В 2019 году Дмитрий Бикбаев повысил свою квалификацию в ГИТИСе по программе «Директор театра». В 2025 году, по итогам Всероссийского открытого конкурса кадрового резерва в московские театры, он был назначен художественным руководителем “Покровка.Театр”. Дмитрий Бикбаев – основатель и руководитель проекта «Арт-платформа», который предоставляет предпринимателям, работающим в сфере исполнительских искусств, широкий спектр инфраструктурных возможностей Москвы. Это уникальная площадка в городе, где спектакли частных театров получают возможность представить свои работы зрителю. В 2024 году была учреждена одноименная премия, отмечающая достижения в сфере частных театральных проектов. 18 октября 2025 года на церемонии вручения премии «Арт-платформа» будут отмечены лучшие работы частных театров.
Как появилась идея Арт-платформы и премии?
Проект «Арт-платформа» функционирует в пространстве Нового Манежа уже четвертый театральный сезон. За это время нам удалось привлечь к проекту всех ключевых игроков частно-театральной сферы Москвы. Наша платформа в большей степени ориентирована на представителей малого и среднего бизнеса, что обусловлено вместимостью зала – 200 мест. Тем не менее, крупные компании, реализующие масштабные проекты, также оказались в поле нашего внимания. Для поддержки крупных игроков была создана уникальная отраслевая премия, призванная отмечать достижения и стимулировать конкуренцию среди лидеров рынка исполнительских искусств. Одна из наших приоритетных задач – обеспечивать «видимость» частных театральных компаний, объединять предпринимателей в сообщества, и, как представляется, мы успешно решаем ее. В частности, благодаря традиционной премии, которая охватывает все ключевые этапы создания и проката культурных продуктов – от концепции до воплощения.
Каким образом будет организована церемония награждения Премии в этом году? Будут ли зрители иметь возможность ее просмотра?
Как и в предыдущем году, мы организуем прямую трансляцию из Нового Манежа. Это имеет значение не только для участников церемонии, но и для тех зрителей, которые по различным причинам не смогут присутствовать в зале. В прошлом году мы установили очень высокий уровень организации шоу. Радует, что в течение года мы отмечали отсылки к нашим номерам и дизайнерским решениям на других значимых мероприятиях. Это лишь подстегнуло наш энтузиазм. В этом году ведущим премии станет известный актер и шоумен, многогранная личность – Вячеслав Макаров. Над сценарием работают несколько авторов уже несколько месяцев. Шоу обещает быть по-настоящему забавным и зрелищным. Одной из особенностей предстоящей церемонии станут выступления от номинантов. Это, без всякого сомнения, лучшие шоу страны, и мы рады предоставить возможность зрителям нашей церемонии увидеть их.
В настоящее время наблюдается увеличение числа частных театров, помимо уже существующих. Возник вопрос: является ли это избыток или дефицит театральных организаций?
Как человек, связанный с театром, я, безусловно, рад увеличению числа театральных коллективов. Для зрителя, по сути, не имеет значения, купил он билет в государственный или частный театр. Наиболее важно, чтобы спектакль был качественным и не вызвал разочарования от потерянного времени. Частных театров становится всё больше. Они более оперативно приспосабливаются к изменяющимся подходам в общении с аудиторией. В первую очередь это касается маркетинга и продвижения. Зрители всё чаще видят частные проекты в известных онлайн-сервисах и отдают предпочтение их постановкам. В результате растёт количество доступных предложений.
В поле зрения попадает множество независимых проектов. Какие темы затрагивают эти театры в своих представлениях и каков процесс присоединения к Арт-платформе?
Арт-платформа» по-прежнему остается наиболее эффективным способом поддержки частных театральных компаний в Москве. Мы делаем значительные усилия, чтобы социально ориентированные деятели креативных индустрий получили больше возможностей для поддержки, например, обеспечивая открытый доступ к объектам культурной инфраструктуры, в которых они остро нуждаются. В настоящее время, в рамках работы над проектом «Покровка.Театр» (который является государственным театром), мы запускаем резиденцию для частных проектов. Мы рассчитываем, что и другие московские театры последуют этому примеру. Для молодых театральных коллективов бывает непросто стартовать в условиях жесткой конкуренции, поэтому даже возможность выступать на профессиональной сцене – уже существенная помощь в начале творческой деятельности.
Дмитрий, Вы исполнили роль Гамлета в недавнем спектакле Гульнары Галавинской, поставленном в театре «Кашемир». Что, на Ваш взгляд, объясняет нынешнюю востребованность пьесы Шекспира? И каким предстает Ваш Гамлет?
Возвращение на сцену после нескольких лет отсутствия вызывало опасения. Я руководствовался принципом, что главное – не страх, а действие. История Гамлета мне глубоко понятна. Моей задачей было не столько воспроизвести его душевные терзания, сколько обуздать собственные. Насколько же мы с ним оказались схожи. Я убежден, что человек обладает потенциалом для прекрасного.
И всё же внешние факторы и жизненные обстоятельства способны изменить его. В современном мире мы настолько спешим, что нередко упускаем возможность заглянуть вглубь себя. Всё труднее распознать наши подлинные стремления от тех историй, которые навязываются нам извне. Мой Гамлет достигает просветления. Он откровенно просит зрителей разделить с ним путь созидания, а не разрушения.
Планируете ли продолжать карьеру артиста?
Сейчас сложно говорить на эту тему. Помимо «Арт-платформы» существует «Покровка.Театр». Мы находимся в самом начале процесса обновления театра, который имеет более чем 35-летнюю историю. Это замечательное место, к сожалению, оказалось в сложной ситуации. В настоящее время все мои творческие и административные ресурсы направлены на театр, которым мне выпала возможность руководить.
В июле текущего года меня утвердили в должности художественного руководителя «Покровка.Театр». Какие шаги предприму в первую очередь?
Мы уже приступили к работе. Первым шагом стало переосмысление репертуара. Некоторые спектакли мы сохранили, другие временно отложили. Перед нами не стоит задача создания нового театра. Наша цель – расширить культурное наследие театра Покровки и привлечь внимание более широкой аудитории. В «Покровка.Театр» уже реализованы обновления интерьера, разработан новый удобный веб-сайт, и начались репетиции первой постановки после масштабной «перезагрузки». В ноябре зрителей ожидает премьера спектакля «Москва.Сумерки». Это станет захватывающим погружением в готическую атмосферу русской классики.
Вскоре состоится церемония награждения премией «Арт-платформа». Какие качества должен иметь проект, чтобы эксперты обратили на него внимание?
В данном случае, безусловно, необходимо учитывать их точку зрения. Я сознательно отказался от участия в составе руководства проекта, которое принимает решения о выборе победителей. Для этого у нас сформированы наблюдательный и экспертный советы. В их состав вошли авторитетные представители театральной индустрии. Не вызывает никаких сомнений, что у меня нет возможности повлиять на их оценку или вступить в сговор. Не нужна премия, результаты которой можно предсказать или обеспечить дополнительными ресурсами. Пусть победит самый достойный.
Считается, что творческие люди обладают чувствительностью и склонностью к увлечениям, а продюсеры – отличаются сдержанностью и прагматичностью. Как вам удается находить равновесие между этими качествами?
Изначально я углубился в вопросы управления и организации творческих процессов, поскольку сам стремился больше времени уделять творчеству. Ожидать благоприятных изменений, не предпринимая действий, я не готов. Столкнувшись с системными недостатками и ошибками, я осознал необходимость помощи не только себе. Поэтому мне пришлось запускать и поддерживать проекты, нацеленные на улучшение положения молодых деятелей культуры. Оказалось, что моей настойчивости достаточно не только для реализации собственных проектов, но и для поддержки множества других. Это не является ни положительным, ни отрицательным фактором – просто так сложились обстоятельства. Если быть абсолютно честным, я бы с удовольствием переключился от организационной и административной деятельности к творчеству.
Дмитрий кратко охарактеризовал свой творческий путь одним предложением?
Чтобы достичь желаемого, этому человеку пришлось пройти тысячи километров и пережить немало трудностей.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.