В 1822 году Аврора Дюпен гостила в семье друга своего отца, полковника Ретье дю Плесси. И они познакомили её Казимиром Дюдеваном, незаконным сыном барона Дюдевана, владельца поместья Гильери в Гаскони. Казимир был единственным наследником своего отца и его жены.
Аврора влюбилась в него. Её так же бесконечно тронуло то, что он сделал ей предложение не по правилам того времени, через родных, а ей лично. Несмотря на недовольство матери Авроры, молодые люди обвенчались в сентябре 1822 года в Париже и уехали в Ноан.
Казимир решил сам управлять Ноаном и сменил Дешартра.
30 июня 1823 года в Париже Аврора родила сына Мориса. Молодые жили жизнью обычных помещиков. Всё было банально и скучно, Аврора впала в депрессию. Муж не оправдал её надежд, никакой высокой любви, страстей, романтики. Казимира не интересовали, книги, музыка, он предпочитал проводить время с друзьями или на охоте. Кроме того Аврору, начитавшуюся в юности Руссо, мягко говоря, разочаровала физическая сторона супружества. Но в то же время Казимир был честным человеком и хорошим отцом, Аврора уважала за это мужа.
На какое-то время она вместе с сыном уезжала пожить в Английский католический монастырь, но Морис заболел, и Авроре пришлось вернуться домой.
В 1828 году у супругов Дюдеван родилась дочь Соланж.
Хотя большинство биографов считают, что отцом девочки был Ажассон де Грансань, первая любовь Авроры, с которым она встретилась вновь, и прежний юношеский роман уже перестал быть платоническим.
Ради детей супруги Дюдеван пытались сохранить брак, но, увы, разница интересов и взглядов на жизнь привела их к разводу, во время которого разногласия между супругами обострились.
Но, в конце концов, с Казимиром Дюдеван остался сын и отель Нарбонн в Париже. Аврора Дюдеван забрала дочь, и за ней остался Ноан.
После развода с мужем в 1830 году Аврора стала вести независимую жизнь, заполненную литературным трудом.
Совместно с Жюлем Сандо был написан роман «Роза и Бланш», или «Актриса и монахиня», он вышел в 1831 под псевдонимом Жюля Санд и был благосклонно принят критиками и читателями.
Издатели изъявили готовность издать новое произведение этого автора. Аврора в Ногане написала свою часть, а Сандо — лишь одно заглавие. Издатели настаивали на том, чтобы роман вышел под той же фамилией, но Жюль Сандо не хотел ставить свою фамилию под чужим произведением. Чтобы выйти из этой ситуации был придуман псевдоним – Жорж Санд.
Жорж Санд была замужем только один раз, хотя у неё было множество поклонников. По словам современников, Аврора не была красавицей, но её интеллект и страстность притягивали мужчин.
В любовники Санд всегда выбирала мужчин моложе себя и не скрывала своей любвеобильности. Среди её любовников были – поэт Альфред де Мюссе, доктор Паджелло, композиторы Ференц Лист и Фредерик Шопен…
Когда ей было 45 лет, она познакомилась с 32-летним гравёром Александром Дамьен Мансо, и довольно счастливо прожила с ним целых 15 лет.
Когда Авроре было 60 лет, у неё начался роман с 39-летним художником Шарлем Маршалом.
Санд не только писала романы, но и сотрудничала с журналами и газетами.
В 1848 году, покинув «Ревю де Дё Монд» она основала совместно с Луи Виардо и Леру газету «Ревю Эндепендент». В этой газете был впервые опубликован известный роман «Консуэло», а так же романы – «Орас» и «Графиня Рудольштадт».
Жорж Санд помогала пролетарским поэтам Савиньену Лапуэнту, Шарлю Магю, Шарлю Понси и пропагандировала их творчество. В произведениях «Странствующий подмастерье», «Мельник из Анжибо» она противопоставляла благородство простых людей «эгоизму знатных богачей».
С Шопеном Жорж Санд познакомилась в конце 1837 года, когда композитор был уже болен, и долгое время, в течение восьми лет заботилась о его здоровье. Даже друзья Шопена сочувствовали Авроре, называя Шопена её «злым гением» и «крестом».
Но, увы, сложный характер композитора, его ранимость и сверхчувствительность привели к разрыву отношений. В 1846 году произошла ссора между сыном Санд Морисом и Шопеном. Морис решил покинуть материнский дом, и Аврора приняла сторону сына.
Позднее масла в огонь подлила и дочь Жорж Санд – Соланж, которая наговорила впечатлительному Шопену много гадостей про мать.
Последний раз Санд и Шопен встретились случайно в марте 1848 года.
Соланж вышла замуж за скульптора Огюста Клезингера и поддерживала дружеские отношения с Шопеном до его кончины.
После того, как 15 мая 1848 года, толпа попыталась захватить Национальное собрание, часть парижских газет обвинили Жорж Санд в подстрекательстве к бунту и даже пророчили её арест. Жорж Санд покинула Париж через 2 дня и вернулась в Ноан.
Однако после декабрьского переворота 1851 года писательнице удалось встретиться с Луи-Наполеоном и передать ему письмо с просьбой о прекращении преследования политических противников. Ей удалось облегчить участь многих республиканцев с помощью принца Наполеона-Жозефа и принцессы Матильды.
Разочаровавшись в католической религии, Жорж Санд написала роман «Даниелла», который был опубликован в 1857 году в газете «Ла Пресс». Из-за критических высказываний в романе о католичестве, разразился скандал, и газету закрыли.
Жорж Санд решила оставить общественную деятельность, и все написанные ею позднее романы уже не вызывали негодования.
В 1858 году вышел её роман «Снеговик», в 1859 «Жан де ля Рош» в 1861 году «Маркиз де Вильмер».
Последние годы жизни Жорж Санд провела в своём имении, где занималась детьми и внуками, рассказывая последним свои сказки – «О чём говорят цветы», «Говорящий дуб», «Розовое облако». Её все любили и уважали и называли не иначе, как «добрая дама из Ноана».
Она продолжала вести переписку с близкими ей по духу людьми, например, с Дюма-сыном, который в 1861-1862 годах бесплатно переделал для сцены её роман «Маркиз де Вильмер».
Не стало писательницы 8 июня 1876 года, она скончалась в 72 года от кишечной непроходимости.
Похоронена Жорж Санд – Аврора Дюдеван в семейном склепе в Ноане.
При её захоронении присутствовали друзья писательницы Флобер и Дюма-сын.
А Виктор Гюго, узнав о её кончине, написал: «Оплакиваю умершую, приветствую бессмертную!».
Романы Жорж Санд высоко ценили Тургенев, Достоевский, Некрасов, Герцен, отдавал ей должное и суровый критик Белинский.
Творчество Жорж Санд можно назвать подвижническим трудом и даже героизмом. Она отстаивала право женщины жить так, как она считает нужным, право любить и быть любимой, в то время, когда общественная мораль ставила женщину в рамки занятий семьёй, церковной благотворительностью и не одобряла проявления самостоятельности и таланта.
Литературное наследие писательницы не только сохранилось в сборниках, но её романы, драмы и поэмы переиздаются на разных языках мира.
Итальянский режиссёр Джорджо Альбертацции снял телефильм по мотивам автобиографического романа Санд «История моей жизни», во Франции были экранизированы такие произведения Жорж Санд, как «Прекрасные господа из Буа-Доре» и «Мопра.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.