Белорусский национальный костюм представляет собой традиционную крестьянскую одежду, украшенную языческой символикой в виде орнаментов, а также шляпу, происходящую из Трансильвании.
Национальный или народный белорусский костюм, подобно национальным костюмам других европейских народов, в XIX веке на основе народной традиционной одежды, которую крестьяне носили на протяжении столетий. Особенность народного костюма заключается в том, что это одежда простых людей, практически не подвергавшаяся изменениям на протяжении многих веков. В отличие от костюмов аристократов, которые, как правило, менялись в соответствии с общеевропейскими модными тенденциями. Лен являлся основным материалом, используемым при создании белорусского народного костюма. Как и у других народов, наряду с льном, для изготовления одежды изначально применялась шерсть. Белорусский народный костюм украшался орнаментом. Традиционно женский костюм отличался наиболее богатым декором. В мужском же костюме вышивка орнаментов обычно ограничивалась рубашкой. Мужской костюмБелорусский народный мужской костюм включал в себя штаны и рубаху. Летние штаны обычно изготавливались из полотна, а зимние – из сукна. На территории Беларуси мужские штаны называли по-разному: «нагавицы», «ганавицы», «порты». Региональные различия влияли на наименование штанов. В каждом регионе существовали и свои характерные детали. Например, в Витебской области в XIX веке были распространены штаны с круглой вставкой и широким шагом, которые называли «кроклами» или «кроквами». Предположительно, эти названия связаны со словом «крок», что по-белорусски означает «шаг». Это также характерная черта народного костюма. В каждом регионе, даже в пределах одной страны, крестьянская одежда, сохраняя общие черты, обладает уникальными особенностями. Таким образом, народный костюм любой страны можно рассматривать как своего рода компромисс между различными региональными вариантами одежды. Мужскую рубаху в белорусском народном костюме обычно изготавливали из домотканого полотна. Её украшали орнаментом. Рубаху надевали навыпуск и подпоясывали. Мужская верхняя одежда включала в себя свиту. Свита представляла собой одежду, имеющую прямой, напоминающий халат, крой. На территории Беларуси чаще всего встречались свиты прямого кроя, хотя существовали и модели, расширяющиеся книзу. Как и рубаху, свиту надевали с поясом. В зимнее время верхней одеждой служил кожух. В белорусском народном костюме пояс являлся неотъемлемой частью мужского гардероба. Например, пояс в одежде шестнадцатого века выполнял полезную функцию: к нему крепился небольшой мешочек для хранения денег и мелочей. Пояса изготавливали из сукна или полусукна. В полусуконных поясах основа составлялась из льна, а уток – из сукна. Кроме того, использовались вязаные и плетеные пояса. Орнаментом украшали все виды поясов. В белорусском народном костюме мужские головные уборы включали шляпу брыль и магерку. Для зимнего периода характерны меховые шапки, такие как аблавуха. Брыль – это шляпа, отличающаяся широкими полями, которая могла изготавливаться как из соломы, так и из войлока. Магерка – валяная шапка без полей, обычно белого цвета. Подобные шапки были распространены не только в Беларуси, но и в Украине, а также в Польше. Название происходит от слова «mаgуаr», что означает «венгр». Предполагается, что такая шапка возникла в XVI веке во время правления короля польского и великого князя литовского Стефана Батория. С этого времени магерка стала неотъемлемой частью белорусского национального костюма. Сам король Стефан Баторий происходил из Венгрии, а именно из Трансильвании. Его племянницей была Елизавета Батори, которая вошла в историю как кровавая леди Батори. Король Стефан Баторий оставил заметный положительный след в истории. Следует отметить, что последние годы жизни трансильванский правитель Стефан Баторий провел в Гродно, где тогда располагалась его королевская резиденция. Женский костюмБелорусский женский народный костюм включал в себя рубашку, украшенную богатой вышивкой, юбку, безрукавку и фартук. В разных регионах Беларуси юбки имели различные названия. На их наименование также мог влиять цвет: например, совершенно белая юбка называлась «бяляк», а синяя – «синька». От материала изготовления также могли зависеть названия юбок, так, юбку из набивной ткани называли «набойка». Зимой популярными были шерстяные юбки, известные как андарак. Считается, что это слово произошло от немецкого «unterrock», что в немецком языке означает нижнее платье. Первоначально этот термин был заимствован поляками, а затем перешел и в белорусский язык, где он стал обозначать шерстяную юбку – андарак. В Беларуси безрукавки также были известны под названиями «гарсет» или «кабат», а также встречались варианты «станик», «каптан» и «нагрудник». Длина безрукавок варьировалась – от коротких, до талии, до более длинных моделей. Конструкция безрукавок предусматривала как застежку на пуговицы, так и шнуровку спереди. Фартуки изготавливали из полотна и фиксировали на талии с помощью лент. Как и женские рубахи, они отличались богатой вышивкой с орнаментами. Женщины использовали платки, чепцы и намитки в качестве головных уборов. Намитка, также известная как наметка, являлась головным убором замужней женщины. Это был длинный, достигавший 3 метров, прямоугольный кусок ткани, который повязывали вокруг головы, прикрывая при этом и голову, и шею. Кожаная обувь, как мужская, так и женская, была распространена еще в период Киевской Руси и Полоцкого княжества. С XIX века высокие кожаные сапоги стали элементом белорусского народного мужского костюма. Однако, крестьяне также использовали плетеные лапти. ОрнаментОрнамент играет значительную роль в белорусском народном костюме. Использовались узоры при вышивке как мужских, так и женских рубашек, а также юбок и фартуков. Белорусский орнамент обладает богатой и древней символикой, уходящей корнями в языческие традиции. В Беларуси узоры орнамента чаще всего наносились красными нитями на белую ткань, например, на белые рубахи, фартуки и юбки. Кроме того, орнаменты вышивали не только на одежде, но и на полотенцах. Еще в середине XX века пожилые женщины в сельских деревнях сохраняли память о том, что узоры орнамента – это не просто декоративные изображения. Они знали, что эти узоры являлись символами, обладающими определенным значением. Эти символы могли служить пожеланиями счастья молодоженам или же выступать в роли оберегов. Встречались также символы, отражающие годовой цикл и праздники, посвященные сбору урожая, ведь солнце и хлеб имели первостепенное значение в жизни крестьян. Кроме того, в орнаментах встречались символы, связанные с погребальными обрядами. Вышивая орнаменты на одежде или рушниках, мастерицы в старину могли создавать целые фразы с помощью символов. Они наделяли декор костюма определенным значением. Таким образом, для крестьян орнамент выполнял не только декоративную функцию, но и являлся оберегом, и своеобразным заклинанием.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.