Аня Чиповская: о том, почему люди остаются людьми, несмотря на перемены

Аня, я понимаю, что вы тщательно подходите к выбору проектов. Что же привлекло вас в «Пророке»?

Сценарий привлек меня тем, что он предлагает не реальную историю, а некое волшебство, иллюзию. Мне понравился масштаб повествования и появилась возможность сотрудничать с режиссером Феликсом Умаровым, о котором я ранее знала лишь немного. Он – настоящий визионер! Понаблюдав за его работой, я увлеклась процессом. Это было до того, как я узнала, кто будет играть Пушкина. Помимо Юры, на эту роль рассматривались и другие кандидаты.

И как вам в роли графини Воронцовой?

Безусловно, не стоит проводить параллели между реальной Елизаветой Воронцовой и героиней фильма — мы создали художественное произведение, а не документальную биографию. Главное заключается в том, что Воронцова была тонко чувствующей и умной женщиной, она вдохновляла Александра Сергеевича и обладала способностью видеть в нем гения, направляла его и во многом формировала его вкус и стиль. Графиня пользовалась невероятным статусом, являлась звездой своего времени и была настоящей модницей. Поэтому на съемочной площадке у меня было несколько самых красивых платьев. Помню, на первой примерке я простояла больше четырех часов, пока макеты будущих нарядов подгоняли по фигуре. Также у моей героини аутентичное нижнее белье и корсеты, это очень помогает в актерской работе— начинаешь сильнее верить в предлагаемые обстоятельства.

У вас уже не первый фильм, посвященный историческим событиям. Неужели у вас сформировались собственные приемы, позволяющие воссоздать атмосферу прошлого?

Чтобы переместиться в любую точку, я всегда следую за персонажем — это мой единственный секрет. Не имеет значения, отправляюсь ли я на три столетия назад или всего на год вперёд. Эпохи сменяют друг друга, но человеческая природа остаётся неизменной. На наши поступки влияют те же чувства, что и всегда: любовь и ревность, страх и стремление к власти, зависть, и многое другое…

И что же из этого роднит вас с Воронцовой?

Я искренне восхищаюсь талантливыми людьми и готова им многое прощать. Легкость и авантюризм княгини вызывают у меня восхищение – в этом мы схожи. Однако она, безусловно, намного мудрее меня. Даже несмотря на мою любовь к Александру Сергеевичу, она сумела разорвать отношения на пике их развития, не позволив прекрасной любви угаснуть и не превратиться в обременительное чувство. Не каждой женщине под силу подобный поступок.

Феликс Умаров был помощником режиссера на съемочной площадке?

Хотя я была восхищена его работой, мне потребовалось время, чтобы понять его подход. Первое время было даже непросто — Феликс кажется очень замкнутым человеком. Иногда мне казалось, что он не испытывает ко мне симпатии, и я задавалась вопросом о цели моего присутствия. Однако затем я заметила, насколько он глубоко погружен — в вас, в вашу роль. Ему необходимо, чтобы все было безупречно. Теперь я могу с уверенностью сказать: ни с одним другим режиссером я бы не смогла пройти этот путь. Феликс стал для меня настоящим открытием. Хочется верить, что после съемок мы стали добрыми друзьями.

Для съемок фильма «Пророк» актерам пришлось осваивать новые навыки. Юра Борисов признавался, что впервые в своей карьере исполнял вокальные партии и танцевал…

Нет, меня пощадили. (Смеется)

Как вам, кстати, с Юрой работалось?

Юра – замечательный человек. Он обладает доброй и открытой душой и является прекрасным партнером. Наблюдать за его работой на съемочной площадке – истинное удовольствие, ведь ему не нужны повторные дубли, он постоянно экспериментирует. Такая игривость, свойственная его актерской натуре, не может не восхищать.

Что думаете о его успехе на Западе?

Очень приятно видеть, когда усердный труд вознаграждается такими результатами. Здесь важны и везение, и благоприятные обстоятельства, но прежде всего – трудолюбие, ведь без него ничего не достичь. Я горжусь тем, что работы Юры и Марка получили международное признание, поскольку они, безусловно, заслуживают этого. Быть первым русским актером, номинированным на «Золотой глобус», – это серьезное испытание. Я уверена, что Юра справится с ним достойно.

Если говорить об актерских партнерах, с кем сложились наиболее теплые взаимоотношения? Есть ли у вас приятели среди актеров?

Мне нравится сотрудничать с Денисом Шведовым, Даниилом Воробьевым, моим однокурсником Артемом Быстровым… Их достаточно много.

А бывали ли несовпадения на площадке?

Иногда бывает, что люди оказываются несовместимы – у них разные характеры или взгляды на профессиональную деятельность. Однако, работа остается работой. Я не склонен переносить личную неприязнь в рабочую обстановку.

Вы как-то отмечали, что вас от ролей привлекательных героинь на экране спасет только пенсия. Однако, говоря о вашей графине Воронцовой, стоит признать, что это очень красивая женщина…

Невозможно питаться исключительно жареной картошкой, даже если испытываешь к ней большую любовь. Вкусы требуют разнообразия: хочется и яичницу, и пасту, и пиццу. Постоянное повторение одного и того же приводит к утрате удовольствия. То же самое относится и к актерскому мастерству. Безусловно, замечательно исполнить роль Воронцовой, но иногда возникает желание перевоплотиться в некую сверхъобычную девушку из города N и отправиться с режиссером Ксенией Зуевой в далекое путешествие. Мне интересно создавать образы совершенно разных героинь. Однако кино – это искусство, основанное на типах. Не всегда те характеры, которые тебе интересны, будут предложены для исполнения. Продюсеры и режиссеры могут полагать, что подобные персонажи должны выглядеть иначе, иметь другую историю. Но я довольна тем, что в последнее время мне все чаще предоставляется возможность выходить за рамки привычного репертуара.

Возможно, вам требуется перерыв, возможность освободиться от привычной роли? Были ли у вас такие опыты, которые запомнились?

Когда речь заходит о сильном послевкусии, я бы привела в пример фильм «Вмешательство». Это был крайне болезненный опыт, охватывающий все аспекты — и физический, и нравственный. Образ моей героини Маши преследовал меня во снах. А днем я замечала, что совершаю поступки, не свойственные мне. Даже одежду, использованную для съемок, я больше не смогла надеть. Как правило, я легко расстаюсь с ролями, однако Маша почему-то задержалась.

Существуют ли различия в рабочем процессе при создании полнометражных фильмов и сериалов?

Основное отличие заключается в сценарии и составе команды. Для меня первостепенно личное восприятие, которое всегда является решающим фактором.

А роли на большие и маленькие делите?

Я не могу выбрать, поскольку люблю множество эпизодов как мирового, так и отечественного кино. Но если бы я согласилась на отсылку или небольшую роль, то они должны быть очень оригинальными. В первую очередь я поддерживаю качественный контент.

За более чем двадцатилетний опыт работы в этой сфере, мое самовосприятие в профессиональном сообществе претерпело изменения?

В студенческие годы, время, полное энтузиазма и беззаботности, возникало ощущение, будто способен на что угодно. Не было никаких колебаний, казалось, что ты имеешь право на все, что ты талантлив и что все должны тебя ценить. Однако с течением времени эти убеждения угасают. У меня, например, были периоды сильного беспокойства. Когда меня не принимали на работу, возникало ощущение, что проблема во мне, что я не способен на что-либо. Но это лишь отражение правил индустрии, которых огромное количество. Они беспристрастны и не учитывают человеческие чувства. И именно из-за таких переживаний ты начинаешь заново оценивать себя и обретать веру в собственные силы. Затем наступает момент, когда ты переступаешь черту нового бесстрашия и думаешь: «Да кому я что-то должен доказывать?». И начинаешь доказывать это уже себе. Получаются весьма любопытные эмоциональные колебания.

По чьим урокам вы формировались как личность? Какие наиболее важные знания и опыт они вам передали?

Это, безусловно, Константин Аркадьевич Райкин и Олег Павлович Табаков. Каждый из них следовал своему пути, однако оба передавали мне ценность честности в профессии. Я, откровенно говоря, склонна к лени. Полагаю, они это замечали и всячески старались это в мне скорректировать. Как-то во время одного из репетиций спектакля Олег Павлович заметил: «Зритель – это такой человек: все, что не относится к нему, ему и не нужно». Этот урок я запомнила надолго: в любой ситуации, будь то постановка «Генрих V» или «Утиная охота», необходимо узнавание. Чтобы человек, сидящий в зале, подумал: «Боже, это же про меня!».

Какие жертвы допустимы ради роли, а какие – абсолютно неприемлемы?

Откровенно говоря, я испытываю затруднения при ответах на абстрактные вопросы. Мне необходим конкретный запрос, чтобы я мог почувствовать внутреннюю реакцию.

А вот если бы предложили набрать вес, вы бы согласились?

Неприятно набирать вес! Я не люблю это, особенно учитывая мою склонность к вкусной еде. (Смеется) Но ради интересной роли, вероятно, согласилась бы на это. Однако меня больше беспокоит необходимость быстрого и значительного снижения веса. Сбросить вес несложно, но это может негативно сказаться на здоровье. Поэтому я бы очень серьезно обдумала подобное предложение.

В настоящее время вы работаете над постановкой «Тартюфа» Евгения Писарева. Критики описывают спектакль как «аристократически красивый». Приятно ли вам такие оценки? Или более эффективной является критика?

У меня прекрасные партнеры, и я признательна Евгению Александровичу за это предложение, поскольку уже немного потянусь к театру. За «аристократическую красоту», конечно, благодарна. Всегда радует, когда делают комплименты. И огорчает, когда наоборот. (Смеется) Поощрения мне ближе, чем наказание. Я ведь не садистка, чтобы любить кнуты.

Помимо актерской деятельности, вы развиваете музыкальную карьеру и выступаете с джазовыми концертами. Вероятно, это вполне закономерно, учитывая, что отец является джазовым музыкантом…

Я бы не назвала это карьерой, скорее источником вдохновения. Когда я пою, я не думаю ни о чем. Все проблемы и заботы отходят на второй план. Это похоже на безумно приятное приключение, на какую-то изюминку в моей жизни. Я выступаю с отцом и его джазовым оркестром, к счастью, меня приглашают. Недавно в кинотеатре «Художественный», во время подготовки к концерту, отец рассказал, что 70 лет назад в этом самом зале на трубе играл мой дедушка. Этот факт воодушевил меня на весь концерт — и вечер получился волшебным.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.