Хорхе Луис Борхес: к юбилею — взгляд на его родину, Аргентину.

Танго появилось на окраинах Буэнос-Айреса — бедных, но полных жизни районов. В одном из них – Палермо – прошло детство Борхеса. “Пригород поножовщиков и танго” – так называл его впоследствии. Сейчас Палермо не такой, как раньше. Там расположены ботанический сад, зоопарк и другие мирные достопримечательности. Понадобится отправиться в Ла-Бока, старейшую часть столицы, для того чтобы проникнуться духом настоящего Буэнос-Айреса. Этот район привлекает яркими разноцветными фасадами зданий. Здесь жили небогатые люди, и часто краски одного цвета на весь дом не хватало – со временем докрашивали другой краской. Так появились разноцветные дома, ставшие визитной карточкой района.

На улицах можно наблюдать пары, исполняющие танго. С ними фотографируются все туристы. Но лучше это делать днем, потому что к вечеру район становится довольно опасным. Тем, кто хочет увидеть лучших танцовщиков танго, необходимо посетить многочисленные танго-шоу. Их уровень исполнения великолепный и никто не остаётся равнодушным.

В Буэнос-Айресе повсюду яркие цвета. Это цвет жакаранды – нежный оттенок сине-фиолетового, которым улицы города окрашиваются в декабре во время цветения этого дерева. И, конечно же, классические цвета танго – красный и черный. Женщина в красном платье, мужчина в черном костюме, красная роза – этот образ, сформированный в том числе благодаря кинематографу, появляется в голове при одном слове «танго».

Танго – это суть Аргентины, её культурный стержень. Но одновременно это явление, доступное и понятное всем. Что же роднит его с творчеством Борхеса? В чём секрет такого обаяния? Этот танец творит невозможного: случайные люди за несколько минут танца выражают свои чувства. Полная импровизация – основа магии этого удивительного танца.

В фильме всё многограннее. Для создания глубокого произведения помимо танца важна виртуозная работа камеры, локация, драматургия и декорации. Так, в фильме «Стена» зритель видит предельно минималистичные, но метафоричные декорации: серая стена — символ унылой действительности; бар для забытья жизненных забот и скамейка для отдыха на пути по извилистым дорогам жизни. И только два подвижных элемента – мотоцикл и кабриолет – соединяют этот неидеальный мир с другими мирами.

То, что происходит в этом антураже на глазах у зрителя, – это приближение к символическому образу милонги, то есть вечеринки, где все танцуют танго. Если вы хотите вдохнуть аромат подлинного танго, зайдите на милонгу. В Буэнос-Айресе их проводят повсеместно: где-то посетители должны соблюдать строгий свод правил – кодигос, где-то царит более расслабленная атмосфера, а где-то и вовсе танцуют под электронную музыку. Термин имеет иные значения: так называются танец, от которого, как считается, танго ведет свое происхождение, музыкально-песенный жанр и даже стихи для него. У Борхеса есть целый ряд таких стихотворных произведений: «Милонга кинжала», “Милонга о пришлом”, “Милонга Хуана Мураньи” и так далее.

Танго отличается тем, что каждый танец – самостоятельное произведение искусства, способствующее развитию танца. Хорхе Луис Борхес сказал по этому поводу: «В танго смерть и время не властны, там останутся те, кто превратился в прах».

Танго, как и всё в мире, не стоит на месте. Оно прошло огромный путь и претерпело невероятные изменения. Появились сложные движения даже в социальном танго, а также специальные методики обучения им, помимо принципа “делай как я”. Возникли танго нуэво, танго-альтернатива, под любую музыку. Уходит старая гвардия маэстрос, но появляются новые исполнители.

Благодаря удивительной гибкости и универсальности танго можно придумывать и воплощать любые истории в любых жанрах. Это наглядно демонстрирует мой фильм – ироничный нуар «Вкус ночи», получивший главный приз – “Золотой кол” – на вампирском фестивале International Vampire Film and Arts Festival в Трансильвании.

Танго даёт двум людям ощущение единства, – говорил Хорхе Луис Борхес, – но без сумерек и ночей Буэнос-Айреса создать настоящее танго невозможно. С этим трудно спорить. Аргентина сейчас становится популярным направлением не только для отдыха, но и для жизни.

Активно съезжаются сюда и россияне. За последние годы страну посетили более 75 тысяч русских, а по некоторым данным количество проживающих здесь россиян достигает 300 тысяч человек. В Буэнос-Айресе образовалась целая «маленькая Россия» — с модными ресторанами, салонами красоты и магазинами, открытыми русскими.

Эта тенденция – не прихоть времени. Русский и аргентинский народы, несмотря на огромные расстояния, всегда чувствовали друг к другу магическую притягательность. В Театре Колон, главном оперном театре страны и мира, выступал Федор Шаляпин. С 1920-х по 1930-е годы здесь работала постоянная балетная труппа с русскими балетмейстерами под руководством русского артиста Георгия Кякшта. Нельзя не упомянуть, что Борхес в юности увлекся романами Ф.М. Достоевского, которые оказали на него сильное влияние.

Хотите лучше узнать необъятную вселенную танго и удивительную вселенную танцевального кино? Тогда сначала посмотрите танцевальное кино, а затем обязательно возьмите билет и отправляйтесь в другой конец планеты учиться танго. Как сказал Борхес в своем знаменитом «Сонете о танго, прозвучавшем в сумерках»: «И танго вечное меня манило. К созвездьям новым. К риску быть собою. К воспоминанию, что ищу глазами».

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.