Оперетту я обожала с детства. Яркое, завораживающее зрелище приводило меня в восторг! И самым любимым композитором был Кальман. Не знаю, почему именно…
Мама рассказывала, что первой опереттой, которую я увидела и прослушала, была его «Сильва» – «Королева чардаша». Может быть именно те, наполовину не осознанные в силу возраста впечатления наложили отпечаток на все последующие восприятия. Так это или нет, что едва услышав бодрящие мотивы Кальмана, моё подсознание, как полковая лошадь, заслышав трубу, готово к подвигам…
Имре Кальман родился 24 октября 1882 в Австро-Венгерской империи в курортном местечке Шиофок на берегу озера Балатон. Ныне это Венгрия. В семье уже было две дочери. Его отец Карл Коппштейн занимался торговлей. Он организовал акционерное общество, которое позволяло семье, если и не шиковать, то жить безбедно. Коппштейны даже держали кухарку и прислугу.
По воспоминаниям самого Кальмана, с музыкой он познакомился в раннем детстве. В его «Мемуарах» написано: «С музыкой познакомился дома в самом раннем возрасте. Моя сестра Вильма была хорошей пианисткой, она много и прилежно занималась. Я часами просиживал под роялем… Так четырёхлетним ребенком я выучился петь с начала до конца Вторую рапсодию Листа». О карьере музыканта мальчик тогда не мечтал. Он мечтал стать портным.
Но в шестилетнем возрасте будущий гений передумал и вознамерился стать адвокатом. Он учился сразу в двух школах – в гимназии и в музыкальной школе. В свободные же часы Имре не предавался, как все обычные дети шумным играм, а садился к роялю разучивать сочинения Шумана и Шопена.
Музыка заменяла ему почти всё, она становилась смыслом его жизни, способом существования. Даже в летние каникулы родители буквально силой оттаскивали его от рояля.
Вероятно, Имре всё-таки переусердствовал, и у него так сильно разболелись руки, что каждый удар по клавишам вызывал невыносимую боль. Ему диагностировали артрит.
Но мальчик не отказался от музыки, просто переключился на композицию.
После окончания начальной школы в десятилетнем возрасте в 1892 году Имре отправили учиться в Будапештскую евангелическую гимназию.
Через 4 года отец Имре разорился, и в Будапешт перебралась вся семья. Коппштейны еле сводили концы с концами, балансируя на грани нищеты и Имре пришлось зарабатывать на жизнь репетиторством. А по вечерам мальчик помогал отцу переписывать письма и отправлять их на почту.
Позднее Кальман писал, что именно тогда в его душе поселилось «страшное чувство неуверенности за будущее никогда не покидало меня в течение всей жизни… Про меня рассказывали анекдоты, но никто не знал, насколько печальна была моя юность. Вот тут-то и охватила меня невероятная тяга к музыке. Музыка помогала забываться от повседневных забот… Я решил любой ценой учиться и сделаться музыкантом».
В 1898 году, когда юному музыканту было пятнадцать лет, он впервые выступил перед публикой с Фантазией Моцарта ре-минор. Имре был настолько маленьким и худеньким, что выглядел намного моложе своих лет, газеты после концерта с восторгом отозвались о несомненном даровании «двенадцатилетнего музыканта».
Втайне от родителей он отправился в Музыкальную академию им. Листа, и попросил маститого профессора Кесслера прослушать его. Профессор согласился, и после прослушивания посоветовал сдать вступительные экзамены.
Но совмещать первый курс высшего учебного заведения с последним классом гимназии, было запрещено, и Кальман прошёл курс гармонии частным образом.
Имре приходилось очень много заниматься, чтобы не обмануть ожиданий родителей, мечтающих о том, что он получит аттестат зрелости. Все экзамены сдал на отлично и весной 1900 года окончил гимназию с золотой медалью.
На следующий год Кальман получил премию Роберта Фолькмана, присужденную ему будапештской Академией музыки. После этого он сразу уехал в Берлин, где предложил свои музыкальные произведения немецким издательствам, но, увы, безуспешно.
После окончания гимназии родители настояли на его поступлении в университет, чтобы сын получил достойную профессию. Имре не стал возражать родителям, поступил в университет на юридический факультет.
Родители поощряли его занятия юриспруденцией, давали деньги на карманные расходы, но Имре проучился только восемь семестров, сдал экзамены. Адвокатская карьера не привлекала Имре, он говорил домашним, что уходит в адвокатскую контору, а на самом деле шёл в редакцию.
Юноша сотрудничал с редакцией газеты, где печатались его заметки, которые он подписывал «И. К.». Биографы говорят, что именно тогда появился его псевдоним Кальман, под которым его и знает весь мир. Позднее ему предложили должность музыкального критика в редакции «Пештского дневника» с жалованьем 70 крон в месяц.
Кальман продолжал сочинять композиции. Его романсы и симфонические произведения оставались почти незамеченными, но за цикл песен он получил Большую премию города Будапешта.
В октябре 1906 года Кальману предложили написать для Венгерского театра музыку к мелодраме «Прощание Микши». С чем он успешно справился, но по окончании работы ему пришлось стать ещё и концертмейстером и дирижером.
После премьеры мелодрамы «Прощание Микши» в ноябре 1906 году, Кальмана поздравляли с понравившейся зрителям музыкой и успешным дирижерским дебютом.
Его друг композитор Виктор Якоби автор оперетты «Ярмарка невест» посоветовал Кальману попробовать себя в оперетте. И уже первый опыт оказался удачным. Его оперетта «Татарское нашествие» в 1908 году была благосклонно встречена публикой в Будапеште, газеты разместили хвалебные рецензии, затем под названием «Осенние манёвры» оперетта была поставлена в Вене, где двадцатисемилетнему Кальману пришлось переработать всю партитуру, сделать новую инструментовку и дописать несколько номеров. В дальнейшем оперетту поставили в Нью-Йорке и Лондоне.
Национальный колорит и великолепная музыка не оставляли зрителей равнодушными.
В конце 1909 года Кальман познакомился с удивительной женщиной Паулой Дворжак, которая надолго вошла в его жизнь, взяв на себя все заботы о молодом композиторе. Она стала не только его женой, но и преданным другом, мудрым советчиком.
Один из биографов композитора Р. Эстеррейхер писал: «Все оперетты, написанные Имре Кальманом в эти годы, должны были бы иметь на титульных листах одинаковую надпись: «Пауле посвящается».
В 1910 году вскоре после возвращения Кальмана в Будапешт, в Театре комедии состоялась премьера его оперетты «Отставной солдат». До начала Первой мировой войны Кальман написал ещё оперетту «Маленький король», которая не вызвала восторгов у зрителей.
В начале войны Имре работал сразу над двумя произведениями: весёлой «Барышней Жужей» и над опереттой «Да здравствует любовь!» Премьера первой из них состоялась в Будапеште 23 февраля 1915 года и тоже была встречена холодно. Но после переименования её в «Мисс Весну» произвела впечатление на американцев.
Считается, что настоящий успех пришёл к Кальману после премьеры оперетты «Цыган-премьер», которая состоялась 11 октября 1912 года в «Иоганн Штраус театре». А начатая Кальманом в 1914 году оперетта, которую он назвал «Королевой чардаша», обессмертила его имя.
Несмотря на то, что премьера «Королевы чардаша» состоялась в Вене в разгар войны, это не помешало ей покорить Россию и Америку.
Антрепренер Сэведжа из Вашингтона предложил Кальману переехать за океан, но композитор не согласился.
Осенью 1918 года распалась Австро-Венгрия. Появились такие новые государства, как – Австрия, Венгрия, Чехословакия.
Кальман и его жена Паулина по их решению в 1918 году стали гражданами Венгерской республики, получив у австрийских властей паспорта иностранцев, проживающих в Вене.
Кальман приступил к работе над «Графиней Марицей». Параллельно с ней он начал писать партитуру оперетты «Баядера». Мелодия арии «О, Баядера…», быстро разошлась по всему миру.
Во время триумфа «Марицы» заболела туберкулезом Паула и оказалась прикованной к постели. Врачи сражались за её жизнь несколько месяцев, но, увы. Заболел диабетом отец Кальмана, и надежд на его выздоровление не было.
В это тяжелое время Кальман приступил к написанию оперетты «Принцесса цирка». Её премьера состоялась 26 марта 1926 года в театре «Ан дер Вин» и сразу покорила сердца зрителей многих стран.
3 февраля 1928 года не стало Паулы, её кончину композитор переживал очень тяжело. Уже ни с кем у Кальмана не будет такой душевной близости, как с Паулой. Была в его жизни связь с актрисой Агнессой Эстерхази, но к браку она не привела.
Однажды весной в кафе Кальман заметил красивую, но очень скромно одетую девушку. Она оказалась дочерью русского офицера царской армии, который погиб в Первую мировую войну, уроженкой Перми. Звали её Вера Макинская, и она была на 30 лет моложе Имре. После революции девушка вместе с матерью эмигрировала из России, и безуспешно пыталась стать киноактрисой. Актрисой Вера не стала, но стала женой великого Кальмана.
После женитьбы молодые переехали в «Виллу роз», где в 1929 году у них родился первенец Чарли. Кальман начал работу над опереттой «Фиалка Монмартра» и посвятил её жене. Позднее у пары родились две дочери – Лили и Ивонка.
Кальман был на пике славы. Вера устраивала роскошные приёмы, на которые собирались все знаменитые и влиятельные лица. Хотя сам Кальман был абсолютно равнодушен в роскоши и блеску. Всё, что он хотел – это писать музыку.
30 октября 1932 года было отпраздновано 50-летие Кальмана. Поздравительные телеграммы пришли из многих стран. Правительство Франции наградило его орденом Почётного легиона
Кальман приступил к написанию оперетты «Императрица Жозефина», премьера которой состоялась 18 января 1936 года в цюрихском городском театре.
Тем временем над Европой сгущались тучи, приближалась Вторая Мировая война. В 1938 году в Австрию вторглась немецкая армия, и почти сразу начались гонения на евреев. Правда, Кальману немецкие власти, ссылаясь на распоряжение Гитлера, пообещали присвоить звание «почётного арийца». Но композитор вежливо отказался и уехал вместе с семьёй сначала в Цюрих, затем в Париж и, наконец, в 1940 году в США – в Калифорнию.
В Голливуде он почувствовал себя неуютно, всё здесь казалось чужим и культура, и нравы, и быт.
В 1941 году Музыкальный колледж в Нью-Йорке присвоил Кальману степень почётного доктора. В 1942 году произошла размолвка в семье Кальмана, и он развёлся с Верой, но через несколько месяцев они снова сошлись.
В последние два десятилетия своей жизни Кальман сочинил всего две оперетты – «Маринку» в 1945 году и незадолго до смерти «Аризонскую леди». Они имели успех, но не такой ошеломительный, к которому привык композитор.
После разгрома нацизма, Кальман ездил в Европу, возложил венок на могилу Легара, и снова вернулся в США.
В 1949 году после инсульта его частично парализовало. Но как только самочувствие композитора немного улучшилось, он по настоянию Веры, переехал в 1951 году в Париж, где его окружили почётом, правительство Французской республики наградило Кальмана Офицерским Крестом, который почти никогда не вручается иностранцам. Кальман прожил ещё два года.
29 октября 1953 года он дописал оперетту «Аризонская леди» и на следующий день покинул этот мир.
Похоронен, Великий Имре Кальман, как он сам завещал, на Центральном кладбище в Вене. На его могиле установлена стела из чёрного мрамора, на фоне которой стоит плачущая муза.
В Австрийской национальной библиотеке открыта мемориальная комната Кальмана.
Музыка оперетт Кальмана – олицетворение торжества жизни, её праздничность, лёгкость и красота не оставляют слушателей равнодушными. В ней звучит дух венгерской народной песне.
Но венгерские мотивы, при всей их сочности и колорите не мешают музыке Кальмана быть близкой любому человеку, в каком бы уголке мира он ни жил.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.