Застенчивость у детей: как помочь ребенку?

Застенчивость у детей: как помочь ребенку?

Некоторые дети очень общительны и активны, а другие – застенчивы и скромны. Застенчивость – это именно та черта характера, которая мешает и самому ребенку и его родителям. Что же делать? Как помочь ребенку?

Причины застенчивости

Застенчивость – это способ психологического взаимодействия с окружающим его миром. Это страх перед возможной опасностью, отрицание чего-то нового. Часто ребенок стесняется себя, даже если его хвалят. Он не хочет привлекать к себе излишнее внимание. А еще такие дети часто бояться начать новое дело (вдруг не получится). Застенчивые дети более ранимые, чем другие. К тому же, застенчивость особенно обостряется в возрасте с 3 до 5 лет, когда у малыша еще нет достаточного коммуникативного опыта. И с 12 до 16 лет, в подростковом сложном возрасте.

Почему развивается стеснительность? Причин может быть много:
восприимчивая нервная система – если у ребенка обострена чувствительность, он пытается выстроить вокруг себя барьер и не подпускать чужих людей близко;
физические особенности – если кроха в детстве перенес болезнь, получил ожог, то он начинает стесняться своей внешности. Возникает комплекс неуверенности, неполноценности;
оценка родителей – если взрослые постоянно ругают, не хвалят малыша, он вырастает неуверенным в себе, и развивается робость и стеснительность;
стрессовая ситуация – если взрослый человек (например, воспитатель) часто унижает ребенка, он это запоминает и боится общаться с другими взрослыми;
страх сделать ошибку – ребенок боится, что у него что-то не получится, и его накажут или будут над ним смеяться.

То есть, причин может быть много. Важно найти то, что заставляет ребенка быть таким: стеснительным и робким.

Как распознать застенчивость?

Если ребенок стесняется изредка и ему это не мешает заводить друзей и общаться, ничего страшного. Но если малыш становится чересчур застенчивым, ему нужно помочь.

Вот основные признаки чрезмерной стеснительности:
•желание убежать от боязни, а не преодолевать ее;
•осторожность в любых делах;
•резкое перевоплощение активного ребенку в испуганного при виде чужого человека или группы незнакомых детей;
•сильная реакция на стресс – учащенное дыхание, тихий голос, повышенный пульс;
•чрезмерная самокритичность;
•скрытность;
•неуверенность в себе.

Конечно, застенчивость имеет некоторые положительные черты. Застенчивый ребенок имеет более тонкие грани души, он чуткий, порядочный и ответственный. Чаще всего такими качествами обладают меланхолики и флегматики. Такой малыш не скучает в одиночестве, чаще всего он обладает многими талантами (рисует, поет, лепит). То есть, безусловно, некоторые плюсы есть. Однако существует тонкая грань между приемлемой застенчивостью, которая не мешает ребенку и чрезмерной стеснительностью, которая делает его неуверенным в себе, слишком самокритичным.

Как справиться с застенчивостью у малышей?

Родителям самых маленьких можно посоветовать не торопить и не заставлять ребенка действовать. Малышу надо привыкнуть и освоиться в новой обстановке. Стоит быть терпеливее. Нужно постоять рядом, показать, что здесь безопасно.

Не стоит подталкивать ребенку к другим детям, если они играют. Ребенок может опасаться к ним подходить. Пусть сначала понаблюдает. Возможно, через несколько минут он сам без страха пойдет играть. Если же нет, можно попробовать включится в игру взрослому, и тогда ребенок увидит, что это безопасно и интересно и начнет играть.

И в целом, вводить малыша в коллектив надо постепенно. Нужно, чтобы он медленно втягивался и привыкал к коллективу. Не стоит его торопить. Однако и затягивать с пребыванием рядом с малышом не стоит, иначе он решит, что взрослый всегда будет рядом.

Как помочь младшему школьнику?

Если застенчивостью страдает ребенок 6-10 лет, родителям придется постараться. Прежде всего, не стоит называть свое чадо застенчивым, особенно при чужих людях. Кроме того, важно хвалить ребенка за любой успех, за самые незначительные проявления смелости и уверенности в себе. Полезно мотивировать ребенка играть в шумные игры, кричать, бегать, прыгать, петь. То есть открыто выражать свои эмоции.

С младшим школьником следует играть в игры про общение, инсценировать процесс дружеского общения. И в целом, рассказать, почему общение с другими людьми интересно и полезно, можно поделиться своим опытом преодоления стеснительности. Обязательно нужно учить ребенка правильно реагировать на агрессивного собеседника, рассказывать, как можно постоять за себя.

А еще надо учить ребенка нравится другим людям без слов. Например, делиться игрушками или конфетами, подать руку, если требуется помощь, улыбаться и быть приветливым с окружающими людьми.

Что делать с подростком?

В подростковом возрасте ребенок, который раньше был довольно общительным, может неожиданно стать застенчивым и неуверенным в себе. Если же ребенок и раньше был довольно робким, то в 12-16 лет положение может усугубиться.

Что делать? Родители должны быть очень терпеливы и действовать нужно аккуратно. Подросток обычно резко реагирует на малейшие проблемы, неприятные разговоры и может огрызаться даже без повода.

Итак, родители должны давать больше свободы ребенку, не контролировать каждый его шаг. При этом воспитывать ответственность за свои поступки. У подростка должно быть личное пространство, не стоит постоянно лезть в его дела.

При этом важно поддерживать в ребенке уверенность в себе и своих силах. Для этого можно записаться в кружок по интересам, в спортивную секцию. Достижения там помогут обрести уверенность в себе.

А еще важно всегда поддерживать ребенка и любить его, независимо от того общительный он или нет, застенчивый или нет.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.