Серебряные украшения: антиквариат и винтаж

Русские серебряные украшения всегда отличались изысканностью и красотой. Развиваясь обособленно от западноевропейского ювелирного искусства, русская ювелирная традиция была тесно связана с народными обычаями. Уже в Киевской Руси существовали серебряные мастера, владевшие сложной техникой обработки драгоценных металлов и умело сочетавшие цветные камни, жемчуг, использовались золото, серебро, эмали. Однако не всем из них удалось в полной мере передать своё мастерство. Кто-то был потерян в водовороте ужасных и жестоких событий, кто-то оказался в плену в период татаро-монгольского ига, кого-то погубили княжеские распри. А уже в XV веке Иван III начал отправлять своих послов в Европу, чтобы лучшие мастера «…ехали к великому князю на службу».

Мастер применял разнообразные техники обработки в своих работах по серебру, однако русский стиль не исчез и продолжает проявляться в серебряных украшениях. Московские мастера особенно тяготели к русскому стилю. Именно они использовали народные мотивы и орнамент, а на серебряной посуде – исторические сюжеты, изображения городов и знакомые пейзажи.

История развития русского ювелирного дела представляет собой увлекательный и многогранный процесс.

Пётр I стремился демонстрировать великолепие и мощь Российской империи, однако сам он предпочитал использовать простую посуду, деревянные вилки и ложки, в то время как его подданные пользовались серебряной и золотой утварью.

В России промышленное освоение добычи серебра началось в 1740 году. Ранее серебро импортировалось из Европы. Именно тогда зародились и развились российские производственные мощности. Из серебра изготавливали разнообразные изделия, включая самовары, чайники, зеркала, светильники, часы и табакерки. Павел I даже сделал заказ на серебряные оконные рамы для Михайловского замка! Екатерина II носила платья из серебряной парчи, украшенные серебряной вышивкой, а также парик, сплетенный из серебряных нитей. Серебро использовали для вышивки и изготовления тканей.

В московском Серебряном ряду, где продавались изделия из золота и серебра, можно было найти широкий ассортимент ювелирных украшений, пользующихся популярностью: перстни как для женщин, так и для мужчин, цепочки, броши, серьги, запонки, пуговицы и другие предметы.

Восемнадцатый век ознаменовался расцветом стиля рококо. Дамы высшего общества украшали свои причёсы замысловатыми конструкциями, включающими парики, которые дополнялись металлическими заколками или шпильками, выполненными в форме цветов. Ажурные сканые цветы закреплялись на пружинках, благодаря которым они покачивались на голове у дамы даже при лёгком движении. Тогда же популярным украшением был склаваж. Изготовленный из драгоценного металла, и очень часто из серебра, бант-склаваж носили на ленте на шее. Красивые цветовые решения, пропорциональность деталей – всё говорит о высоком ювелирном мастерстве русских мастеров.

В XVIII веке серьги-банты становятся популярным украшением. Наиболее примечательные экземпляры были созданы тульскими мастерами. Несколько таких изделий хранятся в собрании Государственных музеев Московского Кремля. Также в коллекциях можно найти серебряные серьги-банты, украшенные авантюрином – камнем коричневого цвета с золотистым блеском, который был относительно редким в то время.

Русские мастера использовали удачное сочетание эмалей, серебра и драгоценных камней в своих ювелирных украшениях, что отличалось гармоничными пропорциями и мастерским владением ювелирными техниками.

Русское серебряное дело достигло наивысшего уровня и неразрывно связано с именами Густава и Карла Фаберже. Из серебряных волокон создавались изящнейшие узоры, напоминающие морозную живопись на окнах.

Внедрение новых методов добычи и переработки серебра, начатое в Америке в 1930-х годах, обеспечило возможность получения продукции высокого качества, отвечающей 925-й пробе. Благодаря этому изделия из серебра стали более доступными для широкого круга потребителей.

В 2000 году Кристиан Лакруа представил новую коллекцию, ключевыми элементами которой стали украшения из серебра.

В настоящее время российское ювелирное искусство достигло значительных успехов. Это стало возможным благодаря внедрению более современных технологий, использованию новых материалов, а также новаторским решениям в области пропорций и цветовых гамм. Многие девушки в России предпочитают украшения из золота и серебра. Вероятно, это связано с тем, что серебро позволяет ювелиру передать красоту северной природы и выделить достоинства северных женщин. Подобное, несомненно, объясняет увлечение девушек Севера этим металлом. Серебряные украшения, даже если их носить в большом количестве – например, несколько браслетов или колец – не выглядят безвкусно. Такой выбор подчеркнет ваш стильный или винтажный образ. Что же касается золота, то здесь важно соблюдать умеренность.

Семейные драгоценности, доставшиеся нам от бабушек и прабабушек, – это не только сверкающие бриллианты, сапфиры, изумруды или рубины, но и серебряные украшения: старинные серьги, подвески, банты-склаваж, броши. Хотя броши и не пользуются сейчас большой популярностью, поскольку главными поклонницами украшений являются молодые женщины и девушки, а брошь – это украшение, которое акцентирует достоинство и благородство. Тем не менее, старинные серебряные броши по-прежнему прекрасны, а тонкая работа мастера-ювелира прошлых лет привлекает и восхищает. В настоящее время в ювелирном искусстве наблюдается возвращение к русской классике.

Серебряные украшения можно охарактеризовать как старинные, культовые и ультрамодные. Они сочетают в себе черты старины и актуальности, не подвержены влиянию времени.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.