Фарфоровая кукла: взгляд в прошлое

Прошло много времени с момента последнего поста о куклах. Тем не менее, куклы, особенно фарфоровые, остаются интересной и прекрасной темой. В этой статье речь пойдет о куклах XIX века. Автором статьи является девушка по имени Лиза, блогерша, которая ведет блог под названием «Дневник одной фарфоровой куклы». https://duchesselisa.livejournal.com/Лиза с искренним увлечением пишет о том, что её интересует, обладает глубокими знаниями об исчезнувших временах и мастерски умеет их осветить.

Куклы девятнадцатого века — это не только детские игрушки. Это красота, эстетика и отголосок ушедшей культуры, которая притягивает нас своей загадочностью.

Каждая маленькая девочка, вероятно, когда-то мечтала о красавице-кукле с широко раскрытыми глазами, бледной кожей, тугими волосами в роскошном платье с кружевами и воланами. Старинные куклы настолько любимы и популярны, что даже многие взрослые готовы заплатить немало за очередную парижанку для своей коллекции. Куклы викторианской эпохи самые известные и интересные, а золотым веком кукол принято считать период с 1830 по 1900 год. Именно в это время начинают изготавливать кукол из воска и бисквитного фарфора, до этого игрушки были деревянными.

Куклы были мечтой и любимой игрушкой любой маленькой девочке того времени. В это время появились куклы, умеющие открывать и закрывать глаза, сидеть, сгибать руки и ноги, даже говорить. Фарфоровых модниц изготавливали в основном в Англии, Франции и Германии. В Российскую Империю их привозили или выписывали из Франции. Это была роскошь, и далеко не все родители могли так порадовать свою дочь. Даже в богатых семьях покупка куклы была дорогим удовольствием. Девочки могли играть со своими любимицами лишь под присмотром гувернант.

Встречаются кукольные домики, мебель для кукол, посуда. В 1839 году выходит книга Юлии Гуро «Мемуары куклы», а в 1864 – «Переписка двух кукол» того же автора. Повествование ведется от лица самой куклы. Описывается ежедневная жизнь, приключения, приемы, кукольные балы. Очень много внимания уделяется описаниям нарядов – фасонов платья, цветов ткани, материалов, например: «У фарфоровой красавицы очень тонкое белье, роскошное голубое платьице, белая жакетка и белая кружевная шляпа с розовым бантиком» («Из дневника куклы» 1908).

Жизнь кукол, увы! подвержена множеству случайностей и капризов, поэтому ей ещё не раз предстоит сменить хозяек и социальное положение. Взлеты и падения, часто описываемые авторами нравственных книг, должны были напомнить читателям о бренности земной роскоши.

Девочка с любящими родителями отправляется на курорты Южной Франции, где знакомится со светской жизнью. Во время поездки фарфоровая кукла погибает в море. О смерти куклы сообщается в записках-эпилоге, но не трагично: девочка выросла и кукле больше не нужна.

Возможно, кукольные письма, мемуары и дневники подтолкнули великого русского композитора П.И. Чайковского к созданию произведений, таких как «Болезнь куклы» и «Смерть куклы».

Многие аристократки изображены с куклами. принцессыВеликая Княжна Мария Николаевна держит нарядную красавицу на картине К. Маковского. На фотографиях начала XX века дочки последнего русского царя с куклами. Есть даже викторианские посмертные фотографии девочек, на которых хозяйка будто уснула, обняв свою любимицу. Безутешные родители зачастую так и оставляли куклу в руках умершей девочки в гробу.

В фарфоровых куклах, частых изображений принцесс и мистических существ, во второй половине XIX века появились куклы, поразительно похожие на маленьких девочек. Появились легенды об оживших куклах – феях и даже о злых игрушках, пытающихся похитить души юных хозяек. В современности это находит отражение в съемках фильмов о куклах, как хороших, так и бездарно-массовых. В 1990 годах вышла замечательная книга «Леди Дейзи», в которой главная героиня – викторианская кукла – оживает и разговаривает, но только с детьми, взрослые видят в ней лишь обыкновенную игрушку.

Современные фарфоровые куклы — красавицы высокого класса. Несмотря на юный возраст и недавнее появление, ценник на такие куклы достигает четырехзначных сумм в американских долларах.

Сейчас куклы не такая роскошь и редкость, как в прошлом. Девочка из практически любой семьи может себе позволить такую игрушку. Однако заводская, массово произведенная пластиковая Барби не вызывает тех же чувств, что и фарфоровые дамы из прошлого на выставках и аукционах. Возможно, именно поэтому современные куклы до сих пор не могут заменить старинных красавиц, сделанных вручную с частичкой души.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.