Бархат – благородный материал, достойный королей и сам являющийся королем тканей. Бархат традиционно являлся символом благосостояния, связи поколений и почтения. Его название происходит от немецкого слова Barchent. Жители Апеннинского полуострова первыми признали красоту бархата, после них его оценила французская знать, а затем – англичане и русские.
Бархат – это ворсовая ткань, характеризующаяся мягкой и пушистой лицевой стороной. Для его изготовления могут использоваться различные основы, такие как шёлк, хлопок или шерсть.
При прядении ворсовую нить вытягивают с помощью специальных инструментов и металлических прутков, формируя на лицевой стороне петельки. Эти петельки могут быть разрезаны или оставлены без разрезания. Если петельки разрезаны, бархат классифицируется как разрезной, а если нет – как неразрезной или петельчатый.
Существуют различные мнения относительно того, кто именно разработал технологию производства бархата: одни историки считают, что это сделали китайцы, другие – мастера из древней Индии. В любом случае, бархат проник в Европу с Востока в XII веке. В Европу поставлялись византийский и арабский бархат, однако спрос на него был очень высок, поскольку потребители быстро оценили его мягкость, нежность и способность к красивой драпировке. За эту ткань были готовы платить значительные суммы, её стоимость сопоставима с ценой на редкие ювелирные изделия.
В 1247 году в Венеции местные ткачи изготовили необычайный по красоте бархат на шёлковой основе с золотой нитью. Этот бархат имел довольно трудоёмкое изготовление, применялись дорогие красители. Венецианский бархат получил статус самой престижной ткани. Затем роскошную ткань начали производить ткачи Генуи, Флоренции, Милана.
В XIV веке в Италии производили бархат различных цветов. Этот материал пользовался огромной популярностью, а в период поздней готики и Ренессанса стал изготавливаться с узорами. Рисунки для бархата нередко создавались известными художниками. В эпоху барокко начали выпускать многоцветный бархат.
Королевские особы и придворная знать, а также представители высшего духовенства, носили праздничные одеяния из бархата, которые украшались золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями. Самые зажиточные люди использовали бархат для пошива плащей, поясов и попон для лошадей, часто с геральдическими символами. Даже светская знать стремилась продемонстрировать свой статус и положение в обществе, выбирая бархатные шапки.
В каждой семье бережно хранили бархатные наряды, передавая их от одного поколения к другому. В завещаниях бархат нередко упоминался после недвижимости, но перед драгоценностями и деньгами. Самые состоятельные и знатные демонстрировали бархат не только в одежде, но и использовали его для обивки мебели, драпировки стен, а также для оформления военных шатров и погребальных повозок.
Во Франции постепенно увеличивалось производство бархата, однако высокий спрос на него сохранялся. Бархатные наряды были дорогими, и тщеславные модники тратили большие суммы, чтобы приобрести такую одежду. Наибольшие запасы бархатных тканей концентрировались в Италии.
Венецианцы считали пурпурный цвет наиболее ценным и уважаемым для знатных людей, и в знак уважения к важным гостям, приезжавшим в их город, дарили им изысканные одеяния из пурпурного бархата. В Венеции XVI века не было места, где можно было бы найти такое обилие тканей. Во время крупных празднеств залы дворцов, церкви, гондолы, фасады зданий и даже площади украшали бархатом, парчой и коврами необычайной красоты.
Чтобы обеспечить себя бархатом, французские короли Карл VIII, Людовик XII, Франциск I и Генрих II прибегали к импорту из Италии. Военные действия, которые они вели на территории Италии, наносили ущерб местным производителям и торговцам роскошных тканей. Чёрный бархат считался отличительным цветом французской монархии.
Восхищение бархатом достигло такой степени, что многие богатые семьи во Франции оказались на грани разорения. В ответ на это король Франции Франциск I в 1543 году издал запрет на ношение бархата для дворян. Однако уже в 1547 году новый король Генрих II отменил этот указ, но обязал придворную знать надевать бархатные наряды исключительно на официальных церемониях. В дальнейшем были введены ограничения на ношение бархата и для представителей других сословий, которым разрешалось использовать бархатные элементы лишь в качестве декоративных деталей. Неограниченная свобода в выборе бархатных нарядов была предоставлена только членам королевской семьи.
После смены монархов ситуация повторилась: придворные, стремясь к самолюбованию, тратили огромные средства на роскошные одеяния.
В период с конца XV по XVI век наибольшие запасы бархата, известного как «мохнатый шёлк», принадлежали Венеции и Франции. Стоит учитывать, что средневековый бархат отличался высокой плотностью и значительным весом, что делало передвижение в одежде из него затруднительным и позволяло лишь двигаться с достоинством и величием.
Во второй половине XVIII века новые технологии ткачества сделали возможным производство тонкого бархата по более низкой цене. Это позволило людям с более скромным достатком использовать его для пошива жилетов, панталон, сюртуков, платьев, шляпок и туфель. Эффектным дополнением стал чёрный бархатный ленточный воротник, который женщины использовали для подчеркивания красоты и белизны кожи.
На портретах, созданных известными художниками и изображающих монархов и представителей высшего общества, они запечатлены в роскошных бархатных одеяниях.
Ж. Фуке. Портрет Карла VII, 1444.
Тициан создал портрет дожа Андреа Гритти.
Наполеон Бонапарт хотел, чтобы его портретировали в красном бархатном одеянии на фоне бархатных драпировок. Во времена Наполеона текстильное производство стало краеугольным камнем французского процветания. Он стремился продемонстрировать высокое качество работы французских ткачей по сравнению с итальянскими.
Жан-Огюст Доменик Энгр, картина «Наполеон на императорском троне», 1806 год
В истории человеческих страстей бархат играет столь же значимую роль, как и стремление к драгоценностям и металлам.
ХХ век, с его провозглашенной свободой и демократией, должен был, казалось, отказаться от королевской ткани, символизирующей аристократизм. Однако новые технологии сделали бархат ещё более роскошным и доступным, а способы его применения позволили примириться с идеями свободы и демократии. Он по-прежнему остаётся любимым материалом для кутюрье. В 1938 году публика могла бы быть удивлена – знаменитая Мадемуазель отошла от своих принципов и создала костюм из бархата. За Шанель последовали другие известные кутюрье – Скиапарелли, Бальмен, Роша, Фат, Диор, Живанши, Унгаро, Вествуд, Готье, Ив Сен-Лоран (его женский смокинг из бархата) и многие другие дизайнеры.
Бархат дарит ощущение счастья и тепла, и он не собирается покидать подиум, продолжая своё триумфальное шествие, как и сотни лет назад.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.