На Западе японской йогой называют учение «Син Син Тоитсу До», что в переводе с японского языка означает «Путь интеграции тела и сознания». В ХХ веке эту систему придумал японский учитель и врач Темпу Накамура. Для простоты произношения и запоминания школу еще сокращенно называют Синдо или динамическая йога. Ее суть становится более понятна после знакомства с автором.
Мастер Накамура родился в 1876 в семье потомственных самураев. Еще в юношестве он практиковал японские боевые искусства (в частности айкидо), неотъемлемой частью которых являются и духовные практики. Также будущий создатель японской йоги считался отличным фехтовальщиков. Другим интересом Накамуры были оздоровительные практики и врачевание. Позже Накамура получил профессиональное медицинское образование в Европе и США, а влияние боевых искусств ощущается в предлагаемых им динамических упражнениях и медитациях школы Синдо.
Почему «японская», теперь понятно, а вот почему Синдо ассоциируют с йогой? К школам йоги учение мастера Накамура по большей части причисляют за сочетание в себе восточной мудрости с современными научными знаниями в области психологии, анатомии и физиологии.
Программа тренировок по японской йоге включает прежде всего упражнения на развитие гибкости, дыхательные практики, техники эмоциональной и психологической релаксации, упражнения на улучшение концентрации сознания и внимания, обертонное пение, что и обеспечивает школе схожесть с основами древней индийской философии йоги. При этом мастер Накамура привносит в свое учение такие особые элементы, как работу с деревянным мечом и палкой в динамических асанах, японский массаж и самомассаж и др.
При этом учение Синдо призывает своих последователей мыслить позитивно, тренироваться постоянно и двигаться в совершенствовании своего тела постепенно. Мягкость и ритмичность: вот, пожалуй, две характеристики, которые наилучшим образом характеризуют японскую йогу. Синдо подкупает своей простотой, как в гимнастике, так и в предлагаемых дыхательных упражнениях, вибрационных техниках. Однако эта простота не умаляет эффективности метода в достижении позитивного мировосприятия, гармонии тела и разума, осознанности в понимании происходящего вокруг.
Синдо может практиковать любой человек: от 3-летнего ребенка до 80-летнего старца. Для японской йоги подойдет любой формат: ее можно встроить в свой день в виде утренней зарядки или разминки в офисе, ею можно заниматься дома и на природе.
Давайте же посмотрим конкретные примеры упражнений, предлагаемые мастером Накамура. Он не называет их асанами, но по сути они таковыми являются.
Так, растяжка вперед в Синдо – это ни что иное, как Пашчимоттанасана из хатха-йоги.
Выполняется она сидя. Пальцы ног нужно подать на себя, пятки потянуть вперед, а колени выпрямить. Это обеспечит хорошую растяжку задней поверхности ног. Корпус нужно наклонить вперед и потянуться к ногам грудью, не скругляя спину. Ладонями по возможности попробуйте обхватить стопы. Цель данного упражнения растянуть стопы, лодыжки и заднюю поверхность ног.
Паршва упавишта конасана и упавишта конасана в Синдо применяются для растяжки ног, бедер, области паха и спины. Позы выполняются сидя с широко разведенными в сторону прямыми ногами. Как и в предыдущей асане, пальцы ног нужно подать на себя, пятки – от себя. Паршва упавишта конасана предполагает наклон из описанного положения сначала к левой ноге, а затем – к правой. Упавишта конасана – это наклон из Конасаны вперед.
Также для растяжки бедер, паха, ног, спины в Синдо используется Поза бабочки – Баддха конасана. Асана выполняется сидя с согнутыми в коленях ногами и соединенными стопами. Коленями нужно потянуться в пол. При этом пружинящие движения коленями вверх-вниз действительно напоминают движения крыльев бабочки.
Следующий этап растяжки – это наклон вперед из Баддха конасаны. Спина должна оставаться прямой. Успех выхода в асану обеспечит полное расслабление.
Супта Вирасану или Позу героя лежа в Синдо находим как рекомендацию для растяжки бёдер, колен, лодыжек, спины, абдоминальной области, грудной клетки, плеч и рук.
Для выхода в асану из положения стоя на коленях нужно медленно опуститься на спину, а руки расположить на полу, вытянув вдоль головы. Из этого положения поочередно поднимайте над полом то левое, то правое плечо и выполняйте скручивание в противоположную сторону. При этом колени должны оставаться на полу, плотно прижатыми друг к другу.
Особенностью же выхода в асаны в японской йоге являются мягкие покачивающие движения в позах с постепенным увеличением амплитуды, а не просто расслабление в статике. Но также, как классическая йога, Синдо не приемлет насилия над собой. Растяжка должна совершенствоваться постепенно, без резких движений, которые могут привести к травмам.
Расслабляющая музыка в ритме 4/4 является идеальным сопровождением для японской йоги. Синдо учит идеальной пропорции между ритмом, релаксацией и координацией. В конце концов вы добиваетесь того, что, занимаясь растяжкой расслаблены, дышите ровно, ваши ум и тело едины и находятся в полной гармонии друг с другом и окружающим миром.
Мастер Накамура прожил 92 года, оставив после себя удивительное учение, имеющее на сегодня последователей не только в самой Японии, но и далеко за ее пределами. Мы надеемся, что нашим читателям японский «Путь интеграции тела и сознания» станет помощником и мудрым наставником в жизни. Ом!
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.