную основу, предназначенную для широкого круга потребительниц. Это был продукт в виде крем-пудры, который рекомендовалось наносить на кожу с помощью влажной губки. К 1960-м годам европейская индустрия предлагала широкий ассортимент тональных основ, включая продукты с эффектом загара. В начале XXI века стали появляться тональные средства с силиконом в составе, благодаря чему их использование на коже становится практически неощутимым. В настоящее время тональные средства выпускаются в разнообразных форматах: пудры, жидких текстур, кремов и даже спреев. При этом декоративная задача тональной основы – маскировка несовершенств кожи – всё чаще дополняется уходовыми свойствами.

BB-, CC-, DD- кремы: сочетание тонального средства и ухода за кожей

BB-крем стал популярным относительно недавно. Его название, Blemish Balm, переводится как «бальзам для проблемной кожи». Этот продукт обеспечивает защиту и регенерацию кожи, а также может использоваться в качестве основы под макияж. Аналогичным образом называется и СС-крем — Color Control, что в переводе с английского означает «коррекция цвета». Этот крем питает и увлажняет кожу, помогая выровнять ее тон. DD-крем (Daily Defense) – это гибрид BB-крема и СС-крема, дополненный солнцезащитным эффектом. Солнцезащитные средства стали трендом последних десятилетий. Как и в XIX веке было доказано негативное влияние свинца, сегодня всем известно о вреде воздействия солнечных лучей на кожу. Ученые предупреждают, что избыточное пребывание на солнце или частое посещение солярия может спровоцировать развитие рака кожи. Вероятно, в индустрии красоты наступит новый этап, и мы снова увидим возвращение к популярности бледной кожи.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.