Уверена, на вопрос о самом известном иконописце, большинство, не раздумывая, ответят «Андрей Рублев». А что еще мы знаем о нем?.. 17 июля – день памяти преподобного Андрея Рублева. Давайте сегодня поговорим о «виновнике» этой даты побольше.
Что нам известно о жизни Андрея Рублева?
Сведения о Рублеве очень скупы, а порой историки говорят о совсем разных фактах из его жизни. Так, одни уверены, что родился он в 1340-х годах, другие – что в 1370-х. Одни говорят, что произошло это в Московском княжестве, другие – в Великом Новгороде. Одни утверждают, что прозвище «Рублев» указывает на происхождение из семьи ремесленника: инструмент для обработки кожи называли «рубель». Другие уверены, что происходил он из знатной и богатой семьи – поскольку такую фамилию в те времена носили только люди высокого статуса.
Более того – доподлинно неизвестно, как же на самом деле звали мастера иконописи, ведь Андрей – это монашеское имя. Какое же имя он получил при рождении (мирское) до сих пор остается неизвестным, есть только одна подсказка: по традиции монашеское имя брали на ту же букву, что и имя, даваемое при рождении, то есть скорее всего и имя святого начиналось на «А».
Монашеская жизнь Андрея Рублева связана с двумя московскими монастырями – Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым. В одном из них он и принял монашеский подвиг – разные исследователи до сих пор спорят о месте этого события. Но скорее всего, где бы это ни произошло, Андрей еще застал в живых преподобного Сергия Радонежского, который, как считается, скончался лишь в 1392 году. Тесно общался иконописец и с учениками Сергия Радонежского – историки даже прослеживают влияние известного тогда монаха на молодого инока.
Проследить путь иконописца-самородка не представляется возможным: монахи никогда не подписывали свои иконы, это считалось проявлением гордыни. Однако в летописях все же сохранились скудные данные о его работе. Так, одно из упоминаний относится к 1405 году, когда Феофан Грек, Прохор из Городца и Андрей Рублев занимались росписью Благовещенского собора Московского Кремля. Уже по одной записи о работе Рублева вместе с Феофаном Греком, можно понять, что инок Андрей достиг высот в своем искусстве. Почему? Для этого нужно понимать, кем был Феофан Грек – а был это прославленный византийский мастер-иконописец, который известен своими иконами и росписями новгородского и московских храмов.
Второе упоминание об Андрее Рублеве относится к 1408 году, когда он вместе с другим иконописцем Даниилом Черным расписывал Успенский собор во Владимире. Разница всего в три года, однако исследователям удалось установить, что за этот период у Андрея окончательно сформировался собственный стиль, у него появились не только помощники, но и ученики.
Упоминается Андрей Рублев в летописях еще дважды: в 1420, в связи с росписью Троице-Сергиева монастыря в Троицком соборе (Сергиев Посад Московской области), и в 1428 – с связи с росписью Спасского собора родного Спасо-Сергиева монастыря.
Еще одной работой, принадлежащей кисти Рублева, называют «Святую Тройцу», правда, возможные даты написания опять разнятся – то ли 1411, то ли 1420-е…
Скорее всего принадлежат его кисти «Звенигородской Чин» (три иконы – «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Михаил»), который сейчас хранится в Третьяковской галерее, а также «Владимирская Богородица» и часть миниатюр к «Евангелию Хитрово» (рукопись, подаренная боярину Богдану Хитрово, царем Федором Алексеевичем). Все работы датируются XV веком.
Вот, собственно, и все. Творений, которые приписывают Рублеву, еще множество. Но горячие споры идут и до сегодняшнего: писал ли их сам мастер или его ученики? А может, просто современники?..
И, кстати, эта не единственная загадка, которую оставил нам гениальный иконописец.
Загадки Андрея Рублева
В его биографии немало неисследованных мест: к примеру, до сих пор неизвестно, где и когда иконописец получил образование? Был ли он самоучкой или у кого-то учился? Или, может, получал образование – причем даже за границей? Такой вопрос возникает у исследователей из-за белых пятен длиной в несколько лет в первой половине жизни, да и к тому же его современники учились за границей – к примеру, в Византии. Косвенно на это указывает и такой факт: в Успенском соборе во Владимире сохранились фрески Рублева, где изображен византийский корабль XIV века – настолько искусно, что исследователи сомневаются, можно ли было его написать так реалистично, никогда не видев вживую?
Другая загадка: стал ли он известным иконописцем еще в миру или уже в монастыре? Мы привыкли думать о Рублеве исключительно как о монахе, который рано принял постриг. Однако имена монахов никогда не записывали с фамилией и с прозвищем: «инок Алимпий», к примеру – и все. О Рублеве же писали всегда так – «Андрей Рублев». Конечно, «Рублев» в те времена не воспринималось как фамилия, а скорее как прозвище. И, тем не менее – такие прозвища закреплялись только за мирянами. Вполне возможно, что постриг Андрей принял довольно поздно.
Сможем мы когда-нибудь лучше понять его личность или узнать о том, какие же еще работы принадлежат кисти Рублева?.. Покажет время…
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.