Когда впервые появилась помада? Использовали ли косметику для губ в Древнем Египте и если да, то какой? Из каких компонентов изготавливается помада сегодня? И почему традиционно выбирают именно красный оттенок?
В этой статье мы рассмотрим, как и какими средствами украшали губы женщины разных стран на протяжении истории, и что такое помада в наши дни.
История губной помады охватывает период от Древнего Египта до XX века
Макияж в древнеегипетском стиле пользуется популярностью и по сей день — акцент на глаза, потрясающие длинные стрелки. Действительно, что может быть прекраснее кошачьих глаз. Но не только черная краска для макияжа глаз была известна в Древнем Египте. Древние египтяне проявили выдающиеся навыки не только в строительстве пирамид и медицине, но и в искусстве макияжа. Помада была неотъемлемой частью женского макияжа в Древнем Египте. Если акцент при нанесении косметики на глаза делался на защиту от злых духов, поскольку глаза считались «зеркалом души» и потенциальным путем проникновения негативной энергии, то о религиозном значении помады в Древнем Египте сведения отсутствуют. Для придания губам блеска на них наносили помаду. Египтянки использовали для этого смесь жира и красной охры. Такая помада, вероятно, могла также защищать губы в условиях жаркого климата.
Охра — одна из древнейших красок, применяемая не только в макияже. Ею, в качестве желто-красного пигмента, пользовались даже первобытные люди, расписывавшие стены пещер. Древние племена использовали охру для раскрашивания лиц, а сегодня некоторые африканские племена не отказываются от нее, когда раскрашивают лица перед обрядами или охотой. Использовали косметику для губ и женщины Древней Греции и Древнего Рима. В отличие от египтянок, их макияж не мог быть слишком броским. Считалось, что женщины, выполнявшие роль хозяек, матерей и жён, должны проявлять скромность. В Древней Греции яркий макияж, если кому и разрешался, то это гетерам – женщинам, которые посещали пиры и театральные представления вместе с мужчинами. Лишь женщины из высшего общества и, безусловно, императрицы имели возможность использовать яркий макияж, что являлось отклонением от общепринятых норм в Древнем Риме. Для создания красок применяли охру, а в Древней Греции – пигмент вермильон, который получали путём измельчения киновари в порошок.
Киноварь – это греческое слово, предположительно имеющее персидские корни, которое в переводе означает «кровь дракона». В Древнем Риме для получения красной краски применяли красный свинец, красильный мох и сангину. Сангина представляет собой палочки, изготовленные из каолина (белой глины) и оксидов железа, или, говоря проще, красный мел. Красильный мох, относящийся к классу лишайников, способен давать оттенки красного, фиолетового и синего цвета. По имеющимся сведениям, в Древнем Риме использование косметики для губ не ограничивалось только женщинами, и мужчины также могли прибегать к подобным практикам. В эпоху Средневековья европейская церковь выступала против использования помады. Любая косметика подвергалась осуждению церковью и считалась «красками дьявола». В то время считалось, что нанесение макияжа является обманом, а ложь – одним из смертных грехов. И не только макияж был не принят (как помада, так и румяна находились под запретом), но и в те времена возникло мода сбривать ресницы и делать высокий лоб, выщипывая волосы надо лбом. С современной точки зрения, жуткое зрелище. В эпоху Возрождения, в XVI веке, губы женщин вновь обретают ярко-красный оттенок. Во Франции моду на макияж, и в частности на помаду, задает королева Екатерина Медичи, происходящая из знатного флорентийского рода, а в Англии – Елизавета I. Начиная с XVI века и далее, в XVII и XVIII веках, в Европе ярко-красная помада и розовые румяна использовались для того, чтобы выделить бледность кожи, которая покрывалась толстым слоем белил. Аналогичные принципы применимы и к классическому макияжу гейш: красная помада используется для акцентирования бледности кожи. В XVI–XVIII веках для изготовления помады продолжали использовать охру, вермильон, получаемый из сульфида ртути, и кошенил.
В XVII и XVIII веках в Европе макияж использовали не только женщины, но и мужчины. Подобно дамам, кавалеры также прибегали к использованию белил и румян, а также окрашивали губы. Дети также пользовались косметикой для губ. В те времена не было отдельной детской моды и одежды, поэтому дети носили те же наряды, что и взрослые, только меньшего размера. Девочки начинали надевать корсеты уже в возрасте 10-12 лет. Отличалась от женской лишь цветовая гамма мужской и детской помады – она была не столь насыщенной. В XIX веке вновь в почете скромность. Французская роскошь, характерная для балов и дворцов, завершилась с революцией. Англия, еще с XVIII века отличавшаяся более сдержанными нарядами и макияжем, все сильнее определяла модные тенденции. Кроме того, буржуазия – новый, влиятельный слой общества XIX века, люди, получающие доход благодаря своей деятельности, по-другому воспринимали роскошь. Они придерживались мнения, что к деньгам нужно относиться бережно и инвестировать их, а не тратить на излишества. В XIX веке английская королева Виктория осуждала макияж, считая его вульгарным. В то время существовало мнение, что использование яркой красной помады и, в целом, макияж, уместно лишь для актрис и певиц, но недопустимо для дам, соблюдающих приличие. Чтобы придать губам более насыщенный цвет, молодым девушкам оставалось лишь покусывать их. В конце XVIII – начале XIX веков также стали появляться многочисленные медицинские публикации, осуждающие использование косметики, изготавливаемой из ртути и свинца в период с XVI по XVIII века.
Губная помада красного цвета
Сегодня в продаже можно найти помаду почти любого оттенка – от алого до розового, оранжевую и даже черную. Однако на протяжении многих веков классический цвет помады оставался ярко-красным. Красный, черный и белый – ключевые цвета в истории взаимодействия человека и красок. Именно эти цвета были первыми, используемыми древними людьми в качестве пигментов, как для наскальных рисунков, так и для раскраски лица. Американские индейцы, в свою очередь, использовали охру для окрашивания не только лица, но и тела, что и послужило причиной для европейского прозвища – «краснокожие. Красный цвет обладает многогранной символикой. С одной стороны, он ассоциируется с жизнью, поскольку цвет крови – важнейшего элемента живых существ – красный. Также красный цвет часто связывают с солнцем, например, с выражением «красное солнышко». Красный нередко воспринимался как синоним красоты — красная девица. В традиционной свадебной одежде девушек многих народов преобладает красный цвет. Например, на Руси невесты надевали красные сарафаны. Однако красный цвет также ассоциируется с опасностью и тревогой. Физические свойства красного цвета также заслуживают внимания. Среди всех цветов, видимых человеческому глазу, красный имеет самую большую длину волны. В связи с этим, он провоцирует более выраженную подсознательную реакцию – красный цвет всегда привлекает внимание. Яркий румянец на губах и щеках также считается признаком крепкого здоровья и молодости, как гласит народная мудрость, – «кровь с молоком.
Красная помада – это символ, тесно связанный с борьбой за права женщин
В начале XX века помада все еще ассоциировалась с актрисами и певицами, а иногда и с женщинами сомнительной репутации. Именно в первой четверти XX века помада, наряду с макияжем в целом, стала неотъемлемой частью образа феминисток – женщин, стремившихся к равноправию с мужчинами. В 1912 году участницы марша в Нью-Йорке, выступавшего за избирательное право, использовали яркую алую помаду для макияжа губ. В 1915 году был представлен первый удобный формат помады – помада в круглом футляре с рычажками. Ранее в течение всей истории существования помада имела вид краски, которую наносили кисточкой. К 1920-м годам девушки, предпочитающие короткие стрижки и активный образ жизни, уже не могли представить свой стиль без красной помады. На протяжении почти всего XX века, включая 1930-е, 1950-е, 1960-е и 1970-е годы, помада оставалась актуальным трендом. Она стала неотъемлемым элементом сумочки большинства женщин. Даже во время военных лет 1940-х годов производство и продажа помады продолжались. В США, благодаря усилиям Элизабет Арден, основательницы бренда Elizabeth Arden, для военных лет была создана помада насыщенного красного цвета, соответствующего оттенку униформы женского резерва морской пехоты. Лишь в 1990-е помада ненадолго утратила популярность, уступив место блеску для губ. Тем не менее, блеск для губ является разновидностью помады. Первый блеск для губ был разработан еще в 1932 году. Однако в начале XXI века интерес к помаде вновь возродился. Какие ингредиенты используются для производства губной помады в наши дни Основные составляющие помады:1. Воск – он придает ей форму2. Пигменты – они предают цвет3. Отдушки – они делают приятным запах4. Растительные масла – основа помады ХХ в.5. Силиконовые масла обеспечивают стойкость помады и являются ключевым компонентом современных формул. 6. К ним относятся, например, витамины, перламутровые добавки, ланолин, способствующий придание губам эластичности, и другие компоненты. И действительно, все вышеперечисленное употребляется в пищу. В прямом смысле этого слова. Помаду едят не только женщины, но и мужчины – во время поцелуев.
В XX веке помаду обычно изготавливали на основе растительного масла, например, касторового, воска и пигментов, определяющих её цвет. Однако такая помада со временем могла приобрести горьковатый запах из-за порчи растительного масла. Если у вас сохранились старые помады 70-х или 80-х годов, принюхайтесь – вы почувствуете запах просроченного растительного масла. Изначально для создания помад применялся кармин, также известный как кошениль – краситель, получаемый из карминовой кислоты, которая вырабатывается самками насекомых кошенили. В настоящее время пигменты, как правило, имеют искусственное происхождение. Для придания помаде приятного аромата в ее состав добавляют отдушки – смесь синтетических и полусинтетических композиций. В 1990-е годы производство помад претерпело значительные изменения. Долгое время предпринимались попытки создания стойких помад, и только в конце XX века это стало возможным. В 1990-е помады стали изготавливать из воска, пигментов и силиконового масла. Первой такой помадой была выпущена компания Revlon. Эта же компания первой предложила подбирать цвет помады в соответствии с цветом лака для ногтей. Однако продукт имел и свои недостатки: это была исключительно матовая помада, которая сушила губы, поскольку силиконовое масло быстро испарялось после нанесения. В 2000 году фирма Max Factor попыталась разработать стойкую помаду. Для этого был создан продукт с двумя сторонами. Сначала наносился слой с испаряющимся силиконовым маслом, после чего следовал слой глянцевого покрытия, содержащего несгораемое силиконовое масло. Однако двухсторонняя помада, требующая нанесения слоев в определенной последовательности, оказалась достаточно сложной в использовании.
Японские химики разработали технологию, позволяющую объединить летучие и нелетучие силиконовые масла в одной помаде. Благодаря этому, помада обладает стойкостью и не вызывает сухости губ. В результате был получен силиконовый эмульсионный состав – смесь несмешивающихся жидкостей. Это позволило добавлять в помаду, наряду с пигментом, воском и отдушкой, а также силиконовыми маслами, другие полезные компоненты, такие как витамин Е или растительные масла, известные своими увлажняющими свойствами.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.