С античных времён в Европе считали, что кожа лица без косметики не может быть совершенной. Для достижения идеала красоты наносили либо тональные средства, либо другие косметические продукты и делали макияж.

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»
История макияжа и косметики
История того тонального крема, с которым мы знакомы сейчас, берет начало ещё в Древней Греции. В Древнем Египте и на Востоке, к примеру, в ПерсииЗнаний о средствах для изменения цвета кожи не имели некоторые народы. У данных народов красивым считался естественный смуглый тон лица. Не стремились избежать загара древние египтяне. А вот во времена Античности (в Древней Греции и Древнем Риме) все было совершенно наоборот.
И в Древней ГрецииВ Древнем Риме считали, что идеальная кожа – это белая, без загара. Гречанки и римлянки скрывались от солнца и старались осветлить кожу косметикой.

Мемориал богини Геры, супруги бога Зевса. Поэт Гомер называл эту богиню «белорукой». В Древней Греции возникла любовь к идеально белой коже, что отражается в описаниях… древнегреческих богиньВ Древней Греции боги и богини изображались с золотистыми волосами и белой кожей. Жители стремились подражать им, белясь мукой и осветляя волосы.
Свинцовые белила в истории макияжа
В древнегреческих Афинах началась история косметического средства церусса – свинцовых белил, предназначенных для осветления кожи. Свинцовые белила для отбеливания лица будут применяться в Европе до XIX века из-за своей эффективности.

Зевс и ГераКамея I в. н.э.Нанесенные свинцовые белила придавали коже изумительный чистый белый оттенок. Однако, при использовании церусса потребность в нём росла с каждым разом, поскольку средство портило кожу. Чтобы скрыть дефекты кожи, появляющиеся после использования свинцовых белил, дамы наносили их ещё больше. Вплоть до XIX века о вреде свинца для здоровья в Европе не было известно.
Технология производства цирссу оставалась практически неизменной с античных времён. В Древней Греции свинцовые белила получали следующим способом: 1.В глиняный сосуд клали свинец вместе с немного уксуса. 2.Через около десяти суток распечатывали сосуд и счищали накопившуюся коррозию. 3.Несколько раз осуществляли эту операцию до полного растворения свинца. 4.Ржавчину, очищенную от остатков, измельчали до порошка и варили с водой. 5.В результате кипячения на дно сосуда оседает белый осадок — именно его называют свинцовыми белилами. В Древней Греции идея использования свинца для белил могла появиться из-за добычи серебра под Афинами. Рудники приносили не только серебро, но и белый пигмент из свинца в виде отходов производства.

Гера в повозке, запряженной павлинамиКартина XIX в.В Греции и Риме женщины хотя и использовали косметику, старались не переусердствовать.
В Средние векаОбраз Девы Марии становится своеобразным идеалом красоты. Происходит формирование идей о неземной бледности ее кожи – «девственной бледности». Возникают идеи о том, что кожа молодых девушек, еще не имеющих детей, более светлая по сравнению с кожей женщин в возрасте.

Художник Рогир ван дер ВейденПортрет дамы, XV в.Возникают представления о том, что кожа аристократок отличается от крестьянской: должна быть бледной и без загара. Ведь в отличие от смуглых крестьян, занятых работой на солнце, аристократки не выполняют тяжелый труд.

Жанна Д’аркКосметика, включая свинцовые белила, церкви не одобряла. В Средние века блондинку кожу добивались путем избегания солнца и при помощи пиявок, которых ставили за ухо.
В эпоху ВозрожденияКак и в Древней Греции и Древнем Риме, макияж считался самым естественным. В XVI веке, когда моду диктовала Венеция, свинцовые белила стали популярны среди знатных дам. Самыми лучшими считались «венецианские белила», которые называли «Духом Сатурна». Преимущество этих белил заключалось в большем количестве свинца по сравнению с продуктами других производителей.

Венецианский художник ТицианПортрет Элеоноры Гонзага, XVI в.«Венецианские белила»Меньше просвещение давало возможность использовать свинцовые белила для придания коже атласную гладкость. С течением времени кожа под воздействием свинца приобретала серо-желтый оттенок и морщинки. Аристократки того периода не замечали связи между косметикой и ухудшением состояния кожи. Образовавшиеся недостатки опять маскировались свинцовыми белилами. Возникал замкнутый круг, выгодный торговцам белилами.

Екатерина МедичиПортретВ эпоху Возрождения для осветления лица от веснушек и пигментных пятен помимо белил применяли смесь ртути, мышьяка и мускуса. Французская королева Екатерина Медичи использовала такую ядовитую смесь для удаления пигментных пятен с кожи.

Английская королева Елизавета IПортрет
XVII-XVIII века в европейской истории можно назвать временем господства белил и румян. В моде роскошь и почти театральный макияж. Лица придворных дам и кавалеров похожи на лица фарфоровых кукол. Белилами лицо покрывалось в несколько слоев. А подчеркнуть белизну должны были алые румяна, помада, прорисованные голубые вены и черные искусственные родинки – мушки.

Мария-АнтуанеттаПортретПодражая аристократкам, простые горожанки стремились осветлить кожу лица. Отсутствие средств на дорогую свинцовую белила заставляло их прибегать к более простым методам – мазям с горохом, нутом, миндалем, перловкой, семенами хрена и молоком. Все это – натуральные и безопасные компоненты. Результат был незаметным, но кожа горожанок XVII-XVIII веков выглядела лучше и здоровее, чем у аристократок.

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»В XIX веке дамы из высшего общества почти отказались от декоративной косметики, но актрисы и певицы продолжали применять белила. И даже в начале XX века в Европе продавались пудры со свинцом.
Белый цвет лица считался невероятно красивым не только в Европе, но и в Азии – в Китае, Корее и Японии.

Художник Мидзуно Тосиката (1866-1908)Заснеженный садСвинцовые белила применялись и в Китае, и в Японии. Однако в азиатских странах чаще всего на лице использовалась безвредная рисовая пудра. Историки считают, что ее изобрели в Древнем Китае. Для её создания измельчали рисовое зерно до состояния муки.

Художник Мидзуно Тосиката (1866-1908)Чайная церемонияСвинцовые белила впервые появились в Китае, предположительно во времена правления династии Шан (1600-1027 гг. до н.э.). Затем их распространение началось из Китая в Японию. Вначале свинцовыми белил пользовались только придворные дамы, а примерно с XVI века – все остальные женщины.
В Древнем Китае примерно в 320 году появилась жемчужная пудра из измельченного жемчуга. Изначально ее применяли в медицине. В традиционной китайской медицине считали, что она уменьшает влияние вредных солнечных лучей и препятствует появлению пигментных пятен на коже. Согласны с мудрецами Древнего Китая по поводу целебных свойств жемчужной пудры и современные ученые.

Кадр из фильма «Мемуары гейши»В древней Корее для достижения цвета кожи, сравнимого с белым яшмой, использовался не поэтический, а весьма практичный способ – помет соловья. Соловьиный помет смешивали с мукой, получая осветляющую пудру, которую применяли также в Японии.

Кадр из фильма «Мемуары гейши»
Эволюция косметики и ее компонентов в двадцатом веке.
В XX веке популярность светлой кожи ушла в прошлое. Революцию произвела Коко Шанель в 1920-х годах, представив моду на загар. С этого момента в моде была смуглая загорелая кожа, а не бледная, как это было долгие столетия европейской истории.

В первой половине ХХ века популярным косметическим средством, заменившим белила, стала пудра. Пудра – это порошкообразное средство для придания коже лица определенного оттенка. К 1930-м годам в Европе и США выпускалось около трех тысяч видов пудры с разными оттенками – от бежевого и розового до модного цвета загара. Первые компактные пудры с пуховками появились еще в 1920-е годы.
В начале двадцатого века помимо обычной пудры продавались также пудры с эффектом сияния. Такую косметику можно было приобрести в городах Лондон и Париж. В 1917 году в Лондоне была создана фирма Radior, которая торговала косметикой — пудрой, ночным кремом и румянами. В состав этой продукции входил радиоактивный элемент радий, открытый Мари и Пьером Кюри в 1898 году. Однако о его опасности, как и ранее о свинце, не было известно. Косметику с радием в начале двадцатого века можно было купить в самом известном универмаге Лондона – Harrods.

В Париже в 1933 году работала фирма Tho-Radia, которая предлагала пудру, румяна, зубную пасту, ночной крем с мерцающим эффектом. Реклама косметики Tho-Radia пропагандировала «научный подход к красоте». Одним из основателей фирмы значился Альфред Кюри, связь которого с Мари и Пьером Кюри оказалась позднее мнимой. Возможно, он вообще не существовал и был вымышленным персонажем для привлечения покупателей. Современные косметические средства не содержат радония и тория, равно как и свинца, запрещенного сегодня в Европе для использования в косметологии. Однако научный подход, по заявлениям рекламы, всё же присутствует.

В современные пудры входят окись цинка, двуокись титана, каолин, тальк, как природные, так и синтетические красители, а также отдушки с благоприятным ароматом.
В 1914 году Макс Фактор изобрел первую тональную основу для актеров. Эта основа стала более удобным косметическим средством, чем жировой карандаш, применяемый в театральном гриме ранее. Текстура тональной основы походила на крем и естественно смотрелась на лицах актеров на экране, в отличие от карандаша с краской, который создавал эффект маски. В 1937 году Макс Фактор выпустил тональную основу для всех. Основой служила крем-пудра, которую наносили на лицо влажной губкой.

К шестидесятым годам в Европе производились разнообразные тональные средства, включая те, которые придавали цвет загара. В начале XXI века появились тональные основы с силиконом, делающие их почти невидимыми на лице. Сегодня выпускают тональные средства разных форм: пудру, жидкое, крем-текстуру и даже в виде спрея. Всё чаще стремятся соединить декоративную функцию тональной основы (скрытие недостатков кожи) с ухаживающими свойствами косметики.
BB-крем получил своё название Blemish Balm, что переводится как «заживляющий бальзам». Это средство защищает и восстанавливает кожу, может служить хорошей основой для макияжа. Схожим продуктом является CC-крем — Color Control, который питает и увлажняет кожу, а также выравнивает её тон.

Другой крем — DD-крем (Daily Defense от англ. «ежедневная защита»). Его называют гибридом BB- и СС-кремов, плюс он обладает солнцезащитным эффектом. Появление солнцезащитных кремов — это тенденция последних десятилетий. Ведь точно так же, как в XIX веке был доказан вред свинца, в наши дни всем известно о вреде загара для кожи. Чрезмерное пребывание на солнце или же частые посещения солярия могут привести к раку кожи, утверждают учёные. Возможно, история косметики приблизится к новому этапу с возвращением моды на бледность.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.