Эволюция уличной моды: от истоков до современных концепций.

Уличная мода или street style — это термины, которые часто используются взаимозаменяемо. Однако есть некоторые различия между ними.
Street fashion – это стиль одежды, который характеризует молодых людей в городе. Он включает в себя комбинацию элементов уличной моды и высокой моды. Street fashion часто ассоциируется с дизайнерскими лейблами и брендами.
Уличный стиль – это более широкое понятие, которое охватывает не только одежду, но и образ жизни, поведение и настроения молодых людей в городе. Уличный стиль может включать в себя любые предметы, от одежды до обуви, аксессуаров и даже автомобилей.
Сегодня уличная мода пользуется огромной популярностью, и это связано с тем, что люди стали более открытыми к экспериментам с одеждой и стилем. Уличный стиль позволяет людям выражать себя и свою индивидуальность через одежду.
Street style фотография – это жанр фотографии, который фокусируется на съемке уличной моды и стилей людей в городе. Street style фотографии часто появляются в блогах, социальных сетях и других онлайн-платформах.
В street style блогах обычно пишут о новостях, тенденциях и трендами в уличном стиле, а также о моделях, дизайнерах и брендах. Блоги часто включают фотографии и видео, которые демонстрируют различные стили и образы уличной моды.
На русский язык все это переводится как «уличная мода», «уличный стиль» или «стритстайл». Однако важно отметить, что термины «street fashion» и «street style» могут использоваться как синимонимы.

В социальных сетях и блогах сегодня можно найти много статей о Неделях моды, дизайнерах и брендах одежды, а также материалы об уличной моде различных городов мира: например, Instagram полон фотографий с хештегами #streetstyle и #streetfashion.

Рубрики, освещающие уличную моду, можно встретить на сайтах ведущих модных журналов, включая Vogue, Elle, Harper’s Bazaar и других. Фотографии играют в таких статьях ключевую роль. Например, снимки уличной моды из блогов «The Sartorialist» и «Face Hunter» были опубликованы в виде фотоальбомов. Эти блоги, к слову, считаются одними из самых известных в мире, посвященных уличной моде. Среди популярных ресурсов, освещающих уличную моду, стоит отметить блог «Hel-Looks», посвященный стилю на улицах Хельсинки. Значительное влияние на популяризацию уличной моды оказывают и издания, фокусирующиеся на городской тематике. Так, на сайте The New York Times есть раздел, посвященный уличной моде (street style), а также на страницах интернет-журнала The Village Москва.

Так все же street style или уличная мода?

В английском языке для описания уличной моды используют термины street style и street fashion. Так, на сайте vogue.com используется термин «street style». Однако и журналисты, и блогеры могут использовать оба обозначения. К примеру, на сайте tokyofashion.com, посвященном уличной моде Токио, в статьях с интервью и фотографиями встречаются и street style, и street fashion. В русском языке для обозначения одного и того же явления используют два термина: street style и уличная мода. К примеру, книга Софи Вудворд, научного сотрудника и преподавателя Школы искусств и дизайна Университета Ноттингем Трент, посвященная уличной моде, в оригинале имеет название «The Myth of Street Style», а при переводе на русский язык оно звучит как «Миф об уличной моде». Сайт Look At Me, первое в России интернет-издание, освещавшее модные образы горожан статьями и фотографиями, впервые закрепил за собой право использования термина «уличная мода». Однако, ситуация не столь однозначна, поскольку существует также и streetwear. Тем не менее, в русскоязычных блогах и журналах термин «уличная одежда» используется значительно реже, чем «street style» или «уличная мода.

Когда у блогеров наблюдается схожесть в используемых словах, у антропологов формируется сложная иерархия, основанная на изучении городского костюма

В повседневной жизни понятия уличная одежда, уличный стиль и уличная мода обычно используются как взаимозаменяемые. Однако, исследователи-антропологи, изучающие уличную моду, пытались определить иерархию между этими терминами. Английский антрополог Т. Полимус отмечает, что в XX веке уличная мода представляла собой скорее уличный стиль, поскольку имела выраженный племенной характер и была тесно связана с молодежными субкультурами. В XXI веке, напротив, уличный стиль приобретает индивидуальный характер, утрачивая связь с молодежными субкультурами и, таким образом, трансформируясь в уличную моду. В XX веке выделяют street style, а с XXI века – street fashion. Что касается streetwear, то это понятие охватывает одежду всех горожан. Соответственно, уличная одежда (streetwear) существует с момента возникновения первых городов. Американский фотограф уличной моды Билл Каннингем, сотрудничавший с The New York Times, считал, что street style, или уличная мода, представляет собой своего рода каталог повседневной одежды обычных людей. Он также утверждал, что каждый день на улицах города можно увидеть лучший показ мод.

«Каждый день на улицах города происходят самый лучший показ мод»Билл Каннингем считается пионером жанра street style в фотографии

Билл Каннингем представил свою первую серию снимков уличной моды для The New York Times в 1978 году. Ранее он фотографировал, в частности, Грету Гарбо, гулявшую по Нью-Йорку. По сути, именно с фотографиями Билла Каннингема начинается история уличной фотографии. В 1990-е годы на формирование правил съемки уличной моды повлиял японский фотограф Сеити Аоки. Он основал в Токио журнал «Fruits», где публиковал фотографии японских уличных модников, сделанные в технике стрейт-ап. Эта техника зародилась в 1980-е годы, а снимки, выполненные в ней, впервые появились в британском журнале об альтернативной моде «i-D». Стрейт-ап – это фотография человека в полный рост, обычно сделанная на улице перед белой стеной, с подписью, содержащей краткое описание одежды и, в случае с журналом i-D, информацию о музыкальных предпочтениях. Японский фотограф Сеити Аоки внес некоторые изменения в данные фотографии: он заменил белый фон на фон в виде улиц города.

Уличная мода — где все началось?

Лондон часто называют родиной уличной моды, однако это утверждение требует уточнения. Токио также претендует на это звание. Согласно одной из версий, уличная мода, как выражение желания горожан, преимущественно молодежи, отличаться от общепринятого стиля, впервые проявилась в 1950-х годах в Лондоне. Согласно другой точке зрения, истоки уличной моды прослеживаются в Токио в 1980-е годы. И в одном, и в другом случае уличная мода была тесно связана с молодежными субкультурами. Как отмечали антропологи, это, скорее, был уличный стиль, который служил способом выражения принадлежности к определенной группе, то есть позволял через одежду продемонстрировать свою связь с конкретным сообществом. Можно вспомнить панков Лондона 1970-х годов или субкультуру «фрутс» из Токио 1990-х, которая выделялась обилием броской одежды и аксессуаров, не имеющих очевидной связи друг с другом. В послевоенный период, в 1950-е годы, в Лондоне формирование уличной моды началось с переработки имеющихся вещей. Это объяснялось нехваткой ткани и ограниченным предложением новой одежды. В 1950-е годы среди лондонской молодежи стало популярным создавать одежду самостоятельно, ремонтировать изношенную или перешивать новую, чтобы соответствовать стилю их сообщества и отражать их музыкальные, политические и другие убеждения. Так, например, возникли Teddy Boys – одна из первых молодежных субкультур, сформировавшаяся в Великобритании в 1950-е годы. В 1953 году термин «Teddy Boys» возник для обозначения молодых людей из рабочего класса, которые стремились копировать стиль «золотой молодежи» и одевались в соответствии с модой эпохи короля Эдуарда VII, известного также как «Тедди»). В Токио 1980-х годов наблюдалась иная ситуация: японская молодежь стремилась копировать западные модные тенденции. Первые сочетания японских традиций и западной моды в одежде возникали преимущественно среди молодых людей, увлеченных определенными музыкальными направлениями. В частности, в 1980-е годы сформировался стиль Visual kei, основанный на смешении японского рока и нескольких западных рок-направлений.

Влияние сетевых сообществ на формирование и популяризацию моды, начинающейся с низовых уровней

Затем возникло сетевое сообщество. Точнее, его пятая стадия, вторая часть. Речь идет о второй фазе развития сетевого общества, согласно точке зрения Яна ван Дейка, социолога, а не художника. Если говорить проще, то появился Интернет. Ранее существовала первая фаза становления сетевого общества, характеризующаяся обменом информацией у охотников и собирателей посредством культурных практик, таких как песни, танцы и сказки. Следующим этапом стало формирование городов и развитие дорог, обеспечивающих их связь. После этого появилась письменность на основе алфавита. Четвертую стадию характеризуют такие события, как открытие Америки, изобретение книгопечатания и телеграфа, рост городов, а также создание парового двигателя. Параллельно с этим, скорость распространения информации неуклонно возрастает. Пятая стадия, в свою очередь, включает в себя два этапа: первый – ХХ век и формирование массового общества, второй – появление сетевого общества или Интернета. Начиная с середины 2000-х годов, начали появляться первые блоги, освещающие уличную моду, а также статьи и фотографии, посвященные уличной моде, на сайтах различных ресурсов модных журналов и городских изданий. А потом даже начали фотографировать во время Недель мод не только одежду на подиумах, но и одежду гостей модных показов. В современном мире мода распространяется не только традиционным способом – сверху вниз, от дизайнеров к потребителям, но и в обратном направлении. Всё большее влияние на модные тенденции оказывают образы, которые создают и демонстрируют обычные горожане в повседневной жизни. Благодаря онлайн-платформам, таким как сайты, блоги и социальные сети, эти образы становятся популярными и впоследствии появляются на подиумах. В теории, сегодня каждый житель города потенциально способен влиять на формирование модных тенденций. Однако на практике уличная мода распространяется посредством сайтов СМИ, блогов и страниц в социальных сетях, и именно журналисты и блогеры решают, кого и где снимать. Чем авторитетнее издание и популярнее блогер, тем более широкую аудиторию охватывает стиль определенного города. При этом, выделяются крупные центры уличной моды, такие как Лондон, Токио и Нью-Йорк. В других городах, как правило, стремятся воспроизводить модные тенденции, заданные этими более влиятельными городами. Несмотря на это, в мире моды все еще существует иерархия. Однако, каждый из нас, в теории, может представить свой стиль миру и стать влиятельным лицом в этой сфере. Поэтому, отмечая свои фото в Instagram хештегами #streetstyle, #streetfashion или же #streetwear, каждый из нас на пару мгновений и несколько десятков лайков определенно может почувствовать себя иконой стиля.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.