«Социальная справедливость – это не просто этический императив, это основа национальной стабильности и глобального благополучия. Равные возможности, солидарность и уважение прав человека крайне важны для полноценного освоения продуктивного потенциала наций и народов». (Генеральный экс секретарь ООН Пан Ги Мун).
Всемирный день социальной справедливости предложил учредить тогдашний президент Киргизии Курманбек Бакиев. Позднее с этим же предложением выступил в общей дискуссии в 2007 году на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи министр иностранных дел Киргизии Еднан Карабаев.
Прекрасная идея! Генеральная ассамблея ООН объявила об установлении этого праздника 26 ноября 2007 года, но отмечать Всемирный день социальной справедливости – World Day of Social Justice стали только с 2009 года. Хотя ещё в марте 1990 года в Копенгагене на всемирной встрече на высшем уровне были провозглашены задачи социального развития современного общества.
В Декларации о социальной справедливости прописаны гарантии достижения справедливых результатов для всех – обеспечение занятости, соблюдения прав на рабочем месте и возможность социального диалога.
Но, как говорится у россиян – сказка быстро сказывается, да дело долго делается.
Вот, наконец, у мира появился праздник, который одобряют большинство людей живущих на земном шаре. И члены Организации объединенных наций полны благими намерениями искоренить нищету и любое неравенство, будь то дискриминация по расовому, половому, культурному, возрастному, религиозному, имущественному принципу.
Над этой проблемой бились философы, учёные, некоторые политики и просто порядочные люди с античных времён. Но так и вертится на языке – «А воз и ныне там».
Что же такое социальная справедливость? Если доступным языком, то это система государственных институтов, которая обеспечивает «справедливое распределение социально-политических прав и материальных благ».
Русо считал, что справедливость «сводится к двум важнейшим вещам: свободе и равенству». Примерно, то же говорил французский социалист, философ, экономист Пьер Прудон:
«Что же значит совершать справедливость? Это значит давать каждому равную часть благ под условием равной суммы труда, это значит действовать сообразно интересам общества»
.
Большинство обычных людей понимают социальную справедливость, как «обеспечение равных возможностей для развития разных слоев населения».
И вот, казалось бы, большинство из нас жили в социальном государстве, в Советском Союзе, где было бесплатное образование, бесплатная медицина и равные возможности у всех слоёв населения. Социалистический вариант гарантировал равное распределение произведенного всем народом продукта. И даже был провозглашён лозунг – «от каждого по способности и каждому по потребностям».
Но на деле равенство и равноправие не всегда тождественны. И в Союзе, как мы помним, кто-то имел преимущества. И начиналось это с самого низа. Работники профсоюзов, партийные работники, имели доступ к дефицитным товарам и продуктом. Всё это распределялось между своими людьми. Высшие чины лечились в медицинских учреждениях, куда простой советский человек доступа не имел. Процветали кумовство и блат.
Старшее поколение отлично помнит миниатюру Михаила Жванецкого «Дефицит», которую гениально читал Аркадий Райкин «Уважаемые люди сидят: завсклад сидит, директор магазина сидит, сзади товаровед сидит. …Директор магазина – мы на него плюём! Товаровед обувного отдела – как простой инженер! Это хорошо? Это противно!»
Так оно всё и было. И многие вполне достойные и заслуженные люди не могли удержать от соблазна воспользоваться блатом…
Но вот марксизм-ленинизм был отвергнут на официальном уровне. Произошло это можно сказать в одно мгновение. Крах существовавшей системы привёл к резкому обнищанию основной массы населения. Это величайшая несправедливость ничуть не смущала тех, кто пришел до власти.
И если во время государственного переворота грабили богатых, то в 1991 году посредством, так называемой шоковой терапии, ограбили бедных.
Древнегреческий философ Аристотель в своё время писал «Добродетель государства сказывается в том, что граждане, участвующие в государственном управлении, добродетельны».
Но, добродетельные граждане на вес золота, тем более во власти. Человек по своей натуре слаб и мало кто способен устоять перед соблазном нажиться за счёт других, будучи полностью уверенным, что тебе за это ничего не будет.
Произошло колоссальное расслоение населения.
Закрывались фабрики и заводы, биржи труда были переполнены безработными. И многие работодатели беззастенчиво пользовались полной зависимостью от них работников. Богатство давало им право на неограниченную власть. Многие доходили до того, что лишали своих служащих отпусков, больничные даже людям с большим стажем оплачивали копеечно. Профсоюзов на предприятиях уже не было. И мало, кто из работников отваживался отстаивать свои права через суд.
К счастью, в нашей стране с тех пор многое поменялось. Но неравномерное распределение богатств сохранилось. И это не идёт на пользу ни бедным, ни средним, ни самим богатым.
Мистики говорят, что существует неотвратимая Вселенская справедливость. Где-то там, на невидимом пергаменте записываются все наши поступки, деяния, мысли, желания и добрые и злые.
Но разве это остановит зарвавшихся нуворишей и казнокрадов? Да и не верят они в законы кармической справедливости.
Поэтому в идеале именно государство должно заботиться о соблюдении законов, защите слабых, созданию равных условий и возможностей для нормальной жизни различных групп населения. И о недопущении колоссального разрыва в уровне доходов богатых и малообеспеченных слоев населения.
К сожалению, бесплатная медицина недостаточно доступна, чтобы убедиться в этом достаточно только сходить в районную поликлинику по месту жительства. Немало проблем и с бесплатностью образования. Известно, что нередко администрации образовательных учреждений беспардонно залезают в карман родителей своих учеников.
Хотелось бы так же упомянуть о равенстве всех граждан перед законом и судом. Ни для кого не секрет, что до недавнего времени у богатых и находящихся даже на низкой ступени властных структур была возможность уйти от ответственности.
Мы все мечтаем и стремимся к созданию социального государства, «которое берёт на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, и социальной защищённости своих граждан». И даже если социальная справедливость, возможно, и не достижима в полной мере, особенно в скором будущем, но это не означает того, что не надо к ней стремиться.
И я полностью согласна с великим гуманистом и мыслителем эпохи просвещения Жан Жаком Руссо:
«Ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя».
(Ж.Ж. Руссо).
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.