Ювелирные шедевры Узбекистана: от традиций к современному искусству

Ювелирные изделия Узбекистана насчитывают более трех тысячелетий. Историки считают, что самые первые находки относятся к XII веку до нашей эры. Украшения Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента и Ферганской долины всегда были популярны как на Востоке, так и на Западе. Узбекские украшения, подобно индийским, обладали не только декоративной функцией, но и считались обладателями магических качеств. Так, например, рукояти оружия украшали бирюзойВеря в силу камня, воины надевали его на бой, ожидая придания сил и мужества. А чтобы избавиться от бесплодия, женщинам помогали ожерелья из янтаря, коралла, мелких монет. Для сохранения красоты носили ожерелья из янтаря. Количество украшений зависело от возраста и материального положения. Женщины Средней Азии и сейчас носят украшения с самого детства.

Украшения Узбекистана узнаваемы своей исключительной красотой. В их создании использовано множество крошечных деталей и элементов необычной формы. Серебро было любимым материалом многих ювелиров, а вот в Бухаре предпочитали золото.

Ювелирные изделия создавались с помощью специальных инструментов: дахандам – медной трубочки, с помощью которой ювелиры своим дыханием придавали деталям нужную форму. Для закрепления и вытягивания элементов, а также для установки драгоценных камней мастера использовали тонкие заточенные щипцы и пинцеты.
На столе мастера находилось множество молоточков, наковаленок, клещей и щипцов. Весы всегда присутствовали на рабочем месте мастера, помогая сохранить каждую крошку драгоценного металла.
Зернь — одна из любимых техник ювелиров. Это узор из множества металлических шариков. Некоторые мастера использовали стекло, поэтому драгоценные камни в некоторых узорах дополнялись стеклянными или эмалевыми фрагментами. Серебро классифицировали как мягкое и твердое; мягкое применялось для покрытия изделий, а из твердого серебра создавали проволоку для изготовления… кольца, цепи, серьги….

Серебряная чеканка была популярным видом художественных изделий. Этот способ обработки металла заключался в нанесении рисунка на лист с помощью инструментов и особых приемов, требующих высокого мастерства. Узбекские мастера прославились своей разнообразной чеканкой. Чтобы вырезать узоры применялись специальные инструменты: стамески разной величины, по которым мастер бичом молотком определенной силы. Так на изделии отпечатывался след разной глубины. Многократные удары создавали рельеф, соответствующий задуманному рисунку. Форма узоров узбекских мастеров передавалась с большой выразительностью и точностью, что свидетельствует о высокой квалификации исполнителя. Каждый мастер имел свой собственный стиль работы.

В украшениях использовались драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг, бирюза, кораллы, сердолик. Сердолик ценили особо, полагая, что он принесет счастье, здоровье, сбережет от опасностей. Древние браслеты подтверждают такое трепетное отношение к сердолику – почти все изделия украшены этим красивым и благородным камнем. Узбекские мастера предпочитали шлифовать камни, вместо огранки, чтобы выделить красоту и естественную текстуру каждого минерала.

Бухара традиционно славилась не только как крупнейший поставщик драгоценных изделий, но и как школа ремесла. Мастера города на протяжении веков оказывали влияние на художественные вкусы. Стилистика их работ отличалась изобилием подвесок и соединений особого типа, придающих изделиям воздушность и легкость. В работах использовались филигрань, ажурные прорези, зернь, а также самоцветы – аметисты, бериллы, бирюза, кораллы. Украшения узобекских мастеров изобилуют формами и деталями. Налобные украшения, нагрудные и браслеты, серьги, кольца… Внимательно изучить множество украшений узбекских женщин займет много времени. Расскажем лишь о некоторых из них.

Украшения для головы у узбекских женщин.

На свадьбу девушкам родственники дарят целые комплекты украшений. Больше всего украшений должна быть у невесты. Например, традиционное бухарское изделие Тилля-Кош – золотой ажурный кокошник с позолотой, бирюзовым крапом и фигурными подвесками.

Тилля-кошВенец невесты, также известный как «золотые брови», является одним из самых старых свадебных украшений Средней Азии. Позолоченные серебряные дуги повторяют изгиб бровей, над лбом возвышается ажурная диадема, украшенная бирюзой или кораллами. Разноцветные подвески из стекла и жемчуга добавляют красок красоте девушки. Украшения невесты полностью охватывают голову, спускаются по сторонам лица, закрывают шею и грудь. Так считалось, что это защитит невесту от болезней и злых сил. Традиционный костюм невесты был богат украшениями. Старинные налобные повязки баграк поражают своей красотой. В коллекции Ташкентского Музея декоративно-прикладного искусства можно увидеть это украшение. Баграк состоит из подвижно соединенных серебряных фрагментов, украшенных длинными подвесками. Каждый фрагмент декорирован золочением, тиснением, инкрустацией полудрагоценными камнями, окруженными мелкой крошкой бирюзы. ШашпоЭто одно из главных украшений Бухары. Оно состоит из нескольких рядов бус из серебра и позолоты, жемчуга и кораллов, между которыми расположены шелковые кисточки с металлическими навершиями. Такое украшение наматывали на головной убор, а нити красиво свисали вдоль лица.

Узбекские украшения для волос

Женские наряды украшали прически: вплетая ленты из черного шелка с серебром или позолотой, а также подвески к косам. С появлением ребёнка женщина стала носить меньше украшений, со временем количество сокращалось, а после 40-45 лет ограничивалась кольцами и серьгами.

Серьги

В Узбекистане ювелиры делают особенное внимание серьгам. В Фергане популярны серьги «кашкар-болдак», в Бухаре — «шибирмак» с лепесткообразной формой и большим камнем, часто рубином, окружённым жемчужинами. Излюбленной была форма полумесяца, серьги с подвесками в виде виноградной кисти, ажурной филигранью или тиснением. Форма серег часто повторяла мотивы солнца и звезды.

Кольца и перстни

В Узбекистане также ценятся кольца. Их носили почти на каждом пальце, кроме третьего, потому что существует поверье, будто кольцо на третьем пальце принесет одиночество. Украшением колец служили драгоценные или полудрагоценные камни: сердолик, кораллы, бирюза, жемчуг, рубины. Часто в кольцах был один центральный крупный камень, окруженный несколькими мелкими камешками.

Нагрудные украшения

В Узбекистане очень популярны нагрудные украшения сложном форм. В них непременно присутствуют серебряные пластинки с камнями, филигранью и эмалью, составляющие несколько рядов. Узбекские женщины особенно ценили коралловые ожерелья, сплетенные в несколько рядов. Металлические ажурные или эмалированные пластинки располагались между камешками, а в центре находился большой медальон с узорами и камнями. Хлопковые нити украшали бисером и монетами или круглыми металлическими пластинками, имитирующими монеты. В изделиях ряды пластинок чередовались с рядами цепочек, а в центре располагалась пластина с отличающейся формой, размером и роскошной отделкой.

Старинные ювелирные украшения Средней Азии часто представляют собой амулеты в виде футляров, которые одновременно служили украшением и оберегом. Разнообразные по форме, они тщательно украшались и снабжались молитвами, защищающими от злых сил. Такие амулеты подвешивали к ожерельям и носили на груди. Браслеты узбекского производства бывают как тонкими с изящным узором, так и массивными, покрытыми чернью. Могут быть замкнутыми и открытыми. На них часто присутствует гравировка, ажурная сквозная резьба, филигрань или сеточка.

Каждый регион Узбекистана отличался своими ювелирными традициями и мастерством. Бухарские ювелиры предпочитали литье, ковке, зернью, гравировке, накладной и ажурной филиграни, также использовали инкрустацию драгоценными камнями. Изделия из Бухары славились интересными формами, богатой отделкой и проработкой мелких деталей. Популярными украшениями Бухары являются бибишаки — ювелирные изделия, похожие на полумесяц с мотивами цветочных бутонов. Носили бибишаки как одиночные украшения на лбу или парные на висках. Женские украшения Хорезма обладают уникальным дизайном. Примером служит Такьядузи – женский головной убор из металлических пластин с подвесками, внешне похожий на воинский шлем. На головных уборах располагали большое количество подвесок: листиков, пластинок и монет, нанизанных на нити. При ходьбе девушки это создавало звон, который считали оберегом от злых духов. Украшения Хорезма имели сложную форму и множество многоярусных мелких подвесок из бусин, камней или металлических пластин. Изделия отличались прекрасными декоративными качествами и богатством. Все детали в них были проработаны с особой тщательностью, особенно выразительны символы плодородия с инкрустацией из цветного стекла. Ювелиры Ташкента часто применяли накладную филигрань, украшая её разноцветными стеклами. В изделиях доминировали красные и голубые оттенки. Мастера Самарканда отливали изделия из маленьких колец, напоминающих соты, и подвешивали к ним цепочки из серебра. Ювелирные украшения самаркандцев поражают лёгкостью и воздушностью. Продукция школы ювелирного искусства Ферганской долины выделяется изысканным убранством, благородством цветовой гаммы и мастерской работой по обработке деталей.

Мастера со временем совершенствовали формы изделий, но оставались верны традициям и чертам местного искусства. В каждой области выбирали определенный камень и технику работы. Хорезм славился изделиями из кораллов и бирюзы, исполненными штамповкой. Бухара дарила филигрань, штамповку, жемчуг и рубин. Кокандцы предпочитали зернь, в Ташкенте ценили золото, каракалпаки – изделия из серебра с сердоликом, а сурхандарьинцы – серебряные работы с кораллами. С момента возникновения украшений прошло множество веков, однако их внешний вид претерпел незначительные изменения. Традиционные орнаменты остались неизменными, а способы украшения сохранились до наших дней. Сегодня стоит выделить особую ценность украшений Зарафшанского ювелирного завода и Ташкентской фабрики, воспроизводящих древние мотивы. Узбекистан находится в центре Средней Азии. Его история насчитывает множество веков и связана с великими народами. На его территории возникли первые государственные образования: Древняя Бактрия и Большой Хорезм. Через эту землю проходили дороги Великого Шёлкового Пути. Узбекистан – родина древней культуры, где была основана первая в Средней Азии академия наук.

В период правления Тимура Самарканд превратился в столицу Востока, став центром светской, духовной и научной жизни. В Хорезме жили и трудились учёные и поэты, чье наследие доступно всем людям. Город Хива — музей под открытым небом с уникальными постройками и сооружениями, занесенными в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Хорезм прославлялся шелковыми нарядами и коврами, изготовленными вручную, вышивкой сюзане, резными деревянными дверями и колоннами, керамикой и драгоценностями. Ювелирное искусство древних государств достигло высокого уровня развития.

На городище Дальверзин-тепе в долине Сурхандарьи на юге Узбекистана археологи обнаружили драгоценные изделия и украшения из золота, серебра и самоцветов. Находки относятся к греко-бактрийской эпохе. В ходе раскопок также были обнаружены изделия из слоновой кости, самые древние в мире шахматные фигуры (I-II века н. э.), монеты и изящная керамика. Изучением древнего городища, начавшемся в 1967 году, была открыта храм бактрийской богини, уникальные образцы живописи и руины буддийского храма I века нашей эры. В Узбекистане возрождались, процветали и исчезали великие государства, оставившие богатое культурное наследие: Бактрия, Согд, Хорезм, Кушанское царство, Парфия и другие. Все эти государства располагались полностью или частично на территории современного Узбекистана. Автор: Татьяна Дмитриева

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.