Конечно, все из нас с детства слышали, что ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Но в некоторых ситуациях излишняя вежливость просто неуместна и может серьезно принизить нас в чужих глазах. Поэтому необходимо отказаться от привычки постоянно употреблять некоторые слова и фразы.
«Спасибо»
Вполне уместно сказать: «Спасибо», если вам что-то дали или сделали для вас что-то хорошее. Но иные люди употребляют «спасибо» к месту и не к месту. Причем могут повторять это слово много раз в течение беседы.
В результате создается впечатление: вы настолько не уверены в себе и у вас настолько низкая самооценка, что вы готовы благодарить за каждую мелочь.
Совершенно неуместно говорить спасибо и тем более «большое спасибо» по каждому поводу. Допустим, если человек вам что-то сказал. Благодарить за внимание к вам можно, если вас связывают официальные отношения: «Спасибо, что мне ответили», «Спасибо, что меня выслушали».
В идеале вы должны поблагодарить человека за оказанную услугу только один раз на протяжении «сеанса общения». Можно, скажем, поблагодарить за полезную для вас информацию. Рекомендуется обязательно говорить «спасибо» работникам сферы услуг, медикам, чиновникам после приема. Хотя оказывать услуги это их работа, благодарность тут — это просто проявление вежливости.
Если же вы сходили на собеседование по поводу работы, лучше в конце сказать просто: «До свидания», так как собеседование – это не услуга, его проводят, чтобы выяснить, подходит кандидат на вакансию или нет.
Можно поблагодарить человека, если он сделал для вас что-то сверх ожидаемого или положенного. Допустим, попросил кого-то вам посодействовать, хотя мог бы этого и не делать.
«Извините»
Человек, который постоянно и за все извиняется, выглядит чересчур робким и неуверенным в себе. Можно извиниться, если вы опасаетесь, что побеспокоили кого-то в неурочное время – например, позвонили кому-то ранним утром или поздним вечером, зашли без приглашения в кабинет шефа, остановили незнакомого человека, чтобы спросить его о чем-то… А вот извиняться перед официантом или продавцом в магазине, чтобы таким образом привлечь его внимание – просто глупо.
Извиниться – значит, признать за собой какую-то вину. Если вы не чувствуете за собой никакой вины, то извиняться ни к чему. Иначе люди будут воспринимать вас как забитую личность и не станут с вами считаться.
«Разрешите к вам обратиться»
Такой фразой вы как бы заискиваете перед человеком, просите его о снисхождении. Подобное обращение уместно в армии, когда нижестоящий разговаривает со старшим по званию, но только не в обычной гражданской жизни. Куда естественнее будет звучать фраза: «Скажите пожалуйста».
«Можно?»
Детей учат спрашивать разрешения, прежде чем что-то взять или сделать. Но странно, когда взрослый человек приходит, скажем, в кафе и говорит: «Можно мне чашку кофе?» Ведь кафе зарабатывает на посетителях и не имеет права им отказывать. Поэтому куда уместнее будет сказать просто: «Мне чашку кофе». То же самое и в магазине, если вы пришли что-то купить.
Уместно употреблять слово «можно» в гостях. В чужом доме хозяевам может не понравиться, если вы будете без спроса брать какие-то вещи. Поэтому фразы: «Можно мне хлеба?» или: «Можно мне салфетку?» продемонстрируют ваше хорошее воспитание. Иначе вам могут приписать нахальство. Но все зависит от ситуации.
Не стоит спрашивать разрешения зайти в ванную или туалет, как поступают некоторые люди. Просто спросите, где находится нужное помещение.
Положено спрашивать разрешения на работе. Если вы хотите уйти из офиса в неурочное время, то надо отпроситься: «Иван Иванович, можно мне сегодня уйти пораньше? Мне нужно к врачу». Если вы просто уйдете, пусть и поставив в известность коллег, вам могут поставить прогул.
«Не могли бы вы…»
Люди, которые стремятся показаться воспитанными, часто, обращаясь с какой-либо просьбой, начинают ее словами: «Не могли бы вы…» А ведь такая фраза заранее предполагает отказ. Получается, что вы буквально умоляете человека об услуге.
Как правильно просить о чем-то? Ну, к примеру, за столом можно сказать: «Передайте мне, пожалуйста, соль». Если вы просите о чем-то знакомого или коллегу, начните просьбу словами: «Могли бы вы?» или: «Вы можете?» Если это кто-то из ваших подчиненных и просьба в рамках работы, можно построить ее следующим образом: «Я прошу вас сделать то-то и то-то».
«Мне очень понравилось»
Вам кажется, что людям будет приятно, если вы произнесете эту фразу. В итоге вы начинаете употреблять ее к месту и не к месту. Одно дело сказать, что вам понравилось новое платье подруги, и совсем другое – произнести ту же фразу в отношении, например, рабочего проекта. Если вы общаетесь с начальством, коллегами, партнерами по бизнесу, то более уместны будут фразы: «Я довольна вашей работой» или: «Меня все устраивает».
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.