«Не присядешь без дела на Кондрата да Ипата – будешь богатым» – гласит народная мудрость. Однако другая поговорка сообщает обратное: «Кондрат с Ипатом помогают богатеть богатым».
Как бы то ни было, в старину в этот день нельзя было лениться. Все от мало до велика на Кондрата трудились. Девушки, женщины и дети готовили хозяйство к зиме: прибирали в сараях и выносили мусор со двора. Именно поэтому этот праздник имел и другое название – «Дворы». Старики увещевали молодежь: «Держи двор, тогда и ко двору добро придется». Также молодые девицы выгребали в этот день из печей всю золу и разбрасывали ее на огородах. Считалось, что зола обладает некой солнечной силой, которой она и питает землю, суля щедрый урожай.
В основном, именно удобрением земли и занимались в этот праздник. Недаром еще одно название Кондратьева дня – день плодородия и земледелия или замолотки. Именно 4 октября в селах и деревнях начиналась молотьба. В те времена обмолот осуществлялся исключительно вручную, с помощью специального инструмента под названием цеп. Цеп состоял из двух деревянных палок, связанных между собой. Короткая палка служила рукояткой, а длинная предназначалась для нанесения ударов по злаковым культурам.
Начинали молотьбу с первого убранного с поля снопа, который назывался именинником. Впоследствии соломой из именинника кормили больную скотину для того, чтобы животные быстрее поправились. А зерна из этого снопа нередко освящали и использовали для будущего посева. В некоторых регионах старший в семье приносил несколько колосьев в дом, и все домочадцы принимались колотить по ним кулаками. Количество выпавших из колосьев зерен равнялось числу снопов, которые будут собраны в следующем году.
Молотильщики начинали работать еще с полуночи. При свете костров с песнями и шутками молотили они колосья до позднего вечера. Хозяева щедро потчевали работников, а те, усаживаясь за стол, одобрительно приговаривали: «Хозяину – хлеба ворошок, а молотильщикам – каши горшок». И действительно, молотильщиков принято было угощать густой кашей из самых разных круп, а также брагой и пирогами. Причем, делалось это не только в качестве благодарности за работу, но и для того, чтобы соблюсти традицию, нарушение которой грозило плохим урожаем. О будущем урожае узнавали также и наблюдая за работой молотильщиков. Если цепы в воздухе громко свистели, значит, щедрых даров следующей осенью ждать не стоило.
Кроме урожая в этот праздник судили и предстоящей погоде на месяц. Какая погода была в этот день, такая и должна была продержаться еще четыре недели. Считалось, что на Кондрата наступают настоящие холода, и до весны тепла ожидать уже не следовало. Старики поговаривали: «Холод всех людей к печи погнал, а все тепло на небо ушло».
4 октября почитали все верующие и двух мучеников – святого Кондрата и святого Ипата. Кондрат был одним из первых христиан на земле, проповедником и епископом в городе Афины. В то время еще процветало язычество, а христиане подвергались гонениям. Однако, несмотря на эти обстоятельства, Кондрату удалось обратить в христианскую веру множество своих земляков. Но однажды на Кондрата напали идолопоклонники. Они избили его и забросали камнями. Даже после таких истязаний Кондрат выжил. Заметив это, язычники заточили будущего святого в темнице, где он вскоре и скончался от голода. Кондрат являлся автором множества религиозных текстов, один из которых – «Апология христианства», по предположениям историков, впоследствии оказал огромное влияние на довольно сурового римского императора Адриана. Тот после прочтения труда Кондрата издал указ, согласно которому никто не мог быть признан виновным в том или ином преступлении, если в доказательство его вины не было предъявлено достаточного количества улик.
Другой мученик, Ипат, служил епископом в городе Эфес. В то время Византией правил император Лев III Исавр, который возглавил так называемое иконоборчество. Сторонники этого религиозного движения выступали против почитания икон. Они считали, что иконы – это те же идолы, поклонение которым есть грех, и подкрепляли свои слова заповедями из Ветхого Завета: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения…, не поклоняйся им и не служи им». Иконоборцы призывали христиан уничтожать любые изображения святых. Ипат же встал на защиту священных образов. Тогда император приказал привести дерзкого Ипата к нему во дворец. Тот явился и последовательно доказал Льву III, что иконы вовсе не являются идолами. Царь, не зная, чем еще возразить Ипату, очень разозлился и приказал подвергнуть пленника страшным пыткам. С мученика содрали скальп, а затем сожгли на его голове несколько икон. Бороду Ипата вымазали смолой и тоже подожгли. Однако император на этом не остановился. Он велел проволочь изувеченного Ипата по улицам для потехи горожан. Только после этого епископа наконец умертвили. Мертвого Ипата бросили на растерзание собакам. Но христиане выкрали покойного и, согласно обычаю, предали его тело земле.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.