Живописные тела

Живописные тела

Мы восхищаемся полотнами прославленных художников, на которых изображена обнаженная натура. Подобные шедевры нередко оцениваются в фантастические суммы, а то и вообще считаются бесценными. Между тем даже в наше время «обнаженка» порой продолжает вызывать скандалы. А что же говорить об отдаленном прошлом? Как же художники решались на такое?

Сын Афродиты

Пожалуй, следует начать еще с античных времен, когда «в моде» был культ Приапа – божества плодородия, который изображался с огромных размеров эрегированным детородным органом. Согласно древнегреческому мифу, Приап был сыном Афродиты от Диониса, но будучи беременной, богиня сошлась с Адонисом, а ревнивая Гера при помощи ворожбы сделала ребенка уродцем, оснастив его сразу двумя фаллосами. Впрочем, имеются и другие многочисленные версии происхождения Приапа.

Общепринято считать, что родился Приап в Абарниде близ Лампсака. Афродита, якобы увидев безобразие младенца, отказалась от него. Жители Лампсака считали Приапа основателем своего города, а жители соседних городов утверждали, что он впоследствии был изгнан из города за небывалые размеры фаллоса.

Приапический культ был распространен не только у греков, но и у римлян. Изображения этого божества можно было встретить повсюду — в лесах, садах, на дорогах, пасеках, в публичных домах, причем по всей Италии, Германии, Фракии, Испании и даже Африке. Мраморные рельефы, геммы, фрески, бесчисленные терракотовые статуэтки, амулеты изображали Приапа старичком с фаллообразной головой, одной рукой держащим корзину с овощами и фруктами, а другой – опять же фаллос… Кто скажет, что у древних не было чувства юмора?!

Празднества в честь Приапа проводили в марте-июне, они назывались фаллефориями, так как еще одно распространенное греческое имя Приапа было Фалет, и сопровождались сексуальным неистовством и весельем.

Давид, побеждающий Голиафа

В эпоху Возрождения бал уже правило христианство. А потому детородные органы уже не выпячивали напоказ, а прикрывали фиговыми листками. Что не мешало демонстрировать обнаженное тело в самых различных позах — спереди, сбоку, снизу, сзади… Впрочем многие художники старались обходиться и без фигового листка. Что может быть прекрасней человеческого тела, созданного по образу и подобию Всевышнего, рассуждали они.

Самый известный образец обнаженной натуры этого периода, правда, относится к жанру скульптуры. Это, конечно, знаменитый пятиметровый «Давид» работы скульптора Микеланджело, впервые выставленный на площади Синьории во Флоренции 8 сентября 1504 г., а в наши дни находящийся во флорентийской Академии изящных искусств. Молодой ветхозаветный царь изображен в момент, когда он готовится к бою с великаном Голиафом, которого ему, по преданию, удалось победить с помощью пращи, а затем отрубить голову.


Живописные тела

Кстати, в лондонском Музее Виктории и Альберта находится гипсовая копия Давида. Известно, что когда музей должна была посетить королева, срамное место статуи закрывали пресловутым листком…

Модели для великих мастеров

В последнее время искусствоведы выяснили, что моделями для картин знаменитых мастеров кисти, изображающих красоту обнаженного женского тела, на самом деле служили вовсе не высокородные дамы, а особы низкого сословия — проститутки, служанки, крестьянки…


Живописные тела

Взять хотя бы знаменитых «рубенсовских женщин», которые демонстрируют нам роскошь пышных форм своего неприкрытого тела и являются кумирами всех современных толстушек. Принято считать, что великий Рубенс воспевал фламандский идеал красоты. Но даже не все специалисты в области искусствоведения осведомлены о том, что художник выбирал натурщиц среди тружениц французских борделей…


Живописные тела

Зачем же такие сложности? Дело в том, что профессия натурщика как таковая появилась только в начале XIX столетия. В обществе строго проповедовались нормы религиозной морали, и девушка или женщина из добропорядочной семьи никак не могла согласиться на подобное сомнительное занятие. Не все соглашались позировать живописцам даже в одетом виде, а уж о том, чтобы раздеваться перед мастером, и речи быть не могло!

Как же художники выкручивались из этой ситуации? Они все же находили натурщиц. В первую очередь шли за натурой в публичные дома. Иногда можно было найти ее и в собственном доме. Если для этой цели не подходила жена, то под рукой всегда были служанки. Обычно простолюдинки охотно соглашались позировать за сходную цену, а для прислуги труд натурщицы мог входить в положенное жалованье.

В наши дни найти моделей, согласных позировать для «обнаженки», благодаря сексуальной революции перестало являться проблемой. Хотя не все ревнители морали согласны с таким подходом к искусству, и порой по поводу какой-либо картины или скульптуры, а то и целой экспозиции идут ожесточенные споры: считать это эротикой или запретной порнографией?


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.