Естественное развитие. Первый год малыша

Естественное развитие. Первый год малыша

Обычно в начале беременности будущих мам интересует только внутриживотиковые “достижения” малыша: на таком-то сроке сосет пальчик, глотает околоплодную жидкость, на этой неделе уже слышит, реагирует на свет и так далее. И только ближе к родам многие мамы начинают интересоваться развитием ребенка на первом году жизни. Чтобы легче было представить, как можно естественно развивать малыша, послушаем рассказ Наташи, мамы одиннадцатимесячной дочки.

Из суеверия я ничего не покупала до рождения дочки. Но мне очень захотелось сделать несколько “игрушек”, развивающих мелкую моторику ребенка, о значении которой так много написано! К тому же, я была уверена, что с появлением малышки на свет на это у меня точно не будет времени. Честно признаюсь, я не рукодельница, поэтому сделала самые простые в изготовлении игрушки. Так, я сшила несколько мешочков из разной по фактуре ткани и наполнила каждый однородным зерном: рисом, горохом, фасолью. Ещё сшила мешочек из шерстяной ткани и заполнила его шуршащим целлофановым пакетом — потом он стал любимым у моей крохи.

Щупалки были разного цвета и «консистенции», но почти не издавали звуков. Тогда я сделала из больших и маленьких баночек из-под витаминов и фотопленки погремушки. Я обшила их разной тканью и заполнила начинками — пшеном, сахарным песком, горохом – из-за этого у каждой игрушки получился индивидуальный звук.

Две самые маленькие «щупалки» я взяла с собой в роддом и осталась очень довольна реакцией ребенка на мои «изделия». С возрастом стало заметно, что дочка явно выделяет из ряда покупных игрушек «мои» самодельные. Когда малышка была совсем маленькая, я вкладывала ей в ручку щупалку (узенький мешочек–полосочку с «начинкой») и не боялась, что дочка, не умея управлять ручками, “зацепит” себя, как это иногда получалось с громоздкой для месячного малыша покупной игрушкой-погремушкой. Мои «щупалки» были как раз для ручки крохи. Может, благодаря этому нехитрому упражнению мой ребенок самостоятельно твердо взял игрушку из маминых рук в два с половиной месяца.

Дочка родилась поздней осенью, когда в квартире было прохладно. Из-за этого в первые месяцы массаж мы делали недолго, около десяти минут. Не столько для развития мускулатуры, сколько исключительно для “более тесного контакта мамы и малыша”. Это ведь ещё очень полезно для лактации. Контакт мамы и малыша «кожа к коже» обеспечивает прилив молока!

Во время “любительского” массажа я приговариваю потешки. Ну, например, поглаживая всё тельце:

«Потягушечки-потягушечки,
от пяточки до макушечки.
Мы потянемся-потянемся,
маленькими не останемся».

Животик массажирую со словами:

«На лугу, на лугу
стоит миска творогу
Прилетели две тетери,
поклевали, поклевали, улетели».

Моя девочка очень быстро привыкла к этим словам и массажу радуется вдвойне: и прикосновениям, и знакомым фразам. Восторгу нет предела! Но, как и в любом другом деле, однообразие быстро надоедает. И маме приходится вспоминать новые потешки.

Даже ногти мы стрижем на пару с пальчиковой игрой:

«Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел,
этот пальчик чистить стал,
этот пальчик резать стал,
ну а этот взял всё съел —
оттого и потолстел!»

Данная потешка «работала» недолго и быстро была заменена на любимую до сих пор игру в «нашу семью»:

«Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!»

А ноготки с пяти дочкиных месяцев я стригу, только когда она спит. В состоянии бодрствования удержать ребенка на руках более трех секунд не представляется возможным!

Примерно в этом возрасте дочку особо радовала сценка в моем исполнении:

«Гуси, гуси!
Га-га-га!
Есть хотите?
Да-да-да.
Ну, летите!
Нет-нет-нет!
Серый волк под горой не пускает нас домой!
Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!»

Развитие тактильных ощущений мой ребенок получает скорее не от игрушек, а от ощупывания одежды всех членов семьи и всего окружающего. Мы живем с родителями, чему, кстати сказать, я очень рада. Ведь каждый человек, тем более родной, может очень много дать того, что от мамы-папы малыш не может получить. У каждого человека свой голос, своя манера общения, особенности внешнего вида… И если рядом с ребенком постоянно находятся не только родители, то малыш с удовольствием и пользой будет наблюдать и подражать другим членам семьи. Это для растущего наблюдательного малыша настоящая находка!

Так, например, в нашей семье только дедушка научил девочку рычать, как медвежонок. И долгое время первое, что делала юная внучка, когда видела дедушку – это рычала, как мишка. Бабушка практически с первых дней еще крохотными внучкиными ладошками делала “ладушки” и “сороку”. И какова же была наша радость, когда в семь месяцев девочка сама в такт словам традиционной потешки захлопала, а затем “поковыряла” ладошку.

Кухня, это объект № 1 для исследования у любого малыша, согласитесь! Я давала возможность изучить эту вожделенную часть квартиры по полной программе. Под чутким присмотром дочкина ручка побывала в крупах, сахаре-песке, пакете с “рожками” и в других местах скопления сыпучих продуктов питания. Надо видеть сияющую от удовольствия рожицу ребенка! Это как раз тот случай, когда приятное является очень полезным!

Мне не приходилось раскладывать игрушки для стимулирования ползания, этому дочку научила наша кошка. Как только ребенок еле-еле, с неимоверными усилиями доползал до пушистой живой игрушки, та немного отходила от ползунка, и дочке приходилось преодолевать новое расстояние. И снова все повторялось. Ребенку доползти и дотронуться до кошки значительно интереснее, чем до любой игрушки! Так, наша кошка стала “двигателем прогресса”.

Еще будучи совсем крохотной (4 мес.) на вопрос “Где киса?” малышка начинала искать ее глазами. А с пяти с половиной месяцев достаточно шустрый ползунок стал искать кису уже не только глазами. И настигнув мягкую теплую мурлыку, дочка оглашала всю квартиру победным криком. А теперь, когда девочка в десять с половиной месяцев стала самостоятельно ходить, кошке только и остается, что отсиживаться на телевизоре – уже нигде покоя нет!

С возрастом более заметны результаты занятий. Так, например, сейчас, как только я начинаю наизусть читать стихи, дочка приносит мне именно ту книжку, стихи из которой я читаю вслух.

Сейчас девочка с забавной серьезностью и удовольствием качает куклу, расчесывает ее и надевает ей шапочку, под руководством мамы с чувством невероятной важности процесса заполняет стиральную машину и тайком относит мокрые штанишки в ванну…

Скоро дочке годик!


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.