Мода охватывает всё: от одежды, обуви, причёсок и декоративной косметики до интерьера, архитектуры, автомобильного и ландшафтного дизайна. Она оказывает влияние даже на поведение людей, на этику общения, и уж тем более на кулинарию и парфюмерию. Однако, когда речь заходит о последних двух областях, применение термина «мода» кажется неуместным, ведь салат «Оливье» давно стал привычным блюдом, а «пожарские» котлеты, хотя и требуют значительных усилий при приготовлении и занимают много времени, также уже не кажутся необычными. В то же время, мода на суши пришла относительно недавно.
Как можно охарактеризовать моду в парфюмерии? Существует мнение, что у каждой эпохи свой характерный аромат. Однако, вне зависимости от времени, популярны композиции, сочетающие легкость и сладость, цитрусовые и чувственные ноты, зелень и цветы, древесные аккорды и глубину. Это объясняется тем, что люди разные, и каждый находит что-то привлекательное в разных ароматах.
И всё-таки…В Советском Союзе в предвоенные годы ощущались ароматы трех известных парфюмерных композиций – «Красной Москвы» (среди самых дорогих духов — женственные ароматы «Манон» и «Красный мак».
«Парфюмер Давид Гарбер разработал аромат «Красный мак» и с 1936 года занимал должность технического директора «Новой Зари», или главным парфюмером. Парфюм был создан им в период с 1927 по 1928 год. Духи вдохновлены одноименным балетом Глиэра и пользовались популярностью у многих поклонниц на протяжении почти полувека.
Стремясь перенять «бывшие» ценности прежней аристократии, новая партийная элита нередко посещала театр, где особое уважение пользовался классический балет. Выпуск духов «Красный мак» стал закономерным продолжением этого интереса. В соответствии с французской системой классификации, духи «Красный мак» относятся к восточной группе.
В композиции аромата нашли отражение китайские мотивы, извечная тема любви между прекрасной Тао Хоа и советским капитаном, а также образ цветка красного мака, символизирующего любовь и победу.
Пристрастие Европы ко всему китайскому (стиль шинуазри) взаимодействие с китайской культурой не было единичным случаем, а в советский период приобрело специфические формы. Оно началось ещё в конце XIX века с поставок китайского чая через Сибирь. В России высоко ценили чай, особенно тот, что доставлялся сухопутным путём. Английский чай, перевозимый морским путем, пользовался меньшей популярностью, поскольку считалось, что он впитывает влагу, и это действительно имело место.
В те же годы русские возвели в Китае первую православную церковь. Китайский чай, сюжеты и образы китайских красавиц в поэзии, пейзажи, отличающиеся обилием цветов и нежными оттенками, а также изделия ручной работы – вышивка, в особенности сумочки, эмаль, резная кость, – получили широкое распространение в Российской империи до революции. С приходом советской власти, по мере восстановления страны после потрясений революций, переворотов и гражданских войн, эта тенденция сохранилась. В этот период было выпущено множество духов, пудр, мыла и других товаров с оформлением в китайском стиле.
Чтобы приобрести китайский крепдешин, приходилось стоять в очереди практически целыми днями, но нормой было получение всего 2,5 метра на человека. Парфюмерия превратилась в символ новой роскоши, доступный лишь советской элите. По аромату можно было определить социальный статус человека.
Помимо изысканной кухни, модной одежды, отдельного жилья и дорогостоящих духов – атрибутов привилегированных слоев населения, – существовала иная реальность, определяемая продуктовыми талонами, и испытавшая на себе все «великие перемены» в период коллективизации и индустриализации. Эта жизнь позволяла лишь мельком наблюдать за частной жизнью элиты, которая зачастую не соответствовала провозглашаемым идеалам «детей народа». Тем не менее, фабрика «Новая Заря» и дальше выпускала эти изысканные духи на протяжении нескольких десятилетий, чей пряный аромат пленял и волновал поклонниц.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.