Пожалуй, большинство людей не станет отрицать тот факт, что профессия следователя – одна из самых трудных. Немногие отваживаются выбрать этот путь. Поэтому сегодня самое время не только поздравить всех следователей с их профессиональным праздником, но и узнать, с чего же все начиналось в России и почему День следователя отмечается именно 25 июля.
Долгое время в России уголовное судопроизводство даже не было разделено на досудебную и судебную стадию. Произошло это только благодаря реформам Петра I в 1710-м году. Вследствие этого возникла необходимость дифференциации форм предварительного расследования в зависимости от категории преступления на более простую по своей процедуре, сокращенную по времени и более формализованную и длительную. В то время преступления, связанные с посягательством на основы государственности, приобрели поистине угрожающие масштабы. Поэтому Петр Великий и начал именно с такого рода преступлений.
25 июля (5 августа по новому стилю) 1713 года русский царь Петр Алексеевич издал именной указ о создании следственной канцелярии гвардии майора Семеновского полка Михаила Волконского. Эта канцелярия стала первым государственным органом России, который был наделен полномочиями по проведению предварительного следствия с установленным статусом непосредственного подчинения главе государства. А вообще в период с 1713 по 1720 годы в России было учреждено 15 майорских следственных канцелярий. Такое количество было вызвано в том числе бегством за границу сына Петра, царевича Алексея. Впоследствии Алексея осудили как изменника. По одной версии, он умер в тюрьме, по другой – был убит по приказу собственного отца.
Майорские канцелярии вообще занимались преимущественно делами государственной важности (хищение казны, кражи государственного интереса и т.п.) и подчинялись исключительно Петру I, который был в курсе всех дел и сам направлял ход расследования. Несмотря на подчиненность Петру, майорские канцелярии, по мнению современных историков, можно назвать вполне независимыми органами следствия. В деятельность канцелярий не имел права вмешиваться даже Сенат. Так, в 1722 году Святейший Синод обратился в Сенат с жалобой на одного из представителей канцелярии. В Сенате ответили: «Ответствовать, что понеже оныя канцелярии Сенату не подчинены, того ради им, Правительствующему Сенату, о том и рассуждения никакого определить не надлежит».
Завершая реформы, император в 1724 году решил ликвидировать канцелярии. В январе Петр I подписал указ, который предусматривал передачу дел из майорских канцелярий в Сенат и в коллегии, где им «быть пристойно». Для рассмотрения государственных дел существовал Преображенский приказ и другие карательные учреждения. Незадолго до этого Петр ликвидировал и самую известную из канцелярий – Канцелярию тайных розыскных дел. Она возникла в связи с расследованием дела упомянутого выше царевича Алексея. А после смерти Петра I, который, как известно, скончался в 1725 году, модель независимого вневедомственного следствия была надолго позабыта.
В 1860 году были учреждены особые судебные следователи. Следователи в царской России проводили расследования на своих участках самостоятельно и лично, правда, иногда они все же пользовались помощью полиции. Дело в том, что тогда судебные следователи подчиняли окружному суду, а также состояли под наблюдением прокуратуры. После революции декретом «О суде» были упразднены все ранее существовавшие судебные учреждения: прокуратура, адвокатура, институт судебных следователей. Одновременно были отменены окружные суды, судебные палаты, Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские, а также коммерческие суды. В стране окончательно утвердилась административная модель организации предварительного расследования.
Все снова изменилось лишь в 2007 году, когда были разработаны и приняты законы, целью которых являлась независимость следственных органов. Однако окончательно модель, заложенная раньше Петром I, вернулась лишь в 2011 году. Именно тогда был опубликован Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры РФ создавало необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры РФ, позволяло повысить объективность следствия, тем самым обеспечивалась законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.
Сегодня следователь является участником судебного процесса со стороны обвинения. Есть свои следователи в Следственном комитете, в органах внутренних дел, в Федеральной службе безопасности. Следователь имеет право возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к производству или передать его по подследственности, направлять ход расследования, а также обжаловать решение прокурора по делу (например, если прокурор решил дела не возбуждать).
С днем следователя!
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.