Императрица моды: об одежде и образах Елизаветы I

Елизавета I – историческая личность и одновременно образец стиля. Для начала предлагаю разобраться, что такое образец стиля. Образец стиля по определению – известная личность с ярко выраженным индивидуальным стилем, примером для подражания и музой для дизайнеров. Следовательно, это человек, который задает модные тенденции и радикально меняет мировоззрение через выражение своего уникального стиля. Пожалуй, стоит разобраться с исторической частью, пока не вступит на престол Елизавета, чтобы лучше понять характер правительницы.

Королева Елизавета I – биография

Елизавета I (1533—1603), прозванная Доброй Королевой, Королевой-девкой, правила Англией и Ирландией с 17 ноября 1558 года. Последняя из династии Тюдоров, дочь короля Генриха VIII Тюдора от брака с Анной Болейн. Время правления Елизаветы называют «золотым веком Англии» из-за расцвета культуры и возросшего значения Англии на мировой арене. Среди выдающихся деятелей её времени — Шекспир, Марлоу, Бэкон. Елизавета изменила ход истории и правила страной более полувека. Стране досталась разобщённой, разделенной религиозными спорами, а ей удалось превратить ее в могучую державу. В области стиля и костюма королева полностью разрушила «Испанский костюм», свойственный эпохе того времени.

Елизавета появилась на свет 7 сентября 1533 года в королевском дворце Гринвича. Генрих VIII, король, женился на её матери, Анне Болейн, из страстной любви и надеялся, что Анна подарит ему желанных сыновей. Рождение Елизаветы мало кого обрадовало — в королевской семье уже была дочь, принцесса Мария. Через два года и восемь месяцев после рождения Елизаветы Анну Болейн (мать) казнили по обвинению в государственной измене. Анна не родила Генриху сына и по версии суда неоднократно изменяла мужу; доказательства «многократных измен» были фальсифицированы. Елизавету и Марию признали незаконнорождёнными, но это не повлияло на их жизнь в роскоши. После этого Король Генрих VIII неоднократно женился, так его жена Джейн Сеймур родила Генриху сына Эдуарда. После смерти Джейн Сеймур Генрих ещё трижды женился. От Анны Клевской он развелся, а Кэтрин Говард была казнена по обвинению в супружеской измене. Казнь молодой мачехи потрясла девятилетнюю Елизавету больше, чем смерть матери. В итоге король Генрих VIII был женат шесть раз. В девять лет будущая королева Елизавета будто сформировала неприязнь к браку, о чём говорят некоторые специалисты, указывая на физиологическое или психическое отклонение. Биография её полна тайн. Все знают, что до конца жизни она оставалась девственницей и передала трон сыну главной соперницы Марии Стюарт, но обо всём по порядку.

Елизавета получила прекрасное образование, владела несколькими языками, а ее обучением руководили лучшие педагоги Кембриджа. В учебе Елизавета шла рука об руку с мужчинами и по настойчивости очень напоминала отца.

Последним проявлением монаршей воли Генрих VIII «признал» своих дочерей и дал им надежду на беспроблемное будущее, если не на корону Англии. После смерти короля правление перешло сыну Эдуарду, но ему было всего 10 лет, и власть перешла к его дяде, которого вскоре казнили. Юного Эдуарда, который был очень болезненный, уговорили отдать трон леди Джейн Грей, королеве девяти дней. В шестнадцать лет умер Эдуард VI, после интриг лорда-протектора Дадли на престол взошла Джейн Грей. Сестра Елизаветы Мария быстро подавила восстание и в возрасте тридцати семи лет стала королевой. Мария активно вела политику возвращения Англии в лоно Католической Церкви. Большая часть населения Англии оставалась католиками, но узкая прослойка дворян – протестантами.

Правление Марии было очень коротким и жестоким. В начале ноября 1558 года королева Мария осознала близость своей смерти. Совет настоял на официальном назначении наследницей сестры, но королева возражала: она понимала, что Елизавета вернет в Англию протестантизм, которого Мария ненавидела. Под давлением Мария согласилась с просьбами своих советников, зная, что иначе государство может погрузиться в гражданскую войну. Королева умерла 17 ноября 1558 года и осталась в истории как Мария Кровавая (или Кровавая Мэри). Елизавета, узнав о смерти сестры, сказала: «Так распорядился Господь. Дела Его чудны для нас». В возрасте двадцати пяти лет Елизавета взошла на престол. Для XVI века, когда средняя продолжительность жизни была около пятидесяти лет, это был внушительный возраст. Изучим ее стиль и годы правления, поскольку оба аспекта тесно взаимосвязаны.

Как формировался стиль королевы Елизаветы I

Правление Елизаветы I совпало с эпохой Позднего Возрождения. Королева устроила роскошную коронацию, поскольку осознавала, что стране не предшествовал самый благоприятный период, и существовали разногласия по поводу ее права на престол. 25-летняя Елизавета для коронации выбрала красное бархатное платье, обильно украшенное драгоценными камнями. Внешний вид её был гораздо моложе её возраста. Вначале ей на голову надели корону Тюдоров – ту, что принадлежала её отцу Генриху VIII. Корона то и дело стремилась соскользнуть. Затем её заменили на корону, изготовленную специально для правительницы. Елизавета заявила фразу, которую тогда мало кто принял всерьез: «Для славы Божьей, для блага государства я решила нерушимо хранить обет целомудрия. Посмотрите на мой государственный перстень — им я уже обручилась с супругом, которому неизменно буду верна до могилы (…). Мой супруг — Англия, дети — мои подданные (…). Желаю, чтобы на моей гробнице написали: «Жила и умерла королевой и девственницей»». Елизавета действовала осмотрительно, прибегнув к поддержке верных подданных. Однако страна ожидала, кто же станет супругом Елизаветы. От этого решения зависело будущее страны и дальнейший политический курс. Брак с европейцем мог бы вовлечь Англию в европейские распри, а брак с англичанином поставил бы ее перед выбором фракции. Англия страдала от противостояния протестантов и католиков, и любое неправильное решение могло погрузить ее в войну. Решение Елизаветы отказаться от брака трансформировалось из каприза в мудрую политическую стратегию. Королева действовала согласно собственному мнению и не заключила брак, не оставив после себя наследников. В истории её имя закрепилось как «Королевы-девственницы».

Платья и другие наряды королевы

Наряд Елизаветы выполнен по испанскому шаблону, однако от него сохранены лишь внешние черты: воротник-раф и корсет-лиф. Форма юбки, каркаса-фарзингейла и все пропорции – результат самостоятельного решения. Фарзингейлы представляют собой плоские каркасы с широкой формой, не имеющие передней части. Благодаря этому мыс лифа опускался очень низко. Излишки ткани юбки собирались в поперечные складки, которые закреплялись мысом лифа. Расположение складок фиксировалось специальными прокладками, пришитыми к чехлу. Фарзингейл искажал реальные пропорции человеческой фигуры, создавая нереальный и неуравновешенный силуэт. Костюмы всегда отличались яркими и насыщенными цветами и оттенками. В эпоху позднего Возрождения дамы стремились к белому цвету лица любыми средствами. Ядовитые свинцовые белила разрушали кожу, но не теряли популярности. В Европе того времени появился более дорогой способ – рисовая пудра, выбеливающая кожу, но не наносящая ей вреда. Образ завершался легким румянцем и капля красной помады.

Елизавета знаменита до сих пор благодаря огромному количеству нарядов — в её гардеробе насчитывалось свыше трёх тысяч платьев. Все они являлись образцом ювелирного, текстильного и портновского искусства. Царица старалась максимально разнообразить отделку своих нарядов и никогда не надевала платье повторно, какими бы дорогими оно ни было. По моему мнению, платья были подобны конструкторам с взаимозаменяемыми частями. Расшитые драгоценными камнями, украшенные дорогими кружевами, вышитыми золотом и шелком, эти наряды показывали своим соотечественникам и иностранцам королевскую власть и силу.

Изображения на костюмах часто отражали события, как военные походы, так и мирные действия. Королева предпочитала изображения роз, что можно интерпретировать как отказ от брака и мужчин в целом. Жизнь двора выражалась в почитании земной богини и её красоты. В этом отражались платья Елизаветы – пышными и экстравагантными, резко отличавшимися от нарядов испанских королев. В стране законодательницей моды считалась правительница. Например, на мероприятии в Оксфорде она предстала в перчатках до локтя, которые тут же стали популярны по всей Англии. При ее правлении женщины начали показывать шею, платья значительно укоротились. Разрешалось носить распущенные волосы, а высокий лоб и белая кожа стали главными показателями женской красоты. Полагают, что именно Елизавета запустила моду на высокие воротники, опускающиеся на плечи и прикрывающие недостатки. На всех портретах её изображают в закрытой одежде с большим количеством украшений на шее. Говорили, что монарх довольно стеснительна. В своем завещании она просила не осматривать её тело после смерти.

При правлении Елизаветы прославился британский философ и историк Фрэнсис Бэкон, а также Уильям Шекспир, автор великих произведений. Именно при ней театр начал развиваться. Портреты королевы — это демонстрация богатства и могущества ее страны, выраженных в одежде правительницы. Даже в сравнении с ней каждая современная европейская королева выглядела бедной девочкой, а любой могущественный мужчина, покрытый драгоценностями, чувствовал бы себя неполноценным. Ее успехи в правлении бесспорны и выдающиеся, но эта статья о ней как об иконе стиля. Эксперты утверждают, к концу жизни Елизавета осталась совсем без зубов и почти облысела. Кожа была в ужасном состоянии. В её опочивальню незаметно вошёл молодой поклонник, напоминающий юного ухажера средних веков. Увидев Елизавету без паричка и макияжа, юноша испугался и скрылся. Его, разумеется, казнили.

Стиль королевы и современная мода

Образы эпохи Елизаветы Первой остаются актуальными и влияют на творческих людей нашего времени. Дизайнеры из модных домов Александр Маккуин, Dolce & Gabbana, Balenciaga и Вивьен Вествуд обращаются к стилю эпохи Елизаветы для вдохновения и заимствуют элементы её моды.

Королева Елизавета I в кино

Киноиндустрия не раз воссоздавала фильмы:В фильме «Две королевы» Марго Робби наиболее точно передала образ Елизаветы I. Александр Бирн для торжественных костюмов подробно изучала портреты английской королевы. В двух образах мы видим знаменитый атрибут костюма того времени — воротник-раф. Воротник служил для подчеркивания белизны лица. После появления цветного крахмала раф стали подкрашивать под цвет костюма. Александра Бирн использовала разомкнутые рафы, ставшие популярными благодаря Елизавете I. Такой крой открывал шею и грудь. Королева любила рафы и даже издала указ о максимальной высоте воротника.

Интересно, что Александра Бирн уже разрабатывала костюмы для Елизаветы I в фильмах «Золотой век» и «Елизавета». Фильм 1998 года «Елизавета» с Кейт Бланшетт в главной роли был номинирован на Оскар в семи категориях, одна из них – «Лучшие костюмы». На этот раз Бирн решила не следовать исторической точности, однако английская мода второй половины XVI века все же прослеживается. Давайте узнаем, какие образы наиболее точно отражают историю, а в каких случаях Александра Бирн представила новый взгляд. Существует большое число киноадаптаций, посвященных жизни королевы Елизаветы. Вот небольшой список:

  • Бетт Дэвис, Королева-девственница, 1955
  • Пленда Джексон сыграла роль королевы английской в фильме «Елизавета», вышедшем в 1971 году.
  • Джуди Денч, Влюбленный Шекспир, 1998
  • Хелен Миррен, Елизавета I, 2005
  • Энн-Мари Дафф, Королева-девственница, 2005
  • Джоэли Ричардсон и Ванесса Редгрейв воплотили образ Елизаветы в юности и зрелости.
  • Рэйчел Скарстен, Царство, 2013-2017

В кино многая героиня черпает вдохновение в образе королевы Елизаветы, часто преувеличивая его. Пример: «Алиса в стране чудес», где Хелена Бонем Картер играет Красную Королеву. Или «Белоснежка: Месть гномов», где Джулия Робертс воплощает злую королеву Клементианну, мачеху Белоснежки.

Образы королевы Елизаветы переосмысливают множество знаменитостей — певицы и модели, такие как Леди Гага и Мадонна. Журнал Vogue организовывает фотосъёмки в образе королевы. Елизавета I, как историческая фигура, является эталоном стиля и источником вдохновения для дизайнеров и стилистов вечно. Автор: Стилист(имиджмейкер) Зонова Дарья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.