Жанна д’Арк – народная героиня или плод политического пиара?

Жанна д’Арк – народная героиня или плод политического пиара?

Жанна д’Арк, прозванная Орлеанской Девой, является одной из самых загадочных фигур во французской истории. Сведения о нейвесьма скудны и противоречивы, и порой историки даже сомневаются, существовала ли в действительности национальная героиня под таким именем. Попробуем разобраться…

Беседующая со святыми

Известно, что Жанна д’Арк родилась примерно в 1412 г. в лотарингской деревушке Домреми, в крестьянской семье среднего достатка. Отца девушки, кстати, в 1423 г. избранного старостой деревни, звали Жаком ле Домреми (Жаком из Домреми), мать – Изабель Роме (это прозвище она получила якобы благодаря паломничеству в Рим). Фамилия д’Арк была присвоена родным Жанны после того, как король Франции Карл VII даровал им дворянство.

С 13-летнего возраста юная крестьянка стала рассказывать, что слышит «голоса», принадлежавшие святым Михаилу, Екатерине и Маргарите. «Святые» якобы сообщили Жаннетте о ее великой миссии – спасти Францию от англичан, едва не захвативших власть над страной во время Столетней войны (1337–1453).

Психиатры, исследовавшие феномен Жанны д’Арк, полагают, что она страдала шизофренией. Такие люди нередко одержимы глобальными идеями – к примеру, идеей спасения человечества… При этом они могут обладать пророческим даром и другими паранормальными способностями – таких примеров очень много.

Начало карьеры

В 17 лет родные нашли Жаннетте жениха, желая как можно скорее выдать ее замуж. Однако та о замужестве и слышать не хотела. Жанна покинула родной дом и отправилась в Шинон, где тогда находилась резиденция дофина, будущего короля Франции Карла VII. Нашлись влиятельные люди, которые помогли ей – в частности, Робер де Бодрикур, комендант крепости Вокулер. Так или иначе, она сумела получить аудиенцию у дофина и объявила ему о своем божественном предназначении.

В то время бытовало пророчество некоей Мари из Авиньона о том, что Францию погубила женщина, а спасет невинная девушка. Под погубительницей подразумевали королеву Изабеллу Баварскую, по слухам, убедившую своего душевнобольного супруга – короля Карла VI Безумного – подписать соглашение в Труа, по которому французская корона переходила фактически во власть англичан. Что же касается невинной девушки, то Жанна из Домреми вполне годилась на роль патриотического символа.

Девственность и чистота Жанны послужили решающим фактором для дофина Карла. Он велел двум высокородным дамам осмотреть ее. Было подтверждено, что эта девушка действительно никогда не знала мужчины. После этого дофин оказал ей покровительство.

После ряда испытаний, которые действительно выявили у юной девушки мистические способности, Жанну поставили во главе войска.

7 мая 1429 г. французским солдатам под предводительством Жанны удалось снять осаду с Орлеана. После этого «божья посланница» короновала дофина в Реймсе и одержала еще немало военных побед.

А была ли Жанна?

Современники свидетельствуют, что Жанна не только проявила недюжинный талант полководца и физическую выносливость, но и часто предсказывала будущее, а также, случалось, говорила на незнакомых иностранных языках, что характерно для некоторых форм шизофрении (это явление называется глоссолалией). В речах она отличалась небывалой рассудительностью и демонстрировала обширные знания в области теологии и других наук, чего никак нельзя было ожидать от безграмотной пастушки…

Здесь возникает еще одно вполне справедливое предположение. Вряд ли безграмотная девица, пусть даже и с необычными психическими способностями, могла обладать какими-то духовными и эзотерическими знаниями. Следовательно, либо она не была такой уж неученой, либо… Жанны д’Арк не существовало!

Допустим, что Жанна д’Арк все-таки реальная фигура. В таком случае за ней, скорее всего, стоял знающий и опытный «учитель», возможно, магистр какого-нибудь тайного ордена. Ему удалось наделить свою ученицу качествами, необходимыми для «продвижения» — в частности, даром убеждения других людей. Жанну могли использовать для «политического пиара» — чтобы поднять упавший было патриотический дух французских солдат. Для этого была придумана и легенда о «простой крестьянке»…

Вторая версия состоит в том, что таких «Жанн» могло быть и несколько. В пользу этого косвенно свидетельствует и тот факт, что после гибели Жанны стали появляться «самозванки», выдававшие себя за нее.

Но вот мученическая гибель Орлеанской Девы – факт совершенно бесспорный, ибо существуют многочисленные документы, подробно описывающие процесс по делу Жанны и ее казнь.

В 1430 г. войско Жанны потерпело поражение при Компьене, а сама она попала в плен к бургундцам, которые находились на стороне англичан.

Французский король, ставший королем благодаря Орлеанской Деве, предал ее, отказавшись принимать какое-либо участие в судьбе девушки – она более была ему не нужна, а возможно, он боялся «ведьмы» и даже опасался ее популярности в войсках. Пленницу передали англичанам, заплатившим за нее выкуп. Церковный суд обвинил Жанну в ереси и занятиях колдовством, что по тем временам являлось страшным преступлением. Ее держали в темнице, почти постоянно связанной и в оковах…

В конце концов, народную героиню Франции вынудили признать себя еретичкой и колдуньей, пообещав девушке, что в обмен на признание ее не сожгут (как в то время было принято поступать с колдунами). Однако церковный суд все же приговорил ее к сожжению. В 1431 г. она была сожжена на костре в Руане при большом скоплении народа. В 1920 г. католическая церковь причислила Жанну д’Арк к лику святых.

Однако даже если образ Жанны д’Арк является сотворенным по «соцзаказу», от этого она не перестает быть национальной героиней. О ней до сих пор помнят жители осажденного Орлеана, где есть центр и ратуша ее имени, о ней написано множество книг и поставлено огромное количество фильмов, так что Орлеанскую Деву можно назвать не только историческим, но еще и своего рода культурным феноменом.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.