Десятая Муза

Десятая Муза

Нередко можно слышать, что все гениальные поэты мужчины.
Если брать века не столь далёкие от нас, то возможно это и так. И объяснение этому простое – женщины не имели доступа к образованию и не имели возможности раскрыть свои таланты.

«Девять лишь муз называя, мы Сапфо наносим обиду.
Разве мы в ней не должны музу десятую чтить?».
(Платон «К Сапфо» – перевод О. Б. Румер).

Однако в века, где у женщин была такая возможность, талантливые поэтессы были. И, наверное, самая яркая из них Сапфо или Сафо. Её признают гениальной и величают «царицей поэтов».

Считается, что именно Сафо, как бы сориентировала всю последующую поэзию, обозначила её возможности и указала пути развития. Так что, наверное, не зря Платон назвал её «десятой музой». А Страбон называл Сафо чудом и был уверен в том, что «напрасно искать в истории женщину, которая в поэзии могла выдержать хотя бы приблизительное сравнение с Сафо».

И в тоже время нам трудно судить о творчестве Сафо, так как до нас дошли лишь отдельные её стихи, фрагменты, одиночные строчки. Вот и приходится опираться на высказывания её современников и тех, кто жил в близкие к ней времена, когда ещё имелись в достаточном объёме подлинники её творений.

Считается, что творчество Сафо оказало большое влияние на таких известных поэтов Древнего Рима, как Катулл и Гораций. Сократ называл её своей «наставницей в вопросах любви», имея в виду любовную лирику поэтессы. Вторил ему Овидий, восклицая – «Сафо воспламеняет во мне любовь к моей подруге!» И призывал – «Заучивайте наизусть Сафо, – что может быть страстнее её!».

О жизни Сафо мы тоже мало знаем. Доподлинно известно, что эта древнегреческая поэтесса жила на острове Лесбос. Долгое время она возглавляла школу для знатных девушек, обучая их музыке, поэзии и танцам.

Главной темой лирики Сафо была любовь и красота. Но именно из сохранившихся фрагментов её лирики и некоторых других источников черпаются сведения о жизни Сапфо. Большая часть из них похожа на предположения.

Даже даты её рождения и ухода весьма условны – 630/612 – 572/570 до н. э. Есть мнение, что родилась она около 620 года или чуть позже.

Например, Евсевий Кесарийский пишет, что Сафо была уже известной поэтессой к первому или ко второму году 45-й или 46-й Олимпиады (между 600 и 594 г. до н. э.).

По одним предположениям Сапфо родилась на острове Лесбос, по другим попала туда позже, а место её появления на свет то ли в Митилены, то ли Эрес. Отец, Сафо которого звали Скамандроним, принадлежал к знатному аристократическому роду, но в тоже время занимался торговлей, или как бы сейчас сказали – бизнесом и нажил немалое состояние.

Мать Сапфо звали Клейс. Кроме неё в семье было ещё три брата: Эригий (или Эуригий), Ларикус и Харакс. В одном из дошедших до нашего времени папирусе говорится, что старшего брата Сафо звали – Харакс, но любила она больше всех младшего брата Ларикуса.

Судя по описанию обстановки в сохранившихся фрагментах стихов, жила семья богато. Младший брат служил в здании администрации Митилены, где удостаивались чести служить молодые люди только из самых знатных семейств.

О матери Сафо не известно ничего, кроме имени. Но писать стихи Сафо начала очень рано, при жизни матери, так как в некоторых фрагментах она обращается непосредственно к ней. Например, в 102 фрагменте есть обращение к «милой маме». Есть версия, что Сафо рано осиротела и родственники отдали её в школу гетер. Но в этом случае её, скорее всего, путают с другой Сафо – куртизанкой Сафо Эфесской, которая жила много позднее и не имела никакого отношения к поэтессе Сапфо.

В середине VII в. до н. э. в Митиленах была отменена царская власть, и управление городом перешло к олигархии царского рода Пенфилидов. Но в результате заговора Пенфелиды были свергнуты, и между аристократическими родами разгорелась борьба за власть. В 618 до н. э. власть в городе удалось захватить Меланхру, которого древние назвали первым в истории тираном.

Но вскоре его убили, и появился новый тиран Митилен – Мирсил, который вознамерился избавиться от всех представителей старой знати. Среди них был и род Сапфо. Родителей уже не было в живых, а семнадцатилетняя Сапфо вместе с братьями в спешке покинула остров. Было это приблизительно, по утверждениям историков, между 612 и 618 до н. э.

И вплоть до смерти Мирсила между 595 и 579 до н. э Сапфо находилась в изгнании в Сиракузах на острове Сицилия.

Вернувшись на Лесбос, поэтесса поселилась в городе Митилены. Поэтому иногда её называли в разных письменных источниках Сафо Митиленской.

Социальный статус женщин на острове Лесбос был практически равен статусу мужчин, в отличие от других областей Древней Греции. Часть семейного имущества передавалась и по женской линии.

Вскоре Сафо вышла замуж за богатого андрийца Керкиласа и у супругов родилась дочь. В Оксиринхском папирусе написано, что девочку поэтесса назвала в честь матери Клейс.

По-видимому, любовь Сафо была к ребёнку безгранична. Она посвятила дочери целый цикл стихов. В одном из сохранившихся фрагментов есть такие строки – «У меня есть прекрасное дитя, похожее на золотистые цветки, моя дорогая Клейс, которую я не отдала бы за всю Лидию…». В другом фрагменте поэтесса пишет о красных сандалиях для дочери.

Но, увы, вскоре муж Сафо и ребёнок умерли. Причины и обстоятельства в истории не сохранились.

О внешнем облике Сапфо тоже сохранились разноречивые сведения. Кто-то пишет, что она обладала необыкновенной красотой, её голубые глаза зачаровывали, а золотые волосы соперничали по блеску с лучами солнца.

Алкей, современник Сапфо, писал: «С фиалковыми кудрями, чистая, нежно улыбающаяся Сапфо». Другие утверждают, что она была смуглолицей, темноволосой и небольшого роста. Так философ III века Максим Тирский называл Сапфо «смуглой и невысокой». Оба описания сходятся на глазах, завораживающих собеседника.


Десятая Муза

Тот же Максим Тирский считал, что в отношениях с подругами Сапфо была похожа на Сократа… И его слова: «Как иначе можно назвать любовь этой лесбийской женщины, если не искусством любви Сократа? Ведь они, кажется мне, понимали любовь по-своему: она любила женщин, он – мужчин. Ведь они, как говорят, любили многих, и были увлечены всем прекрасным. Кем были для него Алкивиад, Хармид и Федр, тем были для неё Гиринна, Аттида и Анактория…»

Современники называли Сапфо страстной. Любовь Сапфо понимала, как стихию – «сладостно-горькое чудовище, от которого нет защиты». Именно так она и передавала её в своих стихах.

Сафо основала школу риторики и поэзии – «Дом Муз», в которой и обучала девочек поэзии и музыке. К сожалению, никто из её учениц не достиг высот своей учительницы.

Нередко приходится слышать о лесбийской любви поэтессы к своим подругам и ученицам. Но кто знает, вполне возможно, что по большей части это выдумки завистников и ханжей последующих веков. Известно, что на острове процветал культ Афродиты и женственности, так что нет ничего удивительного в том, что подруги обменивались нежными лирическими посланиями.

Апулей передаёт услышанную им историю о том, что Сафо влюбилась в жену своего брата Харакса Родопу, красавицу рабыню, которую он выкупил у бывших владельцев в Египте и привёз на Лесбос. Будто бы Сапфо до такой степени потеряла голову от любви, что перестала владеть своими эмоциями, и брат был вынужден уехать вместе с Родопой.


Десятая Муза

Но скорее всего это всего лишь миф. Как и история о смерти Сафо. Будто бы она влюбилась в молодого и красивого перевозчика Фаона, который не ответил ей взаимностью. И Сафо не нашла ничего лучшего, как покончить жизнь самоубийством, бросившись вниз с Левкадской скалы.

В мифе говорится и о том, что однажды Фаон перевозил в своей лодке саму Афродиту, и она в благодарность подарила ему любовное зелье, благодаря которому в него влюблялись все женщины.

Историки же опираясь на сохранившиеся фрагменты стихов Сафо, считают, что она дожила до глубокой старости.

Но главное достояние, конечно, лирика Сафо, её умение передать очарование окружающей природы и чувства людей. Её собственное звучащее в строках «Я» поражает своей открытостью и страстностью.

Кроме того к заслугам Сапфо относится то, что она ввела в стихосложение несколько ритмических образцов. Некоторые из них названы её именем – Большая и Малая Сапфические строфы.

Малую Софическую строфу первым использовал в латинском языке Катулл, а затем и Гораций.

По словам современников Сафо, изобрела так же плектрон – палочку, при помощи которой извлекался звук струнного инструмента.

Солон, услышав однажды одно из стихотворений Сапфо, попросил своего внука читать его до тех пор, пока не выучил его наизусть, сказав при этом, что «не желал бы умереть, не зная его на память».

Сохранились изображение поэтессы на митиленских монетах, а так же мраморные и глиняные копии знаменитой статуи Сапфо, изваянной Силанионом.

Жаль, конечно, что до нас так мало дошло произведений великой поэтессы. Но при желании, можно закрыть глаза и представить Сафо с лирой в руках читающую свои стихи.

К Афродите

Пёстрым троном славная Афродита,
Зевса дочь, искусная в хитрых ковах!..
Я молю тебя, не круши мне горем
Сердца, благая!

Но приди ко мне, как и раньше часто
Откликалась ты на мой зов далекий
И, дворец, покинув отца, всходила
На колесницу

Золотую. Мчала тебя от неба
Над землей воробушков малых стая;
Трепетали быстрые крылья птичек
В далях эфира,

И, представ с улыбкой на вечном лике,
Ты меня, блаженная, вопрошала,
В чём моя печаль и зачем богиню
Я призываю,

И чего хочу для души смятенной.
«В ком должна Пейто, скажи, любовно
Дух к тебе зажечь? Пренебрёг тобою
Кто, моя Сапфо?

Прочь бежит – начнёт за тобой гоняться.
Не берёт даров – поспешит с дарами,
Нет любви к тебе – и любовью вспыхнет,
Хочет, не хочет.

О, приди ж ко мне и теперь от горькой
Скорби дух избавь и, что так страстно
Я хочу, сверши и союзницей верной
Будь мне, богиня.

(Перевод В. В. Вересаева)


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.