В последнее время многие модницы интересуются: что такое охабень, как появилось это слово и предмет одежды? Если говорить коротко, охабень – это традиционный русский костюм, который носили представители знати с XV по XVIII век. Как правило, охабень надевали и мужчин, и женщин.
Охабень в истории и современных коллекциях
Современные тенденции в моде предлагают широкий выбор верхней одежды: помимо пальто и курток, в коллекциях представлены шубы, дубленки, тренчи, бушлаты и накидки. С каждым сезоном ассортимент новых моделей постоянно расширяется. Но с какими элементами традиционного костюма связано такое обилие вариантов? Фрески в храмах, гобелены, витражи и скульптуры способны пролить свет на множество вопросов. Записки путешественников, летописи и письма, доставшиеся нам из разных уголков планеты, сохранили уникальные свидетельства, включая сведения об одежде наших предков. Правда, касаемо европейских стран, здесь значительно больше свидетельств, чем в России. Войны привели к утрате многих рукописей и ценностей. Тем не менее, из сохранившихся материалов можно выделить те элементы, которые, безусловно, оказали большое влияние на творчество дизайнеров. Рассмотрим некоторые из них, которые можно считать предшественниками современных накидок и пальто.
Охабень – история вещи
Охабень – вид верхней одежды, распространенный на Руси среди представителей высшего сословия. Мужчины и женщины носили его до XVIII века. Этот предмет гардероба служил нескольким поколениям русской знати, включая бояр и дворян. Охабень представляла собой распашную одежду, достигавшую щиколотки и застегивавшуюся на петлицы. «На ферязь надевали охабень… это длинное платье до самых пят, но гораздо шире, с прорехами под рукавами и с откидным четвероугольным воротником…» – так автор описывает быт и одежду русского народа. Воротник охабни мог достигать половины спины, а рукава отличались длиной и узким кроем. Их нередко завязывали сзади, хотя это не имело практической необходимости, поскольку руки продевали в сделанные спереди разрезы. Считается, что название «охабень» произошло от глагола «охабить» (охватить), что указывает на его функцию – накрывать одежду, надетую под ним.
Опашень, являясь одним из видов охабни, представлял собой летнюю одежду. Название этого предмета гардероба указывает на способ его ношения – «наопашь», то есть внакидку. Характерной особенностью были длинные рукава, ниспадающие по бокам фигуры, а воротник отсутствовал. Изготавливали опашень, как правило, из легких тканей.
Что такое ферезея
В XVII веке в гардеробе русской знати появилось еще одно изделие – ферезея. Ферезея представляла собой дорогую парадную одежду с откидными рукавами, подкладкой из ценного меха и меховым воротником. Она изготавливалась из парчи и украшалась драгоценными камнями. Иногда ферезея включала воротник-козырь. Эту одежду предпочитали носить представители высшего сословия, включая правителя государства.
Одежда могла застёгиваться на пуговицы с накладными петлями или завязываться завязками. В период с XIV по XVI века ферязь носили бояре, князья и даже великий государь. По свидетельству многих иностранцев, посетивших Россию в те времена, ферязь часто служила домашней одеждой, поэтому при выходе из дома на неё надевали ферезею. Ферязь нередко надевали лишь на правый рукав, собирая остальную одежду в многочисленные складки, при этом левый рукав свободно ниспадал до пола. Перечисленная одежда XIV–XVI веков, как правило, составляла гардероб представителей высших сословий – бояр и дворян, поскольку детали одежды и особенности её ношения указывают на то, что владелец не занимался физическим трудом. На Руси наиболее ценную и декоративную одежду обычно носили поверх кафтана. Более того, в записях иностранных путешественников упоминается, что русские часто надевали на себя сразу несколько слоев одежды. Иностранные послы, посещавшие царский двор, были поражены его великолепием, единогласно отмечая, что он был буквально покрыт золотом. Одежды, сшитые из роскошных тканей, отличались богатым декором: их украшали жемчугом, драгоценными камнями, эмалью, а также золотыми и серебряными пуговицами. Для изготовления одежды часто применяли атлас, шелк, парчу и объярь. Последнюю ткань получали особым способом, используя золотые или серебряные нити. Иногда объярь украшали узорами. На Руси эта ткань была известна с XIII века. Дорогие одежды, изготовленные из нее, передавались по наследству согласно описям и предназначались для потомков знатных родов. Несмотря на то, что русские народные костюмы принадлежали не только состоятельным людям, великолепие и роскошь в них встречались довольно часто, что открывает широкие возможности для современной дизайнерской интерпретации.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.